Назвать себя туристической державой с налаженной сетью туристско-экскурсионных маршрутов и развитой инфраструктурой мы еще не можем. Но тем не менее некоторые шаги по улучшению этого положения уже сделаны. В частности, Национальной программой развития туризма на 2001–2005 гг. намечено создание приоритетных природно-рекреационных и историко-культурных зон. В июне 2006 г. к их числу примкнет еще одна — белорусская часть Августовского канала.
Августовский канал относится к выдающимся гидротехническим сооружениям первой половины XIX в. и представляет собой сложную систему водных путей, рек, озер и сопряженных с ними судоходных и водосбросных шлюзов. Изначальное предназначение канала, проложенного в качестве транспортной артерии, связывающей реки Висла и Неман вплоть до выхода в Балтийское море, сегодня утрачено.
Свои истоки этот водный путь берет на польской территории в озере Сервы, недалеко от г. Августова. Общая протяженность Августовского канала составляет 102 км, 21 из которых проходит по земле Беларуси. Его белорусская часть начинается на линии границы с Польшей за 1,8 км до пограничного шлюза “Кужинец”, от которого еще 1,6-километровым отрезком тянется по приграничной территории. В Гродненской области канал протекает по оси частично спрямленной в 1830-х гг. реки Черная Ганча и переходит в свое непосредственное русло — искусственно вырытый участок длиной 6 км до соединения с Неманом.
Авторский коллектив комплексной реконструкции Августовского канала: генпроектировщик архитектурного проекта — Республиканское проектно-изыскательское предприятие “Белгипроводхоз”, генеральный план канала и схема территориальной организации прилегающего к нему района разработаны УП “БелНИИПградостроительства”.
Заказчик реконструкции объекта — Гродненский облисполком.
Именно этому объекту отводится роль шлагбаума, который откроет дорогу потокам иностранных туристов в нашу страну и положит начало развитию в Беларуси международного туризма. Предпосылок тому несколько. Белорусская часть Августовского канала является связующим звеном в водной цепи, соединяющей Польшу и Литву, это — кратчайший речной путь в Прибалтику. И путешественники, пожелавшие прямым маршрутом добраться до берегов Балтийского моря, непременно воспользуются им. Причем его прибрежные пейзажи не будут уныло однообразными, ибо белорусская часть канала издавна славится уникальными природными комплексами: она пересекает территории заповедных лесных массивов — Августовской и Гродненской пущ. Любопытными также являются исторические гидротехнические сооружения, сетью которых охвачен весь канал. Но искушенного интуриста только живописными красотами и памятными местами не привлечешь. Ему в довершение всего нужны комфорт в проживании, хорошо организованный сервис и разнообразные экскурсионные программы. И такие условия на Августовском канале будут созданы!
О планировочной организации района, прилегающего к каналу, рассказывает главный архитектор проектов УП “БелНИИП- градостроительства” Владимир Григорьевич Исаченко:
— Согласно генеральному плану, вся прибрежная территория разбита на 10 функциональных зон, в каждой из которых будут сконцентрированы объекты и сооружения, необходимые для полноценного обслуживания туристов, экскурсантов и отдыхающих. Все они капиталоемки и рассчитаны на долголетнее строительство. Поэтому предусматривается разработка целого ряда привлекательных инвестиционных проектов, реализация которых позволит создать не только широкомасштабный туристский комплекс, но и снимет проблему инженерно-транспортного обеспечения, благоустройства и модернизации жилого фонда многих поселений.
В схеме территориальной организации района Августовского канала следует выделить 3 основных участка: “Деревенский”, “Узловой” и “Немново”. Хотя они и различаются по виду организуемого досуга, концентрации инфраструктуры, но объединены одной целью — максимальным привлечением туристов.
Основной комплекс сельского туризма сосредоточится на участке “Деревенский”. Для этого существуют необходимые предпосылки: выгодное месторасположение, живописный рельеф и наличие незаселенных территорий. Так, во входящей в состав зоны прибрежной деревне Усово планируется создать все условия для полноценного и долговременного отдыха: проживание в сельских домиках-бунгало, мини-ресторан с домашней кухней, блок бытового обслуживания, автостоянки с навесами, автозаправка. Из релаксационных объектов на данной территории намечено разбить мини-лесопарк с пешеходными аллеями, беседками, построить гольф- клуб, а из экскурсионных — укрепленные фортификационные сооружения и доты времен Великой Отечественной войны.
В деревне Рынковцы — второй составляющей комплекса “Деревенский”, на базе бывшего кирпичного завода будет основан центр-кемпинг. В нем разместятся автопривал с палаточным городком и благоустроенными пляжами и причалами, спорткомплекс с игровыми площадками, ресторан-кабаре и сувенирные лавки. Планируется также организовывать пешие экскурсионные туры к расположенной в окрестности села, на территории Сопоцкинского ботанического заказника, группе лесных озер.
Участок “Узловой” станет следующим композиционным ядром на туристском маршруте. Он задуман как главный культурно-массовый комплекс с центром в поселке Соничи. Находясь на пересечении основных водных и автомобильных путей, эта территория как нельзя лучше подходит для организации выставок народных промыслов, ярмарок-продаж поделок и сувениров местных ремесленников. С этой целью в деревне создадутся специализированные торговые павильоны, сеть объектов обслуживания. Комфортному отдыху на природе будут способствовать оборудованные места для пикников, беседки, навесы со скамейками, парк с декоративным водоемом, аквапарк и эстрадное поле. Для водного транспорта планируется построить причалы, для автомобильного — специализированные стоянки. Среди запроектированных объектов фигурируют также Музей леса и памятник воинам, павшим в Отечественную войну 1941–1945 гг.
Кроме того, на участке “Узловой” намечено восстановление шлюза-регулятора “Черток”. Он позволит возродить крутые перепады реки Черная Ганча, частично спрямленной под русло Августовского канала и поворачивающей в районе Чертока на север. Любопытен и шлюз-регулятор “Куркуль”, на котором построена малая ГЭС и откуда по бурливой реке Осташенка начинается трасса водного слалома.
Участок “Немново” относится к основным историко-культурным достопримечательностям Августовского канала, ибо это комплекс, объединивший в себе заповедную ландшафтную зону и выдающееся инженерно-техническое сооружение — единственный на Августовском канале 3-камерный шлюз “Немново”. Расположенный в устье канала при впадении в Неман, он завершает туристский маршрут по водной артерии, если следовать с польской стороны, и начинает его — если путешествовать с белорусской. На этом участке предусмотрено создание природного парка “Старое русло” у села Дмисевичи, площадок для пикников. Обустройство коснется и прибрежных территорий: в затоке Немана планируется построить малый порт для стоянки и техобслуживания судов.
Ко всему прочему в “Немново” есть возможность культивировать еще и спортивный досуг: здесь финиширует трасса речного слалома.
Каждый из перечисленных участков запроектирован с учетом максимальной приближенности к исторически существующим реалиям: в окружающей среде сохраняется экологическое равновесие, при обустройстве населенных пунктов неизменной остается “народная” архитектура постоялых дворов. Все зоны связаны между собой и окружающей поселенческой системой автомобильными дорогами. Водную магистраль дублирует автотрасса, что позволяет путешествовать не только речным видом транспорта.
В системе функционирования зон отдыха туристского комплекса “Августовский канал” роль главной административной единицы и центра экскурсионных маршрутов отводится поселку городского типа Сопоцкину. Согласно архитектурному проекту, в нем разместится дирекция Августовского канала. Здесь планируется создать широкую сеть инфраструктуры: гостиничные комплексы, жилые дома для персонала, междугородный пункт связи, объекты питания и медпункты, систему транспортного обслуживания: СТО, АЗС, прокат средств передвижения и стоянки для машин и т.д. Из поселка будут следовать дополнительные маршруты к расположенным рядом Святскому дворцу, усадьбе “Радзивилки” и по достопримечательностям Гродно. В Сопоцкине существуют также предпосылки для развития круглогодичного туризма и организации спортивных мероприятий в зимнее время. В ареале поселка находится Сопоцкинская возвышенность, перепады рельефа которой достигают 80–90 м. Поэтому данная территория резервируется для создания горнолыжного комплекса.
Каждый из запроектированных объектов несет не только сугубо рекреационную и туристскую функцию, но и способен решить некоторые социально-экономические задачи. В частности, введение проектов в эксплуатацию повлечет за собой организацию новых рабочих мест. В результате устранится проблема занятости, существующая в настоящий момент во всех населенных пунктах, жители которых вынуждены искать заработок далеко за пределами места жительства.
О реконструкционных мероприятиях по обустройству Августовского канала рассказывает главный инженер проекта РПИП “Белгипроводхоз” Антон Иванович Капустинский:
— Белорусская часть Августовского канала в регенерации нуждается давно. С начала 1950-х гг. она практически не эксплуатировалась, поэтому некоторые участки русла, а особенно берега, подмыты и обрушены. Около 60% поймы реки Черная Ганча, по которой проходит канал, заросло древесно-кустарниковой растительностью. В неудовлетворительном состоянии находится большинство гидротехнических сооружений: произошли частичные обрушения облицовки стен и камер водосбросных и судоходных шлюзов, отсутствуют подходы к ним.
На польской территории работы по реконструкции канала практически завершены. Более того, там уже налажен регулярный водный туристский маршрут, который обслуживают небольшие суда (до 30 м в длину и 5 м в ширину). Нашей стороной принято решение о возобновлении аналогичного судоходного сообщения по белорусскому отрезку Августовского канала. Поэтому некоторые проектные параметры водного пути пришлось корректировать. В частности, ширина канала, которая позволит разойтись двум судам, должна быть 17 м и глубина — минимум 1,5 м. Согласно нормативам, для безаварийного прохождения судов со скоростью 5–10 км в час необходимы соответствующие радиусы поворотов, создать которые возможно только спрямлением отдельных извилистых участков водного пути. Все эти требования и легли в основу комплексных мероприятий по восстановлению Августовского канала.
Проектом реконструкции предусмотрены частичное расширение русла канала, ликвидация мелководий, которые неизбежно появятся при подъеме уровней воды, укрепление берегов от разрушения, ремонт домов смотрителей, перестройка мостов и линий передач. Гидротехнические сооружения планируется восстановить с сохранением первоначальных и используемых ранее при ремонтах облицовочных материалов или с заменой на новые, аналогичные по своим характеристикам — клинкерный кирпич, блоки из гранита и песчаника.
Основной объем строительных работ выполняет ОУП “Гродномелиоводхоз”. С марта 2004 г. оно ведет подготовительные работы по расчистке русла канала от завалов и старых деревьев и противоаварийные мероприятия на гидротехнических сооружениях. В настоящее время уже проложены обводные каналы на гидроузлах “Кужинец” и “Домбровка” и соединительный — от судоходного шлюза “Немново” до реки Неман и др.
В целом проведение работ по реконструкции белорусской части Августовского канала и реставрации судоходных и водосбросных шлюзов позволит эксплуатировать водный путь в тех режимах, которые были предусмотрены первоначальным проектом (1825 г.), создать благоприятные условия для развития международного туризма и организации зоны отдыха для жителей не только Гродно, но и всей страны.