О белорусских дорогах узнавала корреспондент TUT.BY.
Кривые дорожки… в хорошем смысле
Некоторые поклонники автостопа со знанием дела говорят: плох тот город, у которого нет объездной. Почему? Такое утверждение вполне объяснимо хотя бы тем, что по объездной удобно миновать города, не пробираясь пешком или на общественном транспорте к другому выезду на трассу. А в целом - крупный населенный пункт без объездной дороги, расположенный на современном подобии пути "из варяг в греки" (читай – оживленном направлении), рано или поздно превращается в проходной двор. Транзитные автомобили приносят с собой целый ворох проблем. Каких именно – на примере Барановичей рассказал нам корреспондент одной из местных газет:
- Неподалеку от нашего города проходит трасса М1, "олимпийка". Прямо через город идет еще несколько значимых трасс. Объездную дорогу обещают построить уже несколько лет, но подвижки в обещанном строительстве стали заметны только в конце прошлого года. Пока транзит как шел, так и идет через город. Особенно это чувствуется на улице Брестской – там обычно много припаркованных фур. Пробок не наблюдается, но дороги разбивают изрядно – наши асфальт не успевают латать.
Как добавляют пользователи нашего портала, "задыхается от транзита, идущего направлениями Ганцевичи, Ляховичи улица Тельмана".
Все эти проблемы – и разбитые дороги, и загазованность перегруженных грузовым транспортом улиц – должна стать менее актуальными с появлением объездной. В конце прошлого года наконец начались долгожданные строительные работы. Как сообщает местная пресса, обход Барановичей будет длиной более девяти километров и соединит автодороги Р2 Столбцы - Кобрин и Р4 Барановичи – Ляховичи. Если ничего не изменится, строительство объездной закончат в нынешнем декабре, и будет стоить оно примерно 30 миллиардов рублей.
Как отметила в разговоре с корреспондентом портала TUT.BY начальник управления и научно-технического развития департамента "Белавтодор" Светлана Куцая, появление новых обходов городов в интересах не только их жителей, но и самих "транзитников".
- Благодаря обходам, сокращается время в пути, быстрее попадают к месту назначения грузы. Город можно оставить в стороне, вместо того, чтобы пересекать насквозь. Поделюсь собственным опытом. Мне с семьей приходится ездить к родным мимо Бобруйска. Когда не было обхода Бобруйска, приходилось ездить через сам город. Он очень большой по площади, там много частного сектора, несложно было перепутать дороги. В результате - только на то, чтобы проехать Бобруйск, уходило часа полтора-два. С открытием обхода стало значительно удобнее и быстрее, - называет еще одну причину строить объездные дороги Светлана Куцая.
Запрограммированные объездные
В программе "Дороги Беларуси", принятой Совмином еще в 2006-м, черным по белому прописано задание: до 2015 года построить обходы 11 городов. В списке – Барановичи, Верхнедвинск, Витебск, Калинковичи, Волковыск, Гродно, Лида, Слоним, Могилев, Молодечно, Пинск и поселок городского типа Пограничный. Всего при подготовке программы планировалось построить 142 километра объездных дорог общим финансированием 302, 8 млрд рублей.
Сегодня из всего списка мы имеем обходы Могилева и Слонима, а также западный обход Лиды. Появился обход и у Несвижа. За рекордные сроки (около полутора лет) по поручению президента построена объездная вокруг Беловежской пущи.
Остальные пока на очереди… Причем очередь в минувшем году растянулась на более долгий срок из-за сокращения финансирования госинвестпрограммы. Получается, для многих городов надежда – на год новый.
И, хочется верить, не беспочвенная. По крайней мере, на заседании правительства в минувшем декабре премьер-министр Михаил Мясникович пообещал, что в 2012 году будет завершено строительство объездных дорог вокруг Витебска и Гродно.
Участок обхода Витебска, соединяющий трассы Р20, М3 и Р25, был сдан в эксплуатацию еще в 2009 году. Сейчас идет строительство длинных отрезков Дыманово-Старинки и Старинки-Новка, которые свяжут Р25, Р87 и М8. В отдаленной перспективе дорожники хотят соединить новым участком трассы Р20 и Р115, а потом на северо-западе замкнуть кольцо вокруг Витебска.
Гродненскую объездную должен завершить восьмикилометровый участок с мостом через Неман (от Р44 до М6). Как отмечает "Вечерний Гродно", новая дорога сделает путь из польских Брузгов в Минск короче на пять километров. Скорее всего, эти пять километров для водителей не расстояние, но самим гродненцам дышать явно станет легче.
Новостью этого года стал указ Александра Лукашенко о строительстве западного обхода Бреста, подписанный 5 января. Новая дорога должна оптимизировать транспортные потоки между левым и правым берегом реки Мухавец, а также погранпереходов "Варшавский мост" и "Козловичи". В ближайшие два года обещают построить автомобильный мост через реку Мухавец и реконструировать улицу Зубачева. Потом возьмутся за создание путепровода через железную дорогу, а также за реконструкцию улиц Героев обороны Брестской крепости и Смирнова, а также сделают съезд с автомагистрали М1/Е30 в створе улицы Смирнова. Все строительство западного обхода Бреста должно завершиться в 2015 году.
Что касается остальных городов, то на различных форумах в интернете можно найти просьбы жителей Пинска и Молодечно (напомним, что в программе "Дороги Беларуси" эти города указаны) побыстрее построить объездные дороги и вокруг их городов. Особенно надеялись на строительство объездной накануне "Дожинок-2011" жители Молодечно. Однако, по словам Светланы Куцей, острой необходимости в этом пока нет.
- Пока проект обхода Пинска не делали, но стоит вопрос полукольца, от М8 до Р147 и Р6, - отмечает специалист "Белавтодор", - в перспективе есть обход Молодечно, в прошлом году дали задание на его проектирование. Однако, из-за недостатка финансирования, проектирование было приостановлено.
Интересная деталь: на карте Минской области, изданной в 2006 году РУП "Белкартография", объездная у Молодечно есть! Дороги на Вилейку и Радошковичи соединяет, если верить карте, обход Молодечно. Но лучше в данном случае карте не верить…
В прошлом году начались работы по строительству второй кольцевой вокруг Минска. Ее протяженность должна составить 158 километров. Рассчитано реализовать проект к 2017 году. Заметим, что в конце прошлого года финансирование начатых работ было также приостановлено. Сейчас инвестпрограмма на этот год ждет одобрения (или неодобрения) правительства.