Вы здесь

Жить стало веселее

Конечно, чуть-чуть, можно сказать, локально, но тем не менее…

Это о новых станциях минского, или, по сути, белорусского метро.

Здесь практически нет традиционных «тяжеловесных» гранитно-мраморных устоев и помпезных «монументов». Ибо авторы, видимо, напрочь отошли от советской еще традиции - создавать «подземные дворцы» с сопутствующим шиком, безмерным расточительством материально-художественных средств и идейно выдержанной, однозначной помпезностью. С этой точки зрения все сделано предельно экономично. А на уровне сугубо материальной затратности даже, пожалуй, на грани, за которой проступает то, что можно назвать подделкой или времянкой, эрзацем, суррогатом, «оформиловкой».

Однако из этой сложной, всем понятной экономической ситуации авторы вышли с честью. И сегодня их художественная легкость и ироничность невольно располагают к себе. Радует не столько декоративизм или «современность», сколько образность, аллегоричность замысла и исполнения.

«Пятроỳшчына». Неожиданно и приятно во глубине подземки видеть, как в разрезе, индустриальных урбанистических конструкций просматривается-таки незасмогованное словно усеянного звездами.

«Грушаỳка». Образ плодородного древа - солирующего «контрабасом» с гордо выставленным спелым нутром и в сопровождении дружного, в унисон воспевающего дородный урожай хора. Они приглашают пройтись вглубь сада, под сени столь же вызревших крон. Разве это не может не радовать, веселить белоруса, испокон веку - от первой борозды и до дожинок, от дожинок и до первой борозды - живущим этим неразрывным природным циклом бытия.

В этой новотроице несколько слабее выглядит станция «Мiхалова» с ее, в общем-то, избитой метафорикой и символикой белых большекрылых птиц и земли под ними, со стереотипным, фронтально-центрально-симметричным размещением. Это впечатление не спасает и некоторый, правда, также робкий, относительный авангардизм. Тем не менее, и эта станция сработана вполне элегантно, а главное дует в общую идейно-образно-художественно-стилевую дуду…

В качестве «соринки» в чужом глазу и «привередливости»: можно было бы найти совсем другой дизайн для расписания движением метропоездов, нежели бумажная распечатка, как самиздатовское, пиратское объявление, приклеенное скотчем. Где пришлось. В этой связи не могу не порадоваться нововведению наземных транспортников, предложивших минчанам на остановках световые табло со столь важной для всякого ожидающего информацией – они словно живут вместе с нами и понимают наши повседневные нужды. Спасибо!

Вот замечательный повод всерьез поговорить об образности в архитектуре, о ее современности и национальных чертах и духе. Ибо в новых «нишах» подземки, по моему, приоткрывается пресловутая белорусскость, с мотивами язычества, или непосредственной народности, естественности бытия в гармонии с природой, неподдельной и не кичливой верности-любви к родному и благодатному куту-месту под единым незасмогованным небом…

Однако в контексте приятной новости оставим это событие и вне профессиональной критики, и пока лишь поводом для более серьезного разговора в рамках печатного цикла нашего журнала - «Национальный вопрос» архитектуры.

И, продолжая сугубо новостной и оптимистичный характер настоящего мнения, хочется, дабы и далее дизайн нашего андеграунда-подземки не останавливался на взятых высотах, где важна как форма, так и содержание, как мастерство художников-исполнителей, так и общая концептуальность. Как в итоге и уважение к традиции. Причем, отнюдь не только и не столько формальной выразительности, сколько (чем и обрадовался-поделился выше) этнокультурной, ментальной, мировоззренческой, бытийственной.

Наконец, чисто умозрительные и чувственные впечатления, не лишенные, правда, прикладных соображений.

На фоне новых станций еще угрюмее, тоскливее смотрятся некоторые их предшественники. Например, «Пролетарская», которую пролетаешь без всякого сожаления и интереса. Можно, конечно, оставить все, как есть, включая изваяние, ниже всякой справедливой современной критики. Как памятник нашего «пролетарского» прошлого, отголосок «пролеткульта» в условиях борьбы с «излишествами», «космополитизмом» и иже с ними.

А можно вообще переименовать станцию, да довести до нормального, достойного ума, добавив в нашу жизнь еще хоть малость оптимистичной веселости…

В придачу, будь на то моя воля, и метропоезда сделал бы и разнообразнее, и веселее, и белорусскее…

Например, каждый из них назвал и соответственно оформил снаружи и внутри по временам года, в честь месяцев, названия которых сохраняют тепло белорусского размеренного мирочувствования. Видимый калейдоскоп времен. Вот пришел-отошел «Кастрычнiк» - жди «Лiстапад». «А сегодня, в зимний холод я приехал домой на любимом мною «Травне» - на душе стало теплее, захотелось вспомнить-помечтать»…

Для другой линии (при этом составы могут периодически меняться линиями следования) могла бы быть реализовано тема наших общеизвестных природных достояний. «Вчера я был-ехал в «Полесье», сегодня – меня несет вперед «Неман», а вот приближается «Беловежская пуща»…

Или…

…В любом случае, жить станет еще веселее, осмысленнее, духовно, богаче. Пусть ненамного, в отдельно взятом, но специфичном и показательном, знаменательном «куте» современности. 

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Давайте попутешествуем во времени, «пробежимся» по разным уголкам Земли и пристально вглядимся в свои родные места, полюбуемся и восхитимся...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Полноценная среда обитания человека невозможна без развитой системы отдыха и оздоровления. Она включает озелененные пространства вблизи жилища,...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
В соответствии с «Национальной программой развития туризма Республики Беларусь на 2001—2005 годы» утвержденной Советом Министров...