Славянский базар в Витебске 2006 года показал необходимость изменения концепции фестиваля, придания ему нового импульса. Были выделены средства под реконструкцию Летнего амфитеатра. Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь, под постоянным патронажем которого она проходит, определены высочайшие критерии по обеспечению комфортности, функциональности и эстетического уровня комплекса. Генеральным проектировщиком, учитывая большой опыт проектирования и глубокое знание объекта, выступил УП “Институт “Витебскгражданпроект”, на субподряде у которого работают все лучшие проектные и научноисследовательские силы республики.
Реконструкция амфитеатра призвана помочь в решении основных задач идеологии обновления фестиваля. Объем работ включает в себя реконструкцию сцены с ее расширением, расширение артистических и арткафетерия, реконструкцию существующего общественного туалета, артистических, увеличение вместимости зрительного зала и возведение его покрытия.
Согласно проекту, увеличивается планшет сцены, устраиваются дополнительные кулисы для выхода артистов. Предусмотрена также рампа для удобной выгрузкизагрузки декораций.
Увеличение вместимости зрительного зала (до 7 тысяч) достигнуто за счет пристройки дополнительных рядов 5–9-го секторов. Это монолитные железобетонные рамы со сборными Гобразными плитами. На новых рядах устанавливаются более комфортные индивидуальные пластиковые кресла с откидными сиденьями.
Расширение здания артистических и кафетерия выполнено путем пристройки 3этажного корпуса. На 1м этаже размещены технические помещения, на 2м – 6 дополнительных гримерных, на 3м – входная группа в кафетерий с гардеробом и дополнительный обеденный зал арткафе. Предусмотрен новый вход в здание через пешеходный переход с проспекта Фрунзе непосредственно на уровень 3го этажа.
Реконструкция существующего общественного туалета включила в себя замену санитарнотехнических приборов, устройство туалета для инвалидов с установкой подъемника, замену инженерных сетей и отделки на более современную. Следует отметить, что здесь предполагается установить автоматическую бесконтактную сантехнику. Изменен и внешний облик: отделка выполнена с применением белого бетонного декоративного камня “БессерБел” и гранита. Предусмотрены навесы над площадками перед входами в туалет.
Запроектировано защитное покрытие над зрительным залом. Следует заметить, что “история” его насчитывает уже несколько десятилетий. После очередного проливного дождя во время открытия фестиваля искусств “Славянский базар в городе Витебске” было решено при содействии мэрии г. Москвы приступить к эскизному проектированию крыши Летнего амфитеатра. К разработке привлекались архитектурные и инженерные силы Москвы.
Один из первых вариантов, проработанных достаточно детально, был предложен институтами “Курортпроект” и “Гипротеатр”. Это каскад двухскатных светопрозрачных кровель, расположенных вдоль зрительного зала амфитеатра. Каждая из трех частей кровли поддерживалась аркой по форме, близкой к существующей арке козырька сцены, но значительно большей по размеру. Центральную часть скатных кровель предполагалось выполнить раздвижной. В общем, покрытие, хотя и было современным, представляло собой достаточно громоздкую конструкцию.
Тогда же рассматривались и другие предложения. Сохранился эскиз авторского предложения главного архитектора Летнего амфитеатра 1999 года. Изза ограниченного финансирования эти идеи не были осуществлены.
Очередной всплеск активного эскизирования произошел в 2003–2004 годах. Министерством архитектуры и строительства рассматривались эскизные предложения покрытия, выполненные институтами “Витебскгражданпроект”, “Минскпроект”, “Белпроектстальконструкция” и др. Обсуждались возможности тентовых покрытий на вантах. В результате на самом высоком уровне было одобрено предложение УП “Институт “Витебскгражданпроект”, которое представляло собой крышу сложной лаконичной формы со светопрозрачным покрытием. Основным несущим элементом покрытия служила стальная арка с пролетом 120 м.
Институт “Витебскгражданпроект” совместно с ООО “Белпроектстальконструкция” приступили к разработке проектносметной документации. Но и этому проекту не суждено было воплотиться.
И вот в 2006 году, после напряженных дебатов, из всех рассмотренных вариантов было утверждено оригинальное по конструкции и приемлемое по конфигурации покрытие, предложенное институтом “Брестпроект” совместно с Брестским государственным техническим университетом (с учетом их опыта в разработке большепролетных сооружений). Это структура, создающая “скорлупу” арочной формы. Функцию защиты от атмосферных осадков выполняет кровля из оригинальных многоканальных поликарбонатных панелей, изготовленных по спецзаказу. Цветовая гамма покрытия принята в общем контексте цветового решения комплекса, в основе которой лежит концепция эстрадной театральности. Решено отказаться от спортивных сочетаний в цветовом решении зрительного зала и фасадов. Белосинеоранжевые цвета были исключены. Основной колер будущего Летнего амфитеатра – сочетание золотистого, молочнобелого и пурпурнофиолетового цветов.
Большое внимание уделено освещению амфитеатра. Это и декоративная подсветка в темное время суток, и универсальное постановочное освещение, и динамическая светомузыкальная подсветка, позволяющая создать различные световые компьютерные спецэффекты.
Сейчас по утвержденной проектносметной документации активно ведутся строительномонтажные работы. Выполняя функции генерального проектировщика, институт “Витебскгражданпроект” организует работу по своевременному обеспечению всех субподрядчиков необходимой проектносметной документацией с изменениями в ходе строительства. Ведется работа по техническому сопровождению всего комплекса строительномонтажных работ. Большое внимание уделяется организации работ по комплексному проведению авторского надзора, в том числе с использованием точных измерительных приборов.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что Летний амфитеатр после окончания его реконструкции обретет новый эстраднотеатральный облик, поднимется на новый уровень, соответствующий самым высоким современным требованиям комфортности и технической оснащенности культурнозрелищных сооружений европейского масштаба.