Мы не будем начинать разговор на заявленную тему номера с огня Прометея, потому что подарок Прометея не только дал людям тепло, возможность защищаться от диких зверей, но и стал источником бед и горя. У подаренного Прометеем человеку огня есть две ипостаси, одна из которых страшная, угрожающая. Огонь может уничтожить все живое. В пламени костров сгорали герои и мыслители прошлого. Из огня выросли печные трубы белорусской Хатыни, потоками лавы были уничтожены Помпеи.
Но может ли огонь уничтожить память об этих событиях? Ведь огонь Хатыни зажег в сердцах людей пламя памяти, сочувствия, сопереживания. А Помпеи, пройдя через горнило огня, через тысячелетия открыли тайны жизни, смерти, радости и страданий своих жителей. И сегодня, как тогда, полыхают на красных стенах виллы Мистерия отблески парадных свечей.
У огня есть еще одно лицо – доброты, утешения, спасения, защиты от холода и одиночества. Сегодня, как и всегда, интерьер – это вместилище домашнего очага. И человек невольно возвращается к своим корням, становясь заложником общечеловеческой памяти о том времени, когда огонь, зажженный в пещере, давал тепло и защищал от хищников.
Исследователь культуры О. Фрейденберг в страшные месяцы Ленинградской блокады писала текст лекций по теории античного фольклора. В одном из эссе она отмечала, что “вещи внутри жилища древнйе архитектурной постройки, так как первое жилище – это природа в своем естестве – пещеры, скалы, углубления в открытом поле”. Она утверждала, что семантика первого жилища и первых вещей – это небо и преисподняя. А знаком неба среди первых вещей был, прежде всего, огонь.
Исследуя вещиметафоры родовой эпохи, исследователь утверждала, что каждая семья имела вещных богов: жертвенник во дворе; очаг в жилище; “небо” посредине покоя – стол, покрытый покрывалом и полотенцами; “светила” на “небе” – светильники на высоких звероподобных ножках, будущие плафоны театров и храмов; “преисподняя” – напольные шкафы (сундуки). Растеряв свой сакральный смысл, все эти вещиметафоры вошли в современный интерьер (рис. 1).
О. Фрейденберг писала об огне и его роли в архитектуре в голодные, холодные и страшные дни Ленинградской блокады. В огне печурок сгорали мебель и деревянные половицы, подоконные доски и деревянная утварь. И можно себе представить, как трудно было сделать выбор: начать писать на очередном листике бумаги или заложить его в печурку и в течение хотя бы нескольких секунд греть пальцы в его тепле.
Огонь входил в жизнь человека языками пламени костра, светом факела, бликами охраняемых тлеющих углей, ритуальными похоронными и жертвенными кострами. На протяжении веков огонь как источник освещения эволюционировал от пламени лучины к огонькам масляных светильников, свечей, газовых фонарей. Параллельно эволюционировала арматура для крепления источников освещения от подставокдержателей до подсвечников, лампадок, люстр. Лампы накаливания, галогеновые лампы высокого давления, люминесцентные лампы сегодня заменили все прежние материалы горения, но арматура осталась прежней (рис. 2). Только сейчас форма и материал свечи материализованы в стекле и металле (рис. 3).
Сегодня в интерьере не увидишь сполоха света и тени от лучины, зато в своей первоначальной первородности костер из пещеры переместился в интерьер современного дома, на придомовую площадку, зону отдыха в виде каминов, мангалов, печей (рис. 4–6).
Свеча зажигается в память об ушедших. Это ритуал очень многих религий. В тельавивском мемориальном комплексе ЯдВашем есть музей в память детей, погибших во время Второй мировой войны. Основной зал этого мемориала сформирован зеркальными плоскостями, установленными под углом друг к другу и образующими купольное пространство округлой в плане формы. На полу у основания стен по контуру этого зала установлено 6 точечных источников света, как 6 поминальных свечей. Шесть лет было мальчику, который погиб в концентрационном лагере и родители которого собрали средства на строительство этого музея. А дальше идет ассоциативная цепочка. Эти 6 светящихся точек начинают многократно отражаться в зеркалах и делают темное пространство зала похожим на звездное небо. Согласно поверию: умер ребенок – на небе зажглась его звезда.
Свеча брала и берет на себя множество других функций. В пламени свечи девушки перед свадьбами плавили воск, выливали его в воду и смотрели, что им готовит судьба. В честь именинников зажигаются свечи на праздничных столах, отмечая количество прожитых лет. Зажженная свеча, обнесенная по периметру помещения, по поверьям, уничтожает злую, отрицательную энергию (рис. 7).
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Б. Пастернак
Человек обладает удивительным свойством, называемым синестезией. Синестезия (греч. synбisthгsis – соощущение) – явление восприятия, когда при раздражении одного органа чувств наряду со специфичными для него ощущениями появляются ощущения, соответствующие другому органу чувств. В качестве примера называют “цветовой слух” – при восприятии цвета возникают звуковые переживания. Для нас важнее, что огонь ощущается как источник тепла, одновременно ассоциируясь с оттенками красного цвета. Все источники открытого огня освещают пространство теплым светом, наполняя его красными, оранжевыми, желтыми бликами, цветами “теплой” части спектра. Красный цвет, введенный в архитектуру, уже может восприниматься как знак огня. И тогда становится очевидным, что мы недалеко ушли от своих языческих предков в поклонении огню (рис. 8).
Человек обладает удивительным свойством, называемым синестезией. Синестезия ( synбisthгsis – соощущение) – явление восприятия, когда при раздражении одного органа чувств наряду со специфичными для него ощущениями появляются ощущения, соответствующие другому органу чувств. В качестве примера называют “цветовой слух” – при восприятии цвета возникают звуковые переживания. Для нас важнее, что огонь ощущается как источник тепла, одновременно ассоциируясь с оттенками красного цвета. Все источники открытого огня освещают пространство теплым светом, наполняя его красными, оранжевыми, желтыми бликами, цветами “теплой” части спектра. Красный цвет, введенный в архитектуру, уже может восприниматься как знак огня. И тогда становится очевидным, что мы недалеко ушли от своих языческих предков в поклонении огню (рис. 8).Параллельно, на уровне подсознания, закрепляется еще одна ассоциативная связь между теплым по спектру светом и интимным, камерным, “своим” пространством. В результате в олимпийском горнолыжном комплексе Захи Хадид окна кафе светятся теплым оранжевым светом, не похожим на холодный пурпурный свет ленты трамплина (рис. 9).
Красный цвет как знак огня входит в интерьер разными путями. Его выбор может быть определен темпераментом, хромотипом и мотивацией потребителя и использован как цвет предпочтения. И тогда мы сталкиваемся с интерьерами, которые не всегда и не всеми принимаются безоговорочно, оцениваются, однако, положительно (рис. 10).
Красный цвет может войти в интерьер как признак региональной специфики, как знак традиционной архитектуры. И тогда сегодняшнее переосмысление явлений традиционной цветовой культуры Китая, Индии, Индонезии, Японии проявляется в разной степени включения оттенков красного цвета в современный интерьер (рис. 11).
Огонь дал архитектуре кружево кованого металла, сияние прозрачного стекла с живущими внутри него переливами цвета, керамику, в поливной глазури которой навечно застыли отражения языков пламени. И когда сталкиваются, например, стекло и металл в витражах Нелли Счастной (рис. 12), то вспыхивает костер. А искры этого костра отражаются в поэтических строчках Мiколы Цiмошака, посвященных ее работам:
Паглядзеў твае вiтражы –
Праяснiлася на душы,
Сам успыхнуў з таго агня –
I цяпер нi ночы, нi дня
Я спакою не знаю...
Так i плаўлюся ў сотнi агнёў,
То трывожных,
То радасных зноў...
Сегодня огонь, входя в интерьер светящейся точкой, линией или плоскостью, решает целый ряд архитектурных задач. Это задачи функционального и эмоционального плана. В соответствии с потребностями человека оптимальность светового климата обеспечивается необходимым уровнем освещенности, общими и местными источниками освещения, направлением световых потоков, условиями тенеобразования, спектральным составом света. А вместе с тем интенсивное освещение отдельных поверхностей, чередование насыщенного светом и полутемного пространства дают человеку ощущение свободы и зажатости, парадности и камерности, стимулируют или притормаживают двигательную деятельность.
Говоря о роли света в интерьере, мы можем отметить его последовательное использование в выявлении целого ряда архитектонических закономерностей. Архитектоническая идея разобщенности архитектурных элементов реализуется с помощью светящихся зазоров между стенами, между оголовками колонн и плоскостью потолка. Светом выделяются верхушки колонн, превращая их в капители. Скрытые за карнизами светильники направляют световые потоки в потолок, создавая эффект приподнятого свода, снимая ощущение замкнутости.
Человек живет в мире иллюзий, и присутствие воображаемого огня в его жизненном пространстве – еще одна прекрасная иллюзия.