Вы здесь

Белорусская столица: координаты будущего

Основным документом, который определяет пространственные направления и характер развития города, является генеральный план. И от идей, заложенных в нем, от их решения зависит, насколько удобной и комфортной для жизни будет наша столица, достигнем ли мы единства и гармонии между природой и архитектурой, наполним ли город необходимыми жизненно важными функциями. Сегодня ответом на насущные проблемы и запросы общества стал новый генеральный план Минска. Выработка стратегии развития столицы Беларуси сопровождалась не только поисками и спорами профессионалов, но и общественной дискуссией, в которую были вовлечены представители самых разных профессий.

Судьба любого города – этого сложнейшего живого организма, необычайно разнообразного во всех своих проявлениях: архитектурных формах, средовых элементах, социальных и политических коллизиях – во многом решается в контексте генерального плана.

Характерной особенностью градостроительного развития Минска начиная с послевоенного периода является планомерность его формирования. Благодаря последовательной реализации основных положений генпланов – а их за 65 послевоенных лет вместе с корректурами насчитывается 9 – были достигнуты значительные результаты в формировании планировочной и пространственной структуры города. Прежде всего следует отметить компактность Минска, не имеющую аналогов среди равноценных по масштабам городов, а также последовательное совершенствование функционального зонирования территории, комплексность застройки и внешнего благоустройства, принципы которых сохранились и нашли продолжение в новом градостроительном проекте.

Неповторимый облик города, в котором мы живем, определенным образом влияет на нас, формируя и наше настроение, и наше мировоззрение. И в создании города как архитектурного произведения важны не только функциональные качества жизненной среды, но и включение в нее духовных координат: возрождение историко-культурных ценностей, бережное отношение к истории и т.д. Все это, начиная от непременного принципа преемственности, привнесения прогрессивных черт в архитектурно-планировочную структуру, учета перспектив роста и многих других характеристик, в полной мере учтено разработчиками проекта.

В этой связи особенно хочу отметить их огромный, серьезный труд. Специалистами института “Минскградо”, многих других профильных организаций была проведена колоссальная исследовательская и проектная работа, прежде чем документ обрел те “очертания”, согласно которым при рачительном хозяйствовании, взаимном уважении всех участников градостроительного процесса будет преображаться Минск.

Ориентиры завтрашнего дня Минска

Огромные масштабы нового строительства, увеличивающаяся плотность застройки потребовали особого внимания к проблеме создания комфортной, функционально привлекательной, гуманизированной среды обитания. Современные темпы роста города существенно превысили плановые показатели, ежегодный прирост населения и ввод нового жилого фонда удвоился: до 15 тыс. человек и 1100 тыс. м2 в год соответственно. Этим в первую очередь и определялась актуальность корректуры генерального плана 2003 г.

 

Цели и задачи корректуры генерального плана столицы взаимоувязаны с планами развития системы расселения республики, Минского региона и пригородной зоны. Разработанная стратегия развития Минска с параметрами многофункционального города европейского значения, играющего важную роль в международной деятельности, отвечает положениям Государственной схемы комплексной территориальной организации Республики Беларусь (утверждена Указом Президента в 2007 г.).

Новый генеральный план как документ общего планирования определил основные цели и задачи, направленные на выполнение единой программы оздоровления, улучшения, эстетизации города. Во-первых, это развитие и усовершенствование транспортной инфраструктуры, которая должна повысить качество функционирования города, усилить связи между районами города и пригородом. Во-вторых, масштабная градостроительная “реинкарнация” многих городских территорий: жилых и общественных, производственных и ландшафтно-рекреационных, исторического центра, что позволит кардинально улучшить качество жизни. Кроме того, предусмотрены активные меры по развитию туризма, улучшению ситуации в области культуры и досуга, формированию природно-ландшафтного комплекса. Большое внимание уделено вопросам эстетического и экологического обустройства среды нашего города, благоустройства и озеленения его территории.

О чем “говорят” разделы генплана…

В центр стратегии градостроительного развития Минска поставлена сфера жилищного строительства. Приоритетность ее определяется численностью нуждающихся в улучшении жилищных условий (более 250 тысяч), а также низким средним уровнем обеспеченности жилым фондом – 19,5 м2 общ. пл./чел., что на 75% ниже аналогичного показателя большинства западноевропейских столиц и на 5% – областных городов республики.

Для развития жилищного строительства генпланом зарезервированы 17,1 тыс. га, что с учетом запланированной структуры (95% – многоквартирная и 5% – усадебная жилая застройка) позволит возвести 50 000,0 тыс. м2 общей площади. В период до 2015 г. планируется выйти на уровень обеспеченности жилым фондом 24 м2 общ. пл./чел. (с 2006 по 2030 г. намечено построить более 28 300 тыс. м2). К 2030 г. предполагается достичь европейского уровня обеспеченности жилым фондом – порядка 31,0 м2/чел.

Как любой крупный город, Минск нуждается в пространственном развитии. Главным ресурсом является резерв территорий, который обеспечивается землями Минского района в границах перспективного развития города. Граница эта установлена на рубеже 16 пригородных населенных пунктов с уровнем доступности на городском пассажирском транспорте центра и мест приложения труда до 1 часа. Освоение территорий начнется с юго-западного и западного направлений, в частности жилых районов Щомыслица и Дегтяревка. В Щомыслице планируется создать мощную общественную зону с выставочным комплексом, стадионом на 45 тыс. мест, тремя комплексами гипермаркетов.

Прогноз социально-экономического развития города до 2030 г. разработан с учетом Стратегического плана устойчивого развития Минска на период до 2020 г. (одобрен решением 11-й сессии Минского городского Совета № 166 от 24.03.2005 г. и решением Мингорисполкома № 2611 от 23.12.2004 г.) со следующими параметрами:

население – до 2000,0 тыс. чел., в т.ч. на период до 2015 г. – 1900,0 тыс. чел. (прирост всего с 2006 г. до 220,0 тыс. чел., по отношению к генплану – 100,0 тыс. чел.);

занятость: в сфере услуг – до 65% (прирост до 5%), в сфере производства – до 35% (снижение до 5%);

жилищный фонд – 62 000,0 тыс. м2 общ. пл. (прирост до 28 270 тыс. м2);

обеспеченность жилым фондом – 31,0 м2 общ. пл. /чел. (прирост 11,0 м2 общ. пл./чел.);

обеспеченность озелененными территориями общего пользования – 21,0 м2/чел. (прирост 10,1 м2/чел.);

уровень автомобилизации – 380 маш./1000 чел. (социальный ориентир – один автомобиль на одну семью).

На долгосрочный период резерв пригородных территорий составляет более 23,0 га. При этом следует отметить, что увеличение в будущем городских территорий не изменит лидирующего положения Минска как самой компактной европейской столицы.

Минск славится своим неповторимым водно-зеленым диаметром. Идея его, заложенная еще в первом послевоенном генплане, была великолепно претворена в жизнь белорусскими градостроителями, архитекторами-ландшафтниками, инженерами. Запроектированное новым генпланом развитие природно-ландшафтного комплекса обеспечит и в будущем благоприятные условия для жизни и здоровья минчан. Ландшафтно-рекреационные территории, согласно генплану, достигнут 30% от площади города. До 2030 г. запланировано построить новые городские и районные парки в зоне водно-зеленого диаметра Минска на пойменных ландшафтах протекающей через центр р. Свислочь, в зоне “зеленого кольца” на природных ландшафтах Слепянской и Лошицкой водно-зеленых систем, а также на периферии города в зонах природных ландшафтов городских лесов и лесопарков – всего на площади более 2500 га.

Реконструктивное вмешательство потребовалось и в изменение политики промышленного строительства. Производственные предприятия и предприятия сферы услуг, как известно, являются экономическим фундаментом развития столицы. Новый генплан предусматривает преобразование существующего производственно-хозяйственного комплекса Минска в комплекс нового технологического уклада, что позволит практически вдвое увеличить число рабочих мест. Градостроительный потенциал занятых предприятиями территорий составляет 4,7 тыс. га. Тем не менее для размещения промышленных и коммунальных объектов генпланом зарезервированы около 1300 га незастроенных территорий с целью сбалансированного формирования новых жилых районов и интегрирования функций.

Эпицентром процесса городской реконструкции должна стать улично-дорожная сеть, которая вследствие форсированного роста автомобилизации населения исчерпала свою пропускную способность. Развитие ее, равно как и массового пассажирского транспорта, определит будущую архитектурно-планировочную структуру города.

Для моноцентрического компактного плана Минска, как показывает опыт, эффективна радиально-кольцевая структура магистральных улиц и дорог, и формирование ее будет продолжено.

Планировочный каркас, состоящий из основных магистральных улиц, будет создаваться 10 радиальными проспектами в направлении городов европейской системы расселения и 4 кольцевыми автомагистралями, что обеспечит внешние связи с городами Витебск, Борисов, Орша, Могилев, Гомель, Слуцк, Брест, Гродно, Молодечно и Мядель, а также защитит городской центр от потоков транзитного транспорта (1-е кольцо), организует потоки транспорта центральной зоны (2-е кольцо), свяжет в целое жилые районы города (3-е кольцо) и организует потоки пригородного транспорта (МКАД). Пересечения основных магистральных улиц планируются, где это возможно, в двух и более уровнях.

Потребуется также наращивание ежегодных объемов строительства и реконструкции – не менее 15,0 км основных и дублирующих городских улиц и 3–4 транспортных путепроводов и развязок.

Совершенствование системы пассажирских сообщений предусмотрено из условий развития всех видов городского и пригородного пассажирского транспорта и “замораживания” растущего объема передвижений легковыми автомобилями. Большое развитие получат минский метрополитен (общую протяженность линий планируется довести к 2030 г. до 56,0 км), а также трамвай, троллейбус и автобус.

Думаю, нет необходимости анализировать все разделы генплана – они представлены на страницах журнала. Подытоживая свое краткое вступление к его публикации, отмечу, что важнейшими элементами сегодняшней трансформации Минска станут широкомасштабные работы в области строительства инфраструктуры, городского планирования и архитектуры.

***

Реализация проектов последних лет коренным образом изменила имидж белорусской столицы. В настоящее время Минск приступил к осуществлению новых значимых проектов, среди которых выделяются “Минск-Сити”, за прошедшие годы претерпевший определенные трансформации, “Восточный маяк”, “Магнит Минска”, уже сейчас притягивающие к себе внимание горожан, новое здание музея Великой Отечественной войны, многие спортивные, общественные, торгово-развлекательные и другие сооружения. Как будут развиваться события, покажет время. И все же с определенностью можно сказать, что ориентация властей на удовлетворение интересов широких слоев населения, привлечение лучших архитектурных сил Беларуси, благоприятный инвестиционный климат, способствующий приходу в нашу столицу зарубежных застройщиков и проектировщиков, дадут толчок процессу новых перемен в жизни Минска.

Сегодня столица с полным на то основанием строит амбициозные планы своего будущего. А генеральный план как документ общего планирования объединит градостроительную деятельность горожан, инвесторов, застройщиков, органов государственного управления города для достижения комплексного, сбалансированного и устойчивого его развития.

Официально. Опыт белорусского градостроительства интересен и другим странам. В конце мая группа наших специалистов была приглашена в г. Астану для участия в работе III Курултая тюркоязычных стран по архитектуре и градостроительству и IX градостроительного форума Казахстана. Материалы генплана Минска, представленные на форуме, получили высокую оценку и по просьбе организаторов мероприятия (президенты Республики Казахстан Н. Назарбаев и Республики Турция А. Гюль) переданы руководству Астаны. Со стороны многих участников были продемонстрированы желание и готовность к самому тесному сотрудничеству и совместной проектной и исследовательской работе со специалистами белорусской столицы.

 

 

 

 

Читайте также
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Подведены итоги 1-го республиканского конкурса "Дизайн интерьеров. Идеи и реализации", организованного салоном итальянской мебели "...
03.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Человечество уже привыкло к мысли, что автомобиль в городе — это одновременно и добро и зло. С одной стороны, это главный источник шума и...
23.04.2004 / просмотров: [totalcount]
Состояние проезжей части автомобильных дорог, изменяющееся под действием погодных факторов, существенно влияет не только на скорость, но и на...