25.06.2007 10:02
Использование человеком подземных пространств в Китае имеет тысячелетнюю историю и берет начало с освоения пещер – неплохая защита от непогоды и превратностей климата, удобство с точки зрения обороны. И хотя постепенно предпочтение отдавалось наземным вариантам жилища, в некоторых местностях использование подземного пространства стало традицией, были выработаны устоявшиеся приемы организации под землей различных функциональных процессов. В северном Китае около 4000 лет использовалось и продолжает использоваться подземное пространство на территориях, где сегодня проживает от 35 до 40 миллионов человек. Общим для подобных территорий являются засушливые условия, а подземные пространства содействуют регулированию климата среды, в которой проживают люди.
Жилые дома “под землей” решались в Китае в двух вариантах: углубление и грот. Углубление в виде ямы прямоугольного плана обычно имеет размеры 8х10 м при глубине 8 м. На каждой стороне углубления по 3 комнаты, но они испытывают недостаток солнца. А вот жилище, устроенное в искусственном гроте, благодаря открытой площадке перед ним получает достаточно солнечного освещения (рис. 1).
В Китае особо почитают подземный храм Дин в Пекине, где похоронены 13 императоров. Во времена династии Тан (VII–X вв.) массово строили подземные склады для хранения продовольствия – самый большой сохранился в городе Хань и состоит из 412 вместительных амбаров. В 1974 г. найден подземный мемориал императора Цинь, строившийся около 2000 лет тому назад: более 8000 керамических скульптур воинов, всадников, колесниц на площади почти в 4 га.
Поэтому неудивительно массовое использование подземных пространств и в дальнейшем. Только в Пекине в подземных укрытиях во время Второй мировой войны можно было разместить 5 миллионов человек. Активно строятся метрополитены в Пекине (длина линий 408 км), Шанхае (560 км), Гаунчжоу, Нанкине, Шэньчжэне и др. Подземный центр Даляня включает 5этажную стоянку для автомобилей и 3этажную коммерческую зону площадью 120 тыс. м2. В Харбине в единое целое соединены несколько подземных улиц и площадей (250 тыс. м2).
Пекин. В столице Китая, по данным статистики, насчитывается 10 млн м2 подземных площадей, использующихся для различных целей. Но преобладающей формой является торговля, развитие которой в Пекине прошло 4 этапа. Вначале это было размещение объектов торговли в переоборудованных сооружениях противовоздушной обороны. Приспособить такие специфические пространства для этих целей достаточно сложно, поэтому использовались только примитивные формы торговли; в результате получался малый процент полезной площади, формировались неудобные потоки посетителей; появлялась неудовлетворенность воздушной средой, опасность пожаров и др. Следующий этап – торговля в метро, что позволило планировать ее, увеличить объемы торговой деятельности. Третий этап – организация подземного специализированного пространства для коммерческих целей “Новый восточный мир”. И последний, четвертый этап – создание широкомасштабного объекта – подземной площади Синдань. Это значительное по размерам торговое пространство, к которому присоединены еще несколько подземных пространств под улицами и зданиями.
Комплекс “Новый восточный мир” (рис. 2–4) расположен под площадью, известной в течение столетий как важный торговокоммерческий центр столицы Китая. Реализованное предложение значительно расширило ее функциональное назначение: кроме торговли появились объекты отдыха и питания. Занятая часть составляет 120 тыс. м2, а общая площадь с учетом соседних, связанных в единое целое подземных пространств достигает 800 тыс. м2. Это не просто очень крупное подземное пространство, но самое большое цельное пространство для торговли в Азии. Несмотря на значительные размеры, планировочная структура основана на достаточно простом решении – создан своеобразный пассаж, проходящий через все элементы комплекса. Его зона довольно просторна, решена в два яруса с формированием галерей по второму ярусу и обширных двусветных пространств по центру. По сторонам пассажа находятся предприятия различного назначения: торговля занимает до 30 % площади, питание – до 25, зрелища, развлечения, отдых – примерно 40 %, остальное – коммуникации. Размещение комплекса в самом центре крупного столичного города обеспечивает огромные потоки посетителей, а широкий спектр предлагаемых услуг удовлетворяет их запросам. Поэтому доходы намного перекрывают расходы.
Цзинань. В городе создано несколько подземных пространств преимущественно с коммерческой функцией. На центральной площади входы устроены с пониженного уровня, что позволило обойтись без эскалаторов. Интерьеры в большинстве случаев достаточно просты и не перегружены рекламными материалами (рис. 5).
Наиболее значительное подземное пространство в городе находится под улицей по соседству с почитаемой в Китае горой, связанной с романтикой революционных событий. Поэтому комплекс так и называется – “Героикоромантический”. Близлежащие наземные коммерческие объекты, удобные транспортные коммуникации обеспечивают постоянный поток посетителей. Особенность его в том, что помимо основного назначения – торговля – он имеет и функции объекта гражданской обороны. Площадь подземного пространства 25 тыс. м2. Значительная протяженность комплекса (900 м) потребовала его планировочной структуризации. Выделено 11 зон, куда ведут 19 входов (рис. 6). Въезд на автомобилях только один (стоянка на 102 автомобиля). Функционально подземное пространство, фактически вытянутое в узкую линию, разделено на зоны. Для лучшей ориентации каждая зона получила свое колористическое решение: охра – промышленные товары; желтый цвет – товары для женщин; сиреневый – товары для мужчин; светлозеленый – сувениры; оранжевый – питание; голубой – обувь; фиолетовый – бытовое обслуживание (рис. 7). Эти цвета выявлены в оформлении вывесок вдоль основного прохода, их же посетители найдут и на входных павильонах, подсказывающих, в какую зону подземного пространства им в данный момент предстоит спуститься.
Нанкин, подземный комплекс “Нунань”. Если во многих аналогичных сооружениях для организации пространства использовалась традиционная тематика китайской культуры, дизайнерского оформления и т.д., то здесь, поскольку комплекс ориентирован прежде всего на молодежь, предложены современные формы с обилием рекламы и элементов неонового освещения, придающих среде порой даже излишнюю эмоциональность (рис. 8, 9). “Нунань” размещается только под улицей. Длина его 1100 м при ширине немногим более 20 м. Все помещения расположены в один этаж и занимают площадь в 30 тыс. м2, из которых зона торговли – 20 тыс. м2. Остальное – входы, переходы, технические помещения. Столь значительные потери площадей неудивительны, так как здесь подземные пешеходные переходы через улицы, обычные в крупных городах, – одна из основных функций. Зоны между переходами занимают предприятия торговли, питания, отдыха, зрелищ, сферы услуг, ширина прохода между ними неодинакова.
В условиях сложившейся застройки в крупных городах всегда достаточно сложно изыскать резервы для развития архитектурных объектов. Большие, общественно значимые сооружения, например дворцы культуры, музеи, обычно становятся своеобразными символами города, его знаковыми элементами. Их известность в общественном сознании нередко неразрывно связана с местом непосредственного расположения зданий. Во многом это предопределяет эффективность их работы, что делает практически невозможным перенос их на новое место, где они получили бы возможность расшириться. В связи с этим обращение к подземному пространству под зданием и на близлежащей территории становится сверхактуальным. Примером могут служить подземные этажи Государственного музея истории культуры Китая в Пекине, которые это учреждение получило в процессе реконструкции. Обширные залы музея, расположенные под землей, просторны, удобны для размещения экспозиции и имеют идеальные условия для соблюдения необходимого температурновлажностного режима, обеспечивающего сохранность уникальных памятников истории и культуры. Здание оснащено вертикальными коммуникациями большой пропускной способности. А заросли бамбука, встречающие посетителей в холлах перед экспозиционными залами, заставляют их забыть, что они находятся под землей (рис. 10, 11).
Опыт освоения подземного пространства в Китае основывается на традиционности приемов организации среды, а не на внедрении их извне. Реализация этих традиций активизировалась в последние десятилетия в связи с проблемами поиска путей дальнейшего развития городов. Примеры функционирования подземных пространств в городах Китая показывают, что успешным является их многофункциональное назначение, а не только торговые функции, как это было на начальном этапе.
Выводы
1. Максимальная экономическая эффективность достигается только в том случае, если подземное пространство активно взаимодействует с транспортными коммуникациями, в том числе и с линиями подземного транспорта. Это обеспечивает практически ежедневное посещение горожанами предприятий торговли, услуг и развлечений, расположенных под землей. Размещение под землей эпизодически посещаемых пространств приводит к нерациональному использованию средств, но данное решение оправдывает себя в уникальных сооружениях, которые не всегда представляется возможным расширить изза градостроительной ситуации.
2. Архитектура подземных пространств, используемых для общественных целей, должна быть предельно нацелена на обеспечение посетителям более легкой ориентации.
3. Пространство под улицей приобретает протяженные формы, которые более удобны для организации функциональных процессов (загрузка товаров, накопление и уборка мусора) и обеспечения ориентации посетителей. Пространство под площадью обычно получает сложную планировочную организацию, которая не всегда обеспечивает оптимальное решение многих вопросов эксплуатации.