Вы здесь

Опыт изучения истории белорусской архитектурной мысли в контексте европейской теории зодчества

В современной историко-архитектурной науке изучение особенностей формирования градостроительной культуры независимых стран и народов, определение вклада в мировую сокровищницу художественного опыта является важной задачей. Однако для полного воссоздания исторической картины развития национального зодчества и выполнения работ по сохранению архитектурного наследия недостаточно описания и классификации отдельных памятников. Важной задачей современного архитектуроведения является исследование архитектурной теории. В настоящее время проблема формирования региональных философских и эстетических учений достаточно хорошо разработана. Однако архитектурная мысль, определявшая закономерности развития зодчества на территории современной Беларуси, вплоть до конца ХХ в. не являлась предметом глубоких исследований или темой отдельного обобщающего труда. Лишь в 2003 г. в рамках выполнения заданий ГПИФИ “История и культура” под руководством автора данной статьи было начато изучение региональной архитектурной мысли. Теоретической и методической основой исследования послужили научные разработки в области европейской теории зодчества [1]*.

С 2003 г. кафедрой “Теория и история архитектуры” БНТУ впервые в отечественном архитектуроведении выполняется комплексный анализ архитектурной теории Беларуси XII – начала XX в. Целью проводимых исследований является определение основных особенностей и закономерностей формирования региональных архитектурных концепций; установление их вклада в развитие европейской философско-эстетической мысли и градостроительной культуры. В работе были поставлены и решены задачи по систематизации теоретических воззрений, выявлению круга обсуждавшихся в теории проблем архитектурной практики, сформулированы концепции наиболее известных региональных архитекторов и мыслителей, разрабатывавших вопросы архитектурной эстетики.

В ходе работы впервые выявлено значительное число публикаций, в которых решались проблемы архитектуры. Особый интерес представляют трактаты XVII–XIX вв., написанные на польском языке и имевшие широкое распространение на территории современной Беларуси. Поэтому с 2006 г. исследования истории архитектурно-теоретической мысли Беларуси проводятся совместно с учеными Ченстоховского технического университета (г. Ченстохов, РП). Такая заинтересованность в сотрудничестве вызвана единым характером развития архитектурной мысли в Польше и Беларуси, обусловленным многовековой совместной историей.

В развитии архитектурной мысли Беларуси XII – начала XХ в., воплощенной в теоретических воззрениях архитекторов, философов и мыслителей, выделены три исторических периода.

Первый период (XII – 1-я пол. XVIII в.) делился на 3 этапа:

1. XII–ХIV вв. – начало формирования архитектурно-эстетических воззрений;

2. XV–XVI вв. – развитие художественно-эстетических воззрений в рамках общей литературы на основе становления и развития древнебелорусского языка;

3. XVII – 1-я пол. XVIII в. – формирование основ профессиональной архитектурно-теоретической мысли в работах теоретиков Речи Посполитой.

Первый этап характеризовался малочисленными замечаниями об архитектурных сооружениях. Они встречаются в летописях, житиях, “Словах”, посланиях и др. Тексты носят описательный характер или характеризуют количественную сторону какого-либо объекта (его размеры, декор, расположение, связи с окружающей средой) (рис. 1). Кирилл Туровский отмечал “церквей честную красоту” и ее жизнеутверждающую силу (XII в.). Нередки сравнения древнерусских (белорусских) сооружений (обычно храмов) с определенным эталоном (рис. 2).

Источником суждений об архитектуре в эстетической мысли XII–ХIV вв. является совокупность всех памятников письменности. В них встречаются отдельные эстетические суждения и даже целые разделы о прекрасном, частные оценки произведений зодчества.

На втором этапе (после завершения интеграции белорусских земель в состав Великого Княжества Литовского) эстетическая мысль отражала двуединый процесс: параллельное становление во многом специфичных белорусской и литовской культур и их синтез в рамках единой политической системы.

В 1569 г. белорусские земли вошли в состав Речи Посполитой. Издания на древнерусском и белорусском языках дополнились латинскими и польскоязычными. Чаще всего вопросы архитектуры поднимались в описаниях путешествий, нравоучительной или экономической (“хозяйственной”) литературе.

Публикации XVI в. обычно имели энциклопедический характер, в них архитектурная проблематика является одной их частей (А. Тшицеский, А. Гостомский, С. Петричи).

Период XVII – 1-й пол. XVIII в. в Речи Посполитой характеризовался началом обращения к решению строительных задач и написанию работ по истории искусства и архитектуры. В XVII в. по-прежнему продолжали выходить в свет различные энциклопедии с разделом, касающимся вопросов зодчества (Я. Хаур, Б. Хмиловский) (рис. 3). Появились работы, непосредственно посвященные проблемам архитектуры и практического строительства (И. Нароньский, Л. Опалиньский, Б. Вонсовский и др.).

Второй период включал 2-ю пол. XVIII – 1-ю пол. XIX в. и делился на 2 этапа:

1. 2-я пол. XVIII – конец XVIII в. – создание практических руководств по строительству и формулировка основных положений классицистической теории;

2. Конец XVIII – 1-я пол. ХIХ в. – издание польско- и русскоязычных работ, отражающих распад теоретической доктрины классицизма и обоснование теории романтических “неостилей”.

Характерным явлением для 2-й пол. XVIII – конца XVIII в. явилось формирование новых концепций отечественных теоретиков, основанных на синтезе идей западноевропейских мыслителей. Позиции ряда авторов (П. Свитковский, Х.П. Айгнер, братья Сераковские) формировались под влиянием французских теоретиков эпохи Просвещения. Решающую роль сыграли труды М.А. Ложье, Ч.Э. Бризё, Ф. Блонделя и его учеников.

Большое значение уделялось теории ордеров (рис. 4). Популярностью пользовались концепции И.И. Винкельмана и основателя “Берлинской школы” Д. Жилли (Х.П. Айгнер, С.К. Потоцкий). Одновременно в архитектурную теорию Беларуси проникли рационалистические идеи французского теоретика Ж.Н.Л. Дюрана, в которых подчеркивалась техническая сторона архитектуры (К. Подчашинский).

Профессиональные, как и общеэстетические, воззрения рубежа XVIII–XIX вв. характеризовались синтезом польской и русской культуры, отмечалось также сильное влияние идей западноевропейских просветителей и теоретиков искусства. Архитектурно-теоретическая мысль региона имела полилингвистический характер.

С конца XVIII в. до 1840-х гг. в Беларуси в основном продолжали развиваться архитектурная эстетика и художественная культура классицизма, сформировавшиеся во 2-й пол. XVIII в. Для архитектурных трактатов были характерны нормативность эстетической теории, ориентированной на канонические образцы ордерной архитектуры, и рационалистический взгляд на художественное творчество.

Со второй трети XIX в. на современных белорусских землях широкое распространение получили архитектурные трактаты, написанные на русском языке (И. Лем, В.А. Соллогуб, А.С. Хомяков и др.) (рис. 5).

В середине XIX в. в рамках дискуссии о “новом стиле” началось формирование теорий “неостилей” (братья Сераковские, М. Шульц, Х.П. Айгнер). Важная категория романтического мышления – историзм – проецировалась в область архитектурной эстетики в виде проблемы стиля. Была открыта дорога теории архитектуры эклектики.

Третий период охватывал 2-ю пол. XIX – нач. ХХ в. В нем выделены 3 этапа:

1. 1860–1870 гг. – архитектурные концепции, связанные с идеями просветительства;

2. 1870–1890 гг. – архитектурные концепции, обусловленные романтическими веяниями;

3. 1896–1910 гг. – антиэклектические течения и модерн.

Середина XIХ в. является важным хронологическим этапом в развитии художественной культуры Беларуси и ее архитектурной мысли. Период характеризовался важными политическими (реформа 1861 г., отменившая крепостное право) и социально-экономическими переменами, вызвавшими развитие новых типов зданий (вокзалы, фабрики, пассажи, биржи и т.д.).

Архитектурная наука 1860–1870 гг. была занята проблемами стилеобразования и определением сущности зодчества. Устанавливая иерархию архитектурных ценностей, теоретики отдавали предпочтение утилитарным аспектам. В трудах многих авторов звучала мысль о том, что польза выше красоты вследствие своей насущной необходимости и основана на строгих научно-практических знаниях. Стали признаваться эстетические качества строительной конструкции (А.К. Красовский). “Практическим руководствам” сопутствовали многочисленные краеведческие и этнографические публикации, содержавшие изложение истории и эстетическую оценку произведений архитектуры (В. Альбицкий, В. Грязнов, Ф. Жудро, И. Корчинский, П. Шпилевский и др.).

В 1870–1890 гг. архитекторам было свойственно обращение к проблемам национального стиля, отражающим романтическую народническую идеологию. Источником национально-романтического направления в архитектурной мысли стали формы древнерусской (древнебелорусской) архитектуры домонгольского периода и византийского зодчества (А.С. Хомяков, В.А. Соллогуб, И.Е. Забелин и др.) (рис. 6). В “византийском стиле” архитекторов привлекали многообразие форм, насыщенность деталями, сложность композиционных построений (А. Альбицкий, В. Грязнов). Источником вдохновения являлись также “неоготика” (А. Ниневский), “неоренессанс” (В. Шафаркевич), “усадебный стиль” (К. Козловский) и другие. Проблемы теории и практики различных “неостилей” обсуждались на страницах профессиональных периодических изданий (“Архитектурный вестник”, “Архитектурные мотивы”, “Домовладелец”, “Зодчий”, “Строитель”), а также в популярных изданиях (“Нива”, “Живописная Россия”). На рубеже XIX–XX вв. вновь ожил интерес к проблемам формообразования, социальной значимости и сущности архитектуры. На формировании архитектурной идеологии национального модерна сказались влияния романтического движения и символизма предыдущего этапа.

Стремление к целостности внешних и внутренних конструктивных элементов сопровождалось требованиями учета индивидуальных предпочтений и автора, и заказчика. Завершение эпохи модерна характеризовалось вызванным историческими условиями “разрывом связи времен” и ознаменовало возникновение новой, принципиально отличной архитектурной традиции – советской архитектуры.

В результате выполненного исследования впервые в архитектурной науке Беларуси:

  • поднята и в определенной степени решена проблема восполнения отсутствующих научных знаний об истории формирования архитектурно-теоретических воззрений XII – нач. XX в.;
  • определены характерные черты архитектурной мысли региона;
  • установлены основные этапы развития теории зодчества, очерчен круг ее проблематики;
  • выявлены неизвестные ранее имена региональных теоретиков архитектуры;
  • в научный оборот введены неизвестные ранее литературные и графические материалы.

Литература

1. Кожар, Н.В. Архитектурная теория эпохи романтизма в Германии и развитие западноевропейского зодчества конца ХVIII – первой половины XIX в. / Н.В. Кожар. – Мн.: Парадокс, 2000. – 260 с.

2. Кожар, Н.В. Опыт исследования архитектурно-теоретических концепций Беларуси ХII – начала ХХ века / Н.В. Кожар // Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі: у 2 ч. Ч. 1.: Мастацтвазнаўства, фальклор і этналогія/ Інстытут мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору імя К. Крапівы Нац. акад. навук Беларусі; навук., рэд. А.І. Лакотка. – Мн.: Беларус. навука, 2006. – С. 52–58.

3. Кожар, Н.В. Проблемы “красоты” в белорусской архитектурной мысли XVIII – начала XIX в. / Н.В. Кожар, Е.В. Нисс // Архитектура: сб. науч. тр. / Белорусский национальный технический университет / Ред. колл.: А.С. Сардаров и др. – Мн.: БНТУ, 2010. – Вып. 2. – С. 19–25.

*Основные результаты исследования были получены в итоге выполнения совместных научных программ с Московским архитектурным институтом (Государственной академией) (1989–2000), Российской академией архитектуры и строительных наук (1996–2000), Специальной высшей школой г. Дюссельдорфа (в рамках Немецкой службы академических обменов ДААД, 1996–2000).

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Полноценная среда обитания человека невозможна без развитой системы отдыха и оздоровления. Она включает озелененные пространства вблизи жилища,...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Кажется, совсем недавно, в 1983 г., наш институт, тогда еще Белгоспроект, праздновал свой пятидесятилетний юбилей. И вот нам 70! Многое изменилось за...
27.10.2003 / просмотров: [totalcount]
В мае 2003 года в издательстве “Технопринт”, г. Минск, при поддержке архитектурного факультета БНТУ вышла в свет книга “Архитектура...