Мы живем в очень красивом месте. Да и очень трудно было бы найти на Земле уродливую естественную среду, если там не вмешался Homo sapiens со своими деяниями. Обиднее всего, когда урон ей наносит и архитектор, который должен профессионально понимать, что такое природный ландшафт, что такое окружающая среда и как корректно надо работать с ними.
Почему мы не можем строить так, как строили древние зодчие – удобно и красиво? Куда исчезают живописные места, которые деликатно дополняла человечная архитектура, акцентировав своими художественно осмысленными зданиями естественную красоту природного ландшафта и тем самым усиливая его неповторимость? Почему мы в процессе урбанизации отказываемся от опыта прошлого и пытаемся неуклюже изобрести “квадратное колесо”? Заменить серый асфальт на серую с небольшими оттенками плитку, насадить цветов, установить массу различных “клумб” – это не панацея. В таких действиях зачастую прослеживается отсутствие понимания специфики осваиваемой среды или нехватка профессиональных знаний.
Почему при строительстве новых микрорайонов снова и снова разрушается существующий ландшафт, нивелируется рельеф? Чтобы строителям легче было ставить свои панельные …этажки. Так профессиональные знания, чувства и даже долг отдаются в угоду безответственному “надо”: надо быстро, надо дешево, надо выполнять “программы”, надо, надо...
Однако сегодня становятся все более актуальными совсем другие “надо”. Например, очень надо научить будущего архитектора средовому подходу в проектировании, бережному отношению к тому лучшему, что создали природа и человек. Научить отношению к проектированию города как приспособленному для жизни участку природного ландшафта, функционально и художественно осмысленному, с максимальным сохранением Духа Места.
…Прошедшая в июне первая защита дипломных проектов на архитектурном факультете по специализации “Урбодизайн” вселяет надежду на будущее. Они показывают, что авторы стараются обратить внимание на каждую пядь земли, профессионально работая с ней: рукой художника создавая новые впечатления, усиливая природную цветовую палитру, чтобы в конечном результате получилась гармония естественного и искусственного. Ручная графика или компьютерная – все направлено на то, чтобы мы почувствовали своеобразие создаваемого места, а также концепцию проектных решений. Вот некоторые из них.
Работа Александра Донского “Архитектурный дизайн детского развлекательного комплекса “Астероид”” (руководитель Александр Трусов) посвящена взаимодействию новых объектов архитектуры со сложившимся городским ландшафтом. Комплекс размещен в районе минской станции метро “Восток”. Разрешалась одна из насущных проблем крупных городов – сохранение баланса естественных зеленых пространств и урбанизированных территорий. Интересно архитектурнообразное решение проекта: на Землю словно спустился космический корабль, метеорит, принесший “неземные” формы. При этом он изменил рельеф, благодаря чему образовалась своеобразная структура, которая и сформировала детский развлекательный комплекс. Он находится рядом с водоемом, на пересечении пешеходных дорог в парке отдыха и должен быть единым целым с окружающей природой. Одно из средств достижения этой цели – использование зеленых покрытий, которые плавно переходят в природный рельеф. В результате со стороны водоема комплекс воспринимается как естественный подъем от воды к жилым зданиям. Этот прием сохраняет композиционное построение зоны отдыха, улучшая привычные для глаза жителей ландшафтные решения. Пластика фасада, ориентированного на жилые дома, формируется плавными линиями, повторяющими береговую линию.
В досуговом центре располагаются помещения и пространства различного назначения: для созерцания и размышлений, для отдыха (как детей, так и родителей), для активных развивающих игр и театрализованных действий, плавно перетекающие в галерейные пространства. Все пространства визуально связаны с окружающим ландшафтом, природная среда – основная часть этого комплекса. Через комплекс проходит природная ось в виде зимнего сада, которая сформирована исходя из концепции упавшего метеорита.
Ощущение естественности местонахождения этого объекта не покидает нас, когда мы смотрим на представленный визуальный ряд. Очень грамотно решены пешеходнотранспортные пути. Предусмотрена подземная автостоянка. Цветовое содержание лаконично и соподчинено природному ландшафту. Буйство цвета возможно в интерьерах, где это функционально и эстетически необходимо.
Проект Алексея Локотко “Интегральные варианты композиционных структур в дизайне архитектурной среды” (руководитель Анна Литвинова) – пример комплексного проектирования архитектурной среды. Проектная концепция выстроена на идее интеграции и вылилась в комплексную реконструкцию городской среды города Логойска. Одна из важных тем, проходящих через весь проект, – достижение экологического равновесия посредством экологической реставрации всех компонентов ландшафтов с использованием ландшафтного дизайна и мероприятий по экореконструкции городской среды, приданию постройкам цветоэкологических свойств, позволяющих органично вписываться в природную среду. При этом использованы композиционные приемы, характерные для белорусского зодчества.
Особенности ландшафта стали основой композиционного построения: замкнутое общественное пространство, организованное зданиями, связано визуальной и пешеходной осью; линейное развитие гостиничной застройки террасами идет по склонам; на возвышенностях находятся зданияакценты. Одно из них в соответствии с традициями – церковь.
На месте существующего рынка предлагается торговый комплекс, соединенный подземным пешеходным переходом с городской площадью, сформированной в традиционном национальном стиле. Комплекс представляет собой двухуровневое пространство, создаваемое при помощи искусственного рельефа. Этот прием использован для разрешения пешеходнотранспортного конфликта, существующего в настоящее время.
Другая средовая система – “элитное жилье” строится на экологическом подходе. Оно расположено на пустующей территории, прилегающей к реке. Здесь прорывается канал, создается искусственный остров как место отдыха жителей комплекса. Береговая линия становится основой построения фасадной линии. В образе зданий, малых форм, обработке рельефа также прослеживаются приемы белорусского зодчества. Водяное колесо – это не только ретрообраз, но и средство получения энергии. Гармония архитектурной и ландшафтной среды основана на экологическом и эстетическом осмыслении каждого фрагмента территории.
Концептуальный смысл проекта заключается в выявлении индивидуального визуального кода пространства с использованием символического и аллегорического значения элементов. Здесь задействовано сотворчество цветоэкологии и ландшафтного дизайна при сохранении пейзажного парка. Легкая структурная конструкция в плане соответствует предполагаемой линии древнего замчища, не затрагивает культурные слои земли и ассоциируется с переплетением веток деревьев. Небольшие “деревянные площадки театров” внутри легкой структуры фиксируют пространство и создают праздничный настрой среды: с наступлением вечера здесь все преображается – главенствуют свето, цвето и медиатехнологии, сохраняя тем не менее знакомые очертания этого примечательного места.
Проект Лидии Лесняковой (руководитель Анна Литвинова) выполнен также для реального места, расположенного на территории строящегося поселка Пестовская Гавань Московской области. Исходно творческая задача состояла в разработке дизайнконцепции зоны отдыха. В ее основу легла следующая идея: прибрежная зона и акватория водохранилища должны быть доступны каждому, а не быть собственностью лишь жителей поселка. В результате предусмотрено активное взаимодействие открытых и закрытых пространств.
Основной композиционный принцип проекта – формирование дальних и ближних перспектив, раскрытие уникальных пейзажных видовых точек, создание визуально и психологически комфортных условий, а также получение посетителями удовольствия от созерцания выразительного ландшафта. Закрытое рекреационное пространство легко сливается с открытым благодаря трансформации границы – ограждения, состоящего из поворотных секций. Идея трансформации прослеживается не только во взаимопроникновении пространств, но и внутри ландшафтных композиций и артобъектов. Для реализации этого принципа потребовалось детальное изучение рельефа. В итоге посетитель включается в каскад непрерывного калейдоскопа архитектурных событий.
Так, площадь перед досуговым центром формирует визуальную картину входа с помощью оригинальной аркады. Колонны – стилизованные деревьявеликаны, живые деревья, облаченные в ажурный металл, подчеркивают связь урбанистического пространства с ландшафтом. За ними, на естественной возвышенности, расположена смотровая площадка с раскрывающимся неограниченным пространством, с выстроенными дальними и ближними перспективами парка. Отсюда можно увидеть шахматный луг, детский игровой комплекс в виде огромной рыбы, проглотившей рыбацкий поселок, сад скульптур с небольшими зелеными кабинетами для созерцания, амфитеатр, вписанный в рельеф с трансформирующимся сценическим пространством. Завершением композиционной и визуальной оси является небольшое кафе на пирсе, окруженное искусственными островами для отдыха небольших групп людей.
Инструментами реализации этой архитектурной идеи стали: целенаправленное увеличение природного потенциала территории, ориентация пешеходных аллей, дорожек и тропинок (с максимальным сохранением существующей пластики рельефа) на объекты визуального восприятия, расстановка акцентов в сценарии отдыха и праздничных действий, деликатный подход к существующему рельефу, создание новых “картин” средствами геопластики, использование приемов вертикального озеленения, создание уникальных топинарных объектов.
Особая роль отведена цвету. Цветовая гамма строится на концепции цвета природного ландшафта, учитывая все возможности цветовой комбинаторики. Цветоэкология – основной путь колористического проектирования, позволяющий создать сбалансированную рекреационную среду, проявить все эмоциональное богатство Земли.