Что такое гармония? и одна ли она на всех? Что значит черный цвет? как не запутаться в современной архитектуре? зачем сидения разноцветные? что едят архитекторы? и что мы, в конце концов, хотим всем этим сказать?
*Летом 2011 г. дизайн-центр института "Минскгражданпроект" запроектировал и построил амфитеатр в городе Молодечно – с большим энтузиазмом и в очень сжатые сроки. Творческий коллектив дизайн-центра делится своими правилами жизни в работе над этим объектом – от эскиза до ввода в эксплуатацию. Спасибо журналу Esquire за интересную форму подачи.
Менталитет отчасти определяет то, как воспринимается тот или иной объект. Предыдущие эпохи научили белорусов быть консервативными и сдержанными. Поэтому новое часто принимается с опаской и требует пояснения.
Своими проектами мы не стремимся перевоспитать общество – хочется лишь повысить степень адаптации к нестандартному.
Мы любим неравнодушную архитектуру.
Наша архитектура не относится к какому-то конкретному стилю. Но это стильная архитектура!
Мы всегда и над всем работаем вместе, используем "коллективный разум". Мы и сочетаем, и сталкиваем разные мировоззрения участников коллектива в каждом проекте. Иногда результат нас удивляет.
Архитектуру мы проектируем для себя во всех смыслах – как для архитекторов, так и для потребителей, более изощренных и требовательных. Почему бы и нет?
К сожалению, мы хотим эстетически улучшить, упорядочить практически все, что видим, слышим, осязаем, пробуем на вкус и чувствуем. "Все мы явились в этот мир из Хаоса, однако внутри нас живет врожденное чувство Порядка – но необязательно линейного, однозначного, логического, а, вполне возможно, сложного, эксцентричного и даже одиозного" (Сэсил Бэлмонд).
Архитектура – междисциплинарная специальность, она связана с различными сферами знаний. Ее пространственный язык обращается как к эмоциональному, так и к аналитическому.
Пожалуй, мы до конца не определились, к кому мы ближе: к художникам или математикам.
Говорят, неважно, откуда берется вдохновение. По крайней мере, до тех пор пока тебя устраивают его плоды.
"Вдохновение можно найти даже в прогнозе погоды" (Вим Вэндерс). Осень послужила отправной точкой в выборе парадигмы амфитеатра. Концепция сочетает в себе наши ассоциации и импровизации на тему осени, музыки, природы, культуры и Молодечно.
Нам нравится, когда коллеги-инженеры поддерживают с энтузиазмом игру в ассоциации. Конструкторы, например, участвовали в выборе варианта и даже придумывали им названия: "корочки хлеба", "картошка"… Победили "корочки хлеба":)
Планировщики поддержали концепцию осени и воплотили ее в расцветке мощения – "листья на мокром асфальте".
"Среда обитания" амфитеатра – парк – лоскут природы, живой динамичный организм, который откликается на смену времен года. Наше сооружение как бы находится на границе архитектуры и среды. Форма амфитеатра не молчалива, как и природный ландшафт парка, но транслирует идеи, является картиной, ведет повествование. Амфитеатр стоит воспринимать скорее как парковую скульптуру, нежели как здание.
Это случай, когда природу впускают в сооружение, а не архитектуру "ставят" в природу. Амфитеатр стремится быть открытым, сквозным, впустить в себя воздух, открыть взору небо и находящийся за ним пейзаж парка.
Взяв за основу теорию "Складки", мы конфронтируем с привычной архитектурой. Амфитеатр – это складка, образованная напряжением, которое прорвало банальную среду. Вселенная не линейна!
Лучший способ научиться чему-либо – начать делать. Амфитеатр – наш первый опыт в параметрическом проектировании. Придумать такую математическую модель, которая максимально точно описала бы желаемое движение крыла, крайне сложно. За основу конструкции принята структурная плита "Берлин", а сформированная нами модель содержит всего два параметра – шаг и градус :), которыми мы оперировали с удовольствием.
Специалисты из Бреста рассчитали конструкцию и запроектировали опорную, которая поддерживает взмахнувшие над сценой крылья, еще сильнее подчеркивая их динамику.
Мы совершенно уверены, что и ТП (тепловой пункт) тоже может стать арт-объектом. Металлический объем с косым коньком стал предметом нашей гордости и, как нам кажется, примером хорошей архитектуры.
Природа многолика и разнообразна. В ней, как в акварельных полотнах, нет однотонных глухих плоскостей. Мы попытались воссоздать эту живописность, раскрасив детали в цвета осени.
Нынче самый "модный" цвет – персиковый. Говорят, что этот цвет любят люди мягкие, неконфликтные, они могут ужиться даже с крокодилом, если бы ему пришла в голову мысль поселиться среди людей. Из них не получаются лидеры и большие боссы. Их удел – быть опорой, стенкой, базой. Они прекрасные, толковые, послушные и ответственные исполнители чужой воли.
Что ж, амфитеатр черный… Черное – стройнит.
Амфитеатр задумывался как сезонное сооружение, у него есть свои одежды и аксессуары. В подтверждение: съемные тенты заполняют пространство, зависают над сценой на время фестивального сезона и покидают площадку в преддверии зимы.
Строителей полезно сталкивать с неизвестным. Они дезориентируются и перестают строить так, "как лучше", и начинают строить по проекту.
Конечно же, амфитеатр будет претерпевать изменения во времени. Правила жизни объекта в период эксплуатации пишутся уже без нашего участия.
Амфитеатр в Молодечно – наше переживание, наше осеннее настроение, воплощенное в конкретном месте. Мы слишком любим его, чтобы пускаться в пространственные объяснения и реагировать на неоднозначный резонанс наблюдателя.
Абсолютная и относительная гармония и их несовпадение, вопрос в том, как и что считывается человеком, – вот что нас занимает. Следует ли клонировать классическую архитектуру, вечна ли такая гармония, нужно ли ее повторять с точностью или же дигитальная архитектура отформатирует все? По этому поводумы спорим всегда.
Авторский коллектив:
Валентина Ционская,
Вероника Боровко,
Светлана Кудрицкая,
Александра Анкинович,
Андрей Шишановский,
Наталья Бушуева,
Алексей Локотко,
Ольга Луненок
Конструкторы:
Людмила Бычковская,
Вячеслав Драган
Материал подготовлен
творческим коллективом дизайн-центра
ОАО "Институт "Минскгражданпроект"
Дизайн:
Лия Сафина