Вы здесь

Бульвар с одним крылом?

Вот бульвар с одним крылом –
Одинокий ряд деревьев...
И лишь думать нам о нем
С горьким опытом потери...

Вопросам эстетического и экологического обустройства среды нашего города, благоустройства и озеленения его территории всегда уделялось большое внимание. Еще в первом послевоенном генеральном плане реконструкции Минска, разработанном в конце 1946 г. в институте “Белгоспроект”, были большие разделы, относящиеся к озеленению города, хотя термин “ландшафтная архитектура” практически не использовался в проектной практике. Тем не менее основные положения этих разделов дали старт новым подходам к ландшафтной архитектуре города. Основные зеленые массивы — общегородские парки и лесопарки — должны были вклиниваться в город, связывая центр с периферией. Они дополнялись отдельными пятнами зеленых насаждений скверов и бульваров и уличным озеленением, что обеспечивало равномерность распределения озеленения общего пользования на территории города.

Архитектурная композиция проспекта от пл. Независимости до ул. Варвашени построена на контрастах двух основных частей — застроенного отрезка прямой просторной улицы со строго очерченным пространством и бульваров, посредством которых в композицию улицы включены дальние планы.

В 1948 г. был выполнен проект озеленения центральной части Минска. Авторами общего решения стали Н. Трахтенберг и Г. Парсаданов, автором архитектурного проекта озеленения ул. Ленина — М. Андросов, ул. Комсомольской — Е. Костич. Проектом предлагался асимметричный поперечный профиль ул. Ленина с бульваром в отличие от симметричного решения бульвара по ул. Комсомольской. Из деревьев выбрали липу как наиболее устойчивое к загрязнению среды дерево. Предусматривались также площадки для установки памятников. Сначала Ф. Дзержинскому на ул. Комсомольской, затем С. Грицевцу (скульптор З. Азгур), бюст которого был перенесен из нынешнего сквера Янки Купалы на ул. Ленина. Для ограждения бульваров по проекту предлагалась ограда, разработанная Главным управлением художественными промыслами СССР (авторы: архит. Шмидт — для ул. Ленина и Л.П. Киселевич — для ул. Комсомольской).

Значение этих улиц в структуре города было по достоинству оценено ведущими архитекторами страны. Авторы книги “Минск” (А.П. Воинов, Е.Л. Заславский, В.А. Король и др.) считали, что “большое значение в архитектурно-пространственной организации центральной части Минска принадлежит и ул. Ленина, которая получила свое законченное целостное решение на участке от ул. Кирова до пл. Свободы”. Об улице Комсомольской в своей книге “Главная улица Минска” А.В. Лысенко писал: “Одним из наиболее удачных примеров пространственного развития ансамбля проспекта, его связи с другими ансамблями служит ул. Комсомольская… Завершаемая со стороны проспекта башней административного здания, а со стороны стадиона аркой главного входа, эта улица входит органической составной частью в ансамбль центрального участка проспекта и в комплекс сооружений стадиона… Это достигнуто благодаря удачно найденному масштабу улицы, а также умелому расположению бульвара и единому по красным линиям и высоте расположению застройки”.

В 2002 г. Белорусским республиканским научно-методическим советом бульвары по ул. Ленина и ул. Комсомольской были внесены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. Немногим ранее началась комплексная реконструкция озеленения и благоустройства городских магистралей. Работы ведутся практически по всей территории города. В реконструируемые объекты включены и вышеназванные бульвары, поставившие перед архитекторами немало проблем. Например, сохранение пространственно-планировочнго решения бульваров, поскольку их существующие зеленые насаждения находятся в неудовлетворительном состоянии и подлежат замене. Впрочем, это относится ко многим территориям города, где преобладают деревья с возрастом 50–60 лет. Однако в условиях крупного города к 40–50 годам они практически исчерпывают жизненный ресурс, что сейчас и происходит с деревьями по пр. Ф. Скорины. Результаты проведенной таксации по бульварам свидетельствуют о неблагоприятном состоянии растений на большей части территории бульваров, что должно быть учтено в проектах реконструкции. Одна из существенных причин преждевременной старости и неприглядности деревьев — это, конечно же, загрязнение атмосферного воздуха автотранспортом. Пора задуматься об уменьшении интенсивности транспортных потоков в центральной части, направляя их в объезд, а не увеличивать их за счет территории скверов и бульваров. Этим мы уменьшаем оздоровительный потенциал города.

Как известно, растения в городе — важнейший средообразующий фактор, выполняющий ряд позитивных функций (шумо-, газо- и пылезащита, формирование благоприятного микроклимата, рекреационный потенциал, создание психологически комфортных зон, эстетика и др.), поэтому зеленые насаждения всегда были неотъемлемым элементом городского ландшафта, а обилие озелененных территорий — основным показателем благоустроенности. И не только благодаря своим уникальным декоративным качествам. Это еще эффективное и наиболее доступное и дешевое средство оздоровления городской среды. Значит, нельзя отделить друг от друга ландшафтный дизайн городской среды и создание благоприятных условий для жизни человека. Эти задачи нужно решать вместе. Поэтому следует еще раз подчеркнуть большую значимость бульваров в центре города, которые создают гармоничную среду обитания людей. Более того, их необходимо охранять как памятники ландшафтной архитектуры, для чего требуются особые специалисты. Однако сегодня в связи с относительно малым количеством квалифицированных ландшафтных архитекторов-практиков их специфическим творчеством занимаются, в общем-то, сторонние люди.

Особо хочу отметить необходимость единого подхода к осуществлению реконструкции бульваров, расположенных по ул. Ленина и ул. Комсомольской. Она обусловлена особенностями созданного ансамбля застройки главного проспекта Минска — одного из лучших архитектурных ансамблей советского периода. Все составляющие элементы его ландшафтной архитектуры внесены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. Поэтому главной целью реконструкции должно изначально быть сохранение исторического характера бульваров при улучшении их функциональных качеств.

Тем не менее в Департаменте по охране историко-культурного наследия Министерства культуры Республики Беларусь утвердили проект реконструкции бульвара по ул. Ленина (от пр. Ф. Скорины до ул. Интернациональной), который не соответствует историческому облику бульвара. Проектом предусмотрено сохранение одного ряда деревьев по центральной оси пешеходной зоны и расширение проезжей части ул. Ленина за счет переноса границы бульвара на 5 метров по ширине. Но каким бы интересным ни было решение, предложенное архитекторами УП “Минскпроект”, в результате реализации проекта мы получим бульвар “с одним крылом”, лишенный исторической, объемно-пространственной и планировочной целостности.

В конце октября этого года с целью изучения возможности включения в Список всемирного наследия архитектурных объектов нашей страны Минск посетила представительная международная делегация экспертов ЮНЕСКО. Как известно, самое важное качество объектов всемирного наследия — их историческая подлинность. Одним из таких объектов является ансамбль застройки проспекта Ф. Скорины (от пл. Независимости до ул. Козлова). Однако непродуманные реконструкции, с какими бы добрыми намерениями они ни предпринимались, могут привести к частичной утрате подлинности ансамбля проспекта. Мы можем потерять благосклонность со стороны ЮНЕСКО и лишиться помощи для сохранения этого уникального объекта.


 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Давайте попутешествуем во времени, «пробежимся» по разным уголкам Земли и пристально вглядимся в свои родные места, полюбуемся и восхитимся...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
В ряде стран Западной и Центральной Европы формируются природные парки регионального и местного значения, аналогов которым в Беларуси пока нет. Так...