Архитектурный совет, в новом году значительно обновленный, весьма плодотворно продолжает выполнять свою миссию: решать, каким быть городу, что и где строить, не допускать произвольных вторжений в ту или иную градостроительную ситуацию, историческую среду. Каждый проект, представленный на рассмотрение, разбирается “по косточкам”, анализируется представителями всех инстанций, при необходимости многие из них с конкретными рекомендациями отправляются на доработку, а некоторые безоговорочно отклоняются. Лишь немногие проекты получают “добро” с первой попытки. Главная причина, препятствующая удачному прохождению авторитетной архитектурной экспертизы, как правило, — отсутствие четкого градостроительного обоснования, порой недостаточное владение нормативно-правовыми законодательными документами, без чего даже приступать к работе над эскизными проектами не рекомендуется.
Много споров на прошедших советах вызвали предложения архитектурного решения навесов над подземными пешеходными переходами, вернее, даже не решения, а целесообразность возведения самих покрытий. Памятуя о печальном опыте “из жизни навесов” возле ГУМа, откровенно диссонирующих с общим окружением и вызывающих открытое неприятие всей архитектурной общественности, члены совета предложили решать эти вопросы кардинально, дабы такие архитектурные новшества не разрушали цельный облик города. Сообщение главного архитектора Минска Руслана Игоревича Белогорцева о демонтировании навесов возле ГУМа было встречено аплодисментами оппонентов этих “злосчастных” сооружений, отторгнутых самой городской средой. Закономерно встает вопрос: разве заказчики не осведомлены о позиции в отношении навесов и размещении их над переходами, особенно в центре города? Почему же тогда вновь и вновь выносятся они на обсуждение, а архитекторам-разработчикам приходится выслушивать нелицеприятные комментарии членов совета, даже если их предложения сделаны на хорошем профессиональном уровне?
Пристальное внимание на советах уделяется застройкам, формирующим новые микрорайоны, а в целом и первое впечатление о городе. В частности, горячие дебаты разгорелись вокруг эскизного решения группы многоэтажных жилых домов № 4, 5, 6–3 по генплану вдоль пр. Скорины. Два года назад был утвержден план комплексной застройки в этом районе, но ни образное, ни концептуальное решение ее сегодня уже никого не удовлетворяет. Найти лучшее архитектурное решение, а в уже строящиеся объекты внести коррективы, чтобы минчане получили удобный, функциональный и красивый “оазис” в современном городе — таков вердикт был вынесен Архитектурным советом.
Тезой формирования облика города советом провозглашена ансамблевость, унылому панельному домостроению объявлена бескомпромиссная война, а взаимоотношения “власть и архитектура” отныне решено строить на паритетных началах.
За прошедшие два месяца работы Архитектурный совет одобрил 4 проектных предложения, 5 — отклонил и 4 отправил на доработку.
Капитальный ремонт архитектурно-скульптурного ансамбля “Минск — город-герой” и прилегающей территории в районе пр. Машерова — ул. Иерусалимской
Заказчик: УП “Горремавтодор”
Проектная организация: УП “Минскпроект”
ГАП — Л.И. Потапейко
К 60-летию победы в Великой Отечественной войне запроектирована реконструкция мемориала “Минск — город-герой”. Специалистами УП “Минскпроект” проведено тщательное обследование памятника и прилегающей территории. Выявленные разрушения, произошедшие за 20 лет существования этого ансамбля, требуют проведения большого комплекса работ по его восстановлению и благоустройству. Немедленному ремонту подлежат не только обелиск с постаментом, но и существующее мощение лестницы и другие элементы комплекса, потерявшие эстетические качества. Учитывая масштабность работ, реконструкция разделена на 2 этапа. Первый — капитальный ремонт обелисков и подходов к нему, второй — обновление и дополнение ансамбля, включая благоустройство парка Победы, размещение автостоянок вдоль магистрали, устройство каскадного фонтана, установление мемориальных знаков дивизий, освобождавших Минск. Проектом прорабатывается градостроительное решение всей территории комплекса в целом с учетом разработки УП “Минскградо” проектно- сметной документации по объекту “Планировочная организация системы магистральных улиц 1-го транспортного полукольца”.
Учитывая, что работы по объекту потребуют значительного времени, советом удовлетворена просьба авторов в этом году ограничиться косметическим ремонтом. Все работы в комплексе будут завершены к маю 2005 г.
Визитная карточка города
У Минска должен быть новый въездной знак — таково решение руководства города, согласованное и утвержденное на самом высоком уровне. Основные параметры и подходы к символическому решению знака утверждены высшими инстанциями, и обсуждению это не подлежит.
В основу решения положено традиционное христианское восприятие знака в виде креста. Вверху будет размещен герб города Минска, внизу надпись: “Минск — город-герой”. Со стороны выезда из Минска может быть еще название шоссе или направления.
В результате конкурсного отбора остановились на трех вариантах, которые отличаются только деталями. Их симбиоз и позволит реализовать принятый образ. Учитывая функциональность данной конструкции, комиссия пришла к выводу, что знак должен быть очень сдержанный, силуэтный, практичный и без излишеств. На въездах все знаки будут одинаковыми, может быть, отличаться только по цвету. Необходимо соблюсти необходимые пропорции основания и главной части, учесть технологические, конструктивные, эксплуатационные возможности, решить вопросы подсветки. Все эти работы необходимо закончить в кратчайшие сроки, разместить заказ — и скоро новая визитная карточка города явит свое лицо минчанам и гостям столицы.
Торговый центр по ул. Бехтерева — пр. Партизанский
Заказчик: ООО “ТАС-Ремонт”
Проектная организация: УП “ТМ архитектора Штейнмана Г.Р.”ГАП — Г.Р. Штейнман
На Партизанском проспекте в городе Минске в первом полугодии 2005 года должно быть завершено строительство нового торгового центра. Комплекс из двух отдельно стоящих зданий возводится на месте старого колхозного рынка. Особенностями участка застройки являются: насыщенность магистральными инженерными сетями, необходимость сохранения на ближайшую перспективу ЛЭП и колхозного рынка. Мингорисполкомом и Комитетом архитектуры и градостроительства перед инвесторами и проектировщиками поставлена задача создания современного высокотехнологичного торгового центра с архитектурой, достойной одной из главных магистралей столицы.
Авторский коллектив объединенных Творческих мастерских архитекторов Г.Р.Штеймана и Ю.Ф. Потапова совместно с “Белпроектом” предложил объединить в одном объеме супермаркет с ресторанами быстрого обслуживания общей торговой площадью 6000 м2 и паркинг на 600 машино-мест. При этом особое внимание было уделено решению транспортного обслуживания покупателей, организации связи с близлежащими станциями метрополитена, движению, парковке и разгрузке грузового и личного транспорта, безопасной организации движения при подъезде к этому крупному торговому предприятию.
Объемно-пространственное и образное решение общественного центра основано на симбиозе архитектуры общественных и промышленных зданий, что позволило органично вписать объект в окружающую застройку. Второй пусковой комплекс предполагается строить после ввода в эксплуатацию супермаркета с паркингом на месте существующего рынка и других ветхих строений, при этом АЭП будет переведена в кабель, что создаст дополнительные места для парковки автомобилей.
Градостроительный совет одобрил эскизные предложения и открыл авторскому коллективу (арх. Г.Р. Штейнман, М.М. Боровик, Е.М. Фарберов) возможности для скорейшей разработки документации в директивные сроки, установленные Минским горисполкомом.
Эскизное решение торгово-административного комплекса с автостоянкой на 185 мест по ул. Московской
Заказчик: ОДО "Армеец"
Проектная организация: УП "Белпромпроект"
ГАП — М.Н. Гродников
Образное решение комплекса явилось результатом анализа градостроительной ситуации, в настоящее время требующей модернизации. Однако в ходе обсуждения было отмечено, что предложенная "авангардная" пирамида высотой 25 см по своему формообразованию диссонирует с рядом стоящими неоклассическими постройками и нарушать уже сложившийся здесь классический подход к формированию градостроительной среды нельзя.
Отметив привлекательность архитектурно-образного решения комплекса, который мог бы украсить любое другое место "нового" Минска, размещение его в данной градостроительной ситуации тем не менее отклонено. Здесь, по мнению членов совета, должна быть спокойная, локальная постройка. Проект отправлен на доработку с рекомендацией дальнейшего развития его образа.
Рубрику ведет Валентина Мартинович