История металла в архитектуре начиналась с использования его эстетических свойств для получения декоративно-художественных эффектов. Поначалу он оставался на вторых ролях, являясь своего рода прилагательным элементом в архитектурно-строительной практике. Однако непревзойденные прочностные качества, определившие широкие конструкционные возможности металла, сделали его одним из основных строительных материалов, способным с успехом заменить ранее освоенные человеком. С XVIII века в строительстве мостов, шпилей, башен, первых промышленных зданий начали применять чугун, из которого отливали несущие конструкции колонн, арок и ферм. Вместо каменных и кирпичных столбов стали использовать чугунные, вместо деревянных балок, каменных и кирпичных сводов, особенно с открытием промышленных способов производства и обработки чугуна и стали, — железные прокатные балки и фермы, незаменимые для перекрытия больших пролетов. Наибольшее влияние на развитие конструктивных решений каркасных зданий оказало проектирование и возведение в 1851 году Джозефом Пэкстоном для Всемирной выставки в Англии Хрустального дворца, называемого современниками “дедушкой хай-тека”. Все его колонны и балки были выполнены из чугуна, для перекрытий применены железные фермы с перекрестной решеткой. Небольшие площади сечений металлических элементов позволили создать сплошное остекление. Впервые использована модульная система, на основе которой стандартизированы все элементы конструкций. Здание было сборно-разборным. Колоссальное сооружение длиной 563 и шириной 124,5 м, занявшее площадь в 69 тыс. кв. м, наглядно продемонстрировало архитектурные возможности металла.
Металлический каркас становится ключевым фактором развития архитектурной формы. Главная его заслуга — освобождение тектоники стены от ограничений, связанных с несущей функцией. Это позволило создавать большие остекленные плоскости фасадов, перейти к свободной гибкой планировке внутренних пространств, открыло возможности новой пластики и колористических характеристик зданий.
Определенный спад в развитии металлоконструкций наблюдался в начале ХХ века в связи с появлением и освоением нового искусственного материала — железобетона. Сочетание в нем свойств двух материалов — бетона и металла принесло новые технологические возможности, более экономичные решения. Поскольку железобетон стал самым дешевым, то и получил массовое распространение как конструктивный материал, позволивший перейти на большие пролеты, меньшие сечения несущего остова по отношению к традиционным решениям в камне и бетоне. Сегодня это направление продолжает жить и развиваться в архитектуре.
Однако уже в 20-е годы прошлого века начинается новый период развития металлоконструкций, характеризующийся становлением современных архитектурных форм. Без металла в строительстве сегодня делать нечего. С ним пришли новые идеи, совершенно другие конструктивные, композиционные и эстетические возможности выражения образа, его пространственного построения. Металл становится формообразующим фактором архитектуры, особенно в новых типах зданий — современных выставочных и спортивных комплексах, вокзалах, торговых центрах, стадионах, не говоря уже о транспортном, промышленном, гражданском строительстве, которое невозможно без использования быстровозводимых стальных каркасов.
Соединяя в себе многие достоинства распространенных в строительстве конструкционных материалов, металл хорошо поддается архитектурной организации. Он режется так же легко, как и дерево, но в отличие от него может принимать любую заданную форму. Металлические конструкции являются сборными и не только не уступают, но и во многом превосходят в индустриальности сборный железобетон. Универсальность элементов в сочетании с простотой и надежностью соединений делают их столь же пластичными в формообразовании, как кладка из мелкоразмерного кирпича и монолитный бетон. Вместе с металлом пришла и новая конструктивная система ограждающих конструкций — сэндвич-панели. К слову, в мировой практике металлоконструкции получили самое широкое распространение в архитектурно-строительной практике, а объем их применения сегодня, например в США, составляет около 60% общих объемов в промышленном строительстве.
Сооружения, выполненные в металле, стали символами многих городов мира: разводные мосты в Санкт-Петербурге и мосты в Будапеште, Эйфелева башня в Париже, вокзал во Львове. В сегодняшней архитектуре масса объектов, образ которых просто не мыслится в других материалах. Вряд ли можно представить себе столичный железнодорожный вокзал без использования металла и стекла или, например, автовокзал “Московский” без вантовых систем...
Через такое видение возможностей металла, занимаясь реконструкцией пограничного перехода “Варшавский мост”, мы пришли к тому образу, который там материализован. В основу архитектурного замысла положена идея “окна в Европу”, моста, соединяющего ее Восток и Запад. Она проиллюстрирована светопрозрачными витражами на фасадах главного здания, как со стороны въезда, так и выезда, двумя крыльями-навесами, раскрывающимися приглашающим жестом навстречу путникам и символизирующими доброжелательность и гостеприимство страны. Технология объекта — транспортные потоки с необходимостью свободного маневрирования, обслуживания людей — потребовала устройства навесов большой площади над контрольно-досмотровыми полосами. Реализация данной задачи виделась только с использованием металлоконструкций, хотя в решении большепролетных систем возможны и деревянные, и железобетонные конструкции. Но дерево никогда не даст той долговечности, ажурности, которую можно получить в металле, а железобетон по определению массивен и брутален.
В данном случае стоечно-балочные системы, конструкция металлических ферм, удерживающих навесы, не вызывают ощущения тяжести, не создают объема, а лишь фиксируют границы сооружения в пространстве. Козырьки над площадками выгрузки и посадки пассажиров из автобусов, расположенные симметрично по углам здания, крепятся вантовыми соединениями к несущим башням-опорам, скрывающим внутри себя технологические лестницы. В обнаженности форм, доступном взгляду рисунке переплетения линий металлических элементов подчеркивается технологичность сооружения и зримо видна динамика работы конструкций. Объект тем и интересен, что в фермах, балках перекрытий, козырьках с вантовыми системами, несущих конструкциях витражей и фонарей максимально использованы специфические свойства, физические и эстетические возможности металла.
Металлоконструкции стали основным материалом и при строительстве пограничного перехода на Мозырской таможне. Там козырьки-навесы также, как и на “Варшавском мосту”, проектировались нами совместно со специалистами института “Белпроектстальконструкция” — высокими профессионалами своего дела. Хочу особо подчеркнуть, что совместное творчество, соавторство архитектора с инженерами и конструкторами является важнейшей особенностью проектирования металлоконструкций. Можно, конечно, задумать все очень экономично, но мастерство заключается в том, чтобы найти такое взаимопонимание, когда сам образ подсказывает простую конструктивную схему. На мой взгляд, все уникальные вещи, не только в металле, но и в других материалах, рождаются в тесном содружестве, понимании конструктором архитектурной задачи, а архитектором — работы материала. Если оно есть, тогда действительно получается образ, который в полной мере выявляет и материал, и красоту, и экономичность самой конструкции.
В нашей стране металл в архитектурно-строительной практике более-менее активно используется последние 10–15 лет. В советское время его применение в строительстве ограничивалось. Высокая стоимость металла сдерживает его распространение и сейчас. Как и ранее, полем для “прорывов” в данном направлении в основном остаются уникальные объекты. Сегодня это новое здание Национальной библиотеки, железнодорожный вокзал, подземный общественно-торговый центр на площади Независимости.
Правда, с приходом негосударственных инвесторов некоторая свобода маневра в использовании металлоконструкций стала проявляться в большей степени. Многие частные заказчики хотят получить объект, не только в полной мере обеспечивающий тот или иной технологический или функциональный процесс, но и имеющий современный, продиктованный временем архитектурный образ. Сегодня быстровозводимый металлический каркас является основой гипермаркетов, торгово-сервисных автоцентров, торговых комплексов, которые не обходятся без зенитных фонарей, крытых пассажей, атриумов, вкрапления стеклянно-металлических форм. Что требуется от инвестора, так это грамотно сформулировать задание, а архитектура — дело профессионалов. Осмыслив функциональное назначение будущего сооружения, архитектор задумывает образ здания и его конструктивный остов, который и диктует материал для реализации. Помимо общего архитектурного решения на выбор материала, разумеется, оказывают влияние социальная значимость объекта, его роль в застройке, условия и характер восприятия человеком внешнего облика, интерьера здания.
В последнее время проявилась тенденция использования металла для так называемой индивидуализации образа строящихся жилых зданий. Крупнопанельные типовые высотки, появляясь не только в микрорайонах, но и в центральных частях столицы, естественным образом привлекают к себе внимание. Разнообразить их внешний облик, придать легкий оттенок оригинальности решено путем создания различных форм металлических завершений на крышах. Первыми ласточками стали многоэтажки на ул. Карастояновой—Орловской, чуть позже — высотный жилой дом на Старовиленской. Увенчанный ажурным парапетом высотой около метра и запоминающейся надстройкой в виде пирамиды, он приобрел гораздо более респектабельный внешний вид по сравнению с подобными себе “братьями-близнецами”. Выбор материала предопределен эстетическими качествами металла, его долговечностью, легкостью в обработке, стимулирующей поиск новых форм и очертаний. Эти, казалось бы, декоративные детали несут определенную утилитарную функцию. Внутри надстройка технически насыщена. Она скрывает венткамеры, ствол дымоудаления, шахты воздуховодов, защищая их от попадания воды.
Силуэты и формы завершений, а задача именно в этом и состояла, должны быть разными и не повторяться. В мастерской УП “Минскпроект”, которую я в данный момент возглавляю, запроектированы надстройки для многоэтажек в микрорайонах Лошица, Сухарево, жилом комплексе по ул. Радужная — Тимирязева, которые в скором времени должны быть реализованы. Данное направление, безусловно, имеет право на жизнь и получает, судя по всему, все более широкое распространение в практике жилищного строительства.
Что же касается в целом проблемы использования металла в современной архитектурно-строительной практике Беларуси, то, на мой взгляд, его звездный час, получение все более интересных эффектов от его соединения со стеклом, виртуозное раскрытие его непревзойденных качеств еще впереди. И я твердо убежден, что без этого нам уже не обойтись ни сегодня, ни в будущем.