Цвет в городе. Автор Лариса Нури
Цвет сегодня является полноправной составляющей городской среды, жилых и общественных зданий, элементов благоустройства и транспортной инфраструктуры. Архитекторы и градостроители рассматривают его как неотъемлемое средство формирования городского пространства и повышения качества жизни горожан, способное обогатить среду, придавая ей четкость восприятия, ритм, перспективу. Вопрос цвета в наших городах выходит на первый план, становится центральным, ведь именно методы и средства колористики – гаммы, палитры, цветовые классификации – способствуют четкому и скоординированному проектированию среды.
Лариса Нури – известный специалист в области архитектурной колористики. Она защитила кандидатскую диссертацию на тему “Цвет в архитектуре жилых районов города” в 1988 г. под научным руководством доктора архитектуры, профессора Е.С. Агранович-Пономаревой (Белорусский национальный технический университет).
Книга Ларисы Нури “Цвет в городе”, изданная на французском языке во Франции в 2008 г., посвящена изучению одной из интересных и актуальных проблем в современной архитектуре и урбанизме – архитектурной колористике.
Она имеет четко продуманную структуру и ярко выраженную авторскую концепцию. Автором изучено и проанализировано большое количество архитектурных объектов и концепций специалистов в области цвета с точки зрения рассматриваемого вопроса, создана информационная база, основанная на обширном фактологическом материале.
Книга состоит из четырех частей:
– Полихромия города в XX в.
– Наука о цвете и его архитектурное применение.
– Цвет и архитектурное наследие.
– Цвет в современном городе.
Временные рамки – XX – начало XXI в. Пространственные границы – страны Европы (Франция, Бельгия, Германия, Испания, Италия и др.), США и Россия. Использование единичных фотографий архитектурных объектов в Республике Беларусь, Латвии, Литве, являющихся иллюстрациями для отдельных разделов книги, не позволяет говорить об анализе опыта этих стран в области архитектурной колористики.
Лариса Нури подробно рассматривает творческие произведения отдельных авторов (Антонио Гауди, Ле Карбюзье, Хундертвассер, Жан Нувель и др.) с позиций использования ими цвета в архитектуре, анализирует опыт изучения цвета в немецкой (Баухауз), французской (Национальная высшая школа декоративных искусств), русской (Московский архитектурный институт, институт цвета в Москве) школах и др., а также описывает творческое кредо и методику исследований специалистов в области колористики (Giovanni Brino, Bruno Goyeneche, Jean-Philippe Lenclos, Tom Porter).
Книга “Цвет в архитектуре” не является научным изданием, так как автор не выделяет цель, задачи, объект, предмет и не разрабатывает методологию исследования, не делает выводов и заключения.
Очевидно, что данное издание может стать хорошим пособием для архитекторов, художников и дизайнеров. Кроме того, отдельные положения книги и богатый иллюстративный материал могут быть использованы студентами архитектурных специальностей в качестве источника дополнительной информации об истории и практике городской полихромии при изучении курса “Архитектурная колористика”.