В мире немало известных площадей, созданных по единому проекту и в одном архитектурном стиле. Большинство их, особенно в центрах городов, создавались творчеством и трудом многих поколений архитекторов и строителей, а также волей и средствами заказчиков — королей и вождей, мэров и президентов.
Градостроительный ансамбль площади Независимости (площади Ленина) в Минске начал складываться в 30-е годы ХХ века. По проекту архитектора Иосифа Лангбарда главная площадь страны — символ нового социалистического города — размещалась перед Домом правительства. Композиция ее строго симметрична и раскрыта в сторону Привокзальной площади. Основной размер задан шириной курдонера Дома правительства – 100 метров. В генплане Минска 1932–1936 годов закреплено ее назначение как главной площади нового административного центра белорусской столицы.
Однако этому проекту не суждено было осуществиться. Уже в послевоенных генпланах главная роль отведена Центральной (Октябрьской) площади, а площади Ленина — роль дублера при проведении парадов и демонстраций и составной части ансамбля трех основных площадей столицы – Ленина, Центральной, Победы.
Планировочное решение пл. Ленина, осуществленное в 1964 году по проекту архитектора Виктора Аникина, — прямоугольник размером 400х160 метров с организацией кольцевого движения транспорта. На площади размещалась автостоянка на 300 автомобилей и партерный сквер.
Боковыми фасадами на площадь вышли здания гостиницы “Минск”, почтамта. Авторы этих зданий, а также Мингорисполкома и бывших доходных домов по улице Советской при проектировании не рассчитывали на восприятие с громадных пространств новой площади. По отношению к ее размерам существующая разностилевая застройка оказалась непропорциональна мала. Поэтому ее предполагалось реконструировать и дополнить новыми крупномасштабными зданиями, которые смогли бы “удерживать” гигантское открытое пространство. Функции новых зданий должны были соответствовать назначению правительственной площади. Следовательно, планировалось размещение крупных административных зданий, музея В.И. Ленина и даже кинотеатра на месте костела. Высшие учебные заведения предполагалось вынести на новые территории.
После многолетнего вариантного проектирования проект детальной планировки площади был одобрен ЦК КПБ и Совмином в 1975 году (архит. С. Ботковский, Л. Гельфанд, М. Гаухфельд, Ю. Кустов). Основной композиционный высотный акцент в 22–24 этажа размещался по продольной оси площади на территории пединститута, дополнительные — по 16–18 этажей — на месте нынешнего корпуса метрополитена и возле бывшей фабрики-кухни. Роль здания костела композиционно принижалась.
Кольцевое движение транспорта предлагалось заменить на линейное: проспект – путепровод с ответвлением на улицу Советскую. Большая часть площади становилась пешеходной, а под ней размещались двухуровневые автостоянки.
Дальнейшая застройка в 70–80-е годы прошлого столетия практически не учитывала размеры площади и велась отдельными зданиями. Архитектура их фасадов сознательно лаконична и подчинена главному зданию – Дому правительства. Планировочное решение площади сохранялось из-за недостатка средств на крупную реконструкцию.
После приобретения Беларусью независимости и переименования площади в 1994 году был проведен архитектурный конкурс на благоустройство и придание этому градостроительному ансамблю нового идеологического звучания. Однако в связи с тем, что в большинстве проектов предлагалась реконструкция планировочного решения и застройки площади, что не предусматривалось условиями конкурса, победители определены не были, равно как и будущее этого важного и ответственного места в центре белорусской столицы.
В 2000 году по инициативе руководства города был объявлен конкурс — уже на комплексную реконструкцию площади Независимости. По его результатам сформулировано градостроительное задание и создан объединенный авторский коллектив из участников конкурса под руководством главного архитектора города. В 2001 году этим коллективом (архит. М. Гаухфельд, А. Колонтай, Я. Линевич, А. Чадович) разработан детальный эскизный проект (концепция) реконструкции площади и прилегающих кварталов. Он и был принят за основу для дальнейших работ.
Проект комплексной реконструкции площади НезависимостиПроект предлагает не только изменение планировочного решения площади, но и примыкающих к ней кварталов, транспортной схемы, насыщение прилегающих улиц паркингами и автостоянками. Что касается застройки, расположенной по периметру площади, то ее масштаб будет укрупнен, но возведение новых надземных зданий не предусматривается. Реконструкция изменит функциональное назначение площади, из административно-вузовской она превратится в общественную с круглосуточным функционированием различных объектов обслуживания.
1. Реконструкция корпусов N1, 2, 3 комплекса Педагогического университета им. М.Танка
2. Реконструкция фасадов главного корпуса БГУ
3. Реконструкция фасадов здания инженерного корпуса метрополитена (1-я очередь строительства)
4. Реконструкция квартала пр. Ф. Скорины — ул. Ленинградская под комплекс зданий Мингорисполкома
5. Благоустройство площади со стороны Мингорисполкома — БГУ, выполнено в 2002 г.
6. Благоустройство площади и подземный общественно-торговый центр с паркингом
7. Реконструкция зданий УКСа и Минскархитектуры со строительством нового корпуса
8. Реконструкция квартала пр. Ф. Скорины — ул. Володарского — пер. Володарского —
пл. Независимости под комплекс отеля “Минск” (перспектива)
9. Пристройка к зданию Главпочтамта и надстройка здания Минского областного хозяйственного суда
В подземном пространстве площади запроектировано размещение крупнейшего в городе общественно-торгового центра и паркинга на 500 автомобилей. Появление столь мощных объектов на данной территории уравновесит существующий перекос в развитии центра города и системы обслуживания в северо-восточном направлении и создаст предпосылки для его развития в юго-западном направлении. Запланированы также благоустройство площади и прилегающих улиц с образованием новых парковых территорий, реставрация и восстановление памятников истории и архитектуры, реконструкция инженерного и энергетического обеспечения центра города.
Площадь получит и мощный мотив монументального звучания, центральным фрагментом которого станет крупномасштабный архитектурно-скульптурный ансамбль, отражающий тему государственной символики независимой Беларуси. Минск в итоге приобретет не только интересный архитектурный ансамбль, но и современный функциональный городской центр европейского уровня.
Концепция реконструкции неоднократно обсуждалась специалистами и общественностью, одобрена руководством страны, утверждена градостроительным советом Министерства архитектуры и строительства.
Все работы разделены на три очереди, в каждую из которых включены до 10 объектов. Начало первой — при параллельном проектировании и строительстве — было положено в 2002 году. Построены два новых подземных пешеходных перехода с объектами обслуживания, обновлена трасса проспекта Скорины вдоль площади, благоустроена часть территории, примыкающей к зданиям Мингорисполкома и БГУ.
Начаты работы по преобразованию фасадов сооружений, выходящих на площадь, внедрению в первый этаж административного здания метрополитена предприятий торговли и обслуживания (архит. А. Чадович, М. Гаухфельд, Б. Юртин, М. Рыбников, Л. Качановская и др.). Комплекс объектов первой очереди реконструкции в основном завершен в 2003 году. Отложены, однако, часть работ по благоустройству, реконструкция фасадов главного корпуса БГУ, а также инженерного корпуса метрополитена, из-за чего его первый этаж пока диссонирует с остальными зданиями.
Решение о начале проектирования и строительства второй очереди принято только в начале 2004 года, поскольку она включала крупные объемы работ по строительству подземного центра с паркингом общей площадью почти 90 000 м2, благоустройство основной части площади, улиц Советской и Берсона.
Что будет под площадью?Сегодня близится к завершению строительство всего подземного центра. В его составе – четырехэтажный паркинг на 500 легковых автомобилей с въездом и выездом на улицу Советскую, которая станет тупиковым проездом от площади Мясникова до площади Независимости.
С каждого уровня паркинга посетители попадают на один из трех уровней подземной пешеходной улицы, связывающей паркинг, три пешеходных перехода и все подземные объекты торговли и обслуживания. Под землей можно пройти от почтамта и гостиницы “Минск” к педуниверситету, БГУ, остановкам общественного транспорта, а через станцию метро — и на Привокзальную площадь.
К сожалению, по конструктивным и экономическим причинам подземный центр не удалось соединить со станцией метро “Площадь Ленина”, однако в перспективе при строительстве третьей линии это сделать необходимо.
Композиция подземного центра строится вдоль продольной оси площади. Основная пешеходная улица имеет несколько коммуникационных узлов на пересечении с пешеходными переходами, освещаемыми через остекленные купола. Кровлю над пешеходной улицей разрезают световые фонари, освещающие три подземных уровня. На верхнем и среднем — размещаются предприятия торговли, обслуживания и общественного питания, на нижнем — досугово-развлекательный комплекс, еще ниже — технический этаж. Общая площадь предполагаемых к сдаче в аренду помещений — до 25 000 м2.
Возведение такого объекта в центре Минска вызвало большой интерес как у местных, так и у иностранных бизнесменов. После сравнения различных схем строительства и эксплуатации будущего комплекса за основу была принята следующая: возведение за счет кредитов коммерческих банков осуществляется специализированной городской организацией с последующей сдачей в аренду отдельных помещений площадью от 30 до 2000 м2. Срок завершения работ второй очереди — конец 2005 года, расчетный срок окупаемости объекта — 5–7 лет.
Несмотря на то что подобные подземные сооружения есть во многих городах мира, для Беларуси это уникальное строительство. Отсутствие опыта и нормативной базы потребовало (при параллельном проектировании и строительстве) больших усилий на получение необходимых исходных данных, согласований и разрешений.
Что будет на площади?Большая часть благоустройства площади в 2005 году будет выполняться по кровле подземного центра. Кроме традиционных цветников и фонтанов, авторы предложили архитектурно оформить надкрышные устройства – фонари, вентшахты, въезды, аварийные выходы — и решить их в виде цветочниц, скамеек, фонтанов, скульптурных элементов.
На открытом пространстве в семь гектаров будут образованы несколько функциональных зон. В частности, правительственная займет территорию, располагающуюся непосредственно перед Домом правительства. Она имеет осевое решение и размеры, задуманные еще Иосифом Лангбардом. Здесь планируется проводить праздничные массовые мероприятия.
Часть площади над общественно-торговым подземным центром — это партерный сквер с двумя крупными фонтанами, цветочницами, декоративной скульптурой и иными малыми архитектурными формами, выполненными из гранита и других долговечных материалов. Вокруг фонтанов формируются площадки и аллеи для массовых гуляний и отдыха, а вдоль зданий по бывшей улице Советской запроектирован пешеходный бульвар от гостиницы “Минск” до площади Мясникова.
У центрального светомузыкального фонтана предлагается расположить архитектурно-скульптурный ансамбль “Беларусь незалежная”.
На участке площади перед Мингорисполкомом по проекту должны разместиться скульптурный символ возрожденного Минска, городская Доска почета и специальные стенды с информацией из жизни столицы.
Общая тематика монументального оформления площади – мир, независимость, история и национальная символика Беларуси.
Проектированием объектов второй очереди реконструкции занимался коллектив, в который входили специалисты свыше 20 проектных организаций Минска. Генпроектировщик — Минскпроект: архитекторы М. Гаухфельд, В. Данилов, В. Никитин, А. Чадович при участии Д. Геращенко, Л. Зеновой, Е. Коломенкина, Ю. Комиссарова, Г. Перлиной, П. Чуева и других; ГИП И. Зенов, инженеры В. Левин, Э. Гончарик, В. Кулешов, У. Корчинская; конструкторы С. Адамович (Минскметропроект), Л. Дубатовка, А. Якубов (Моноракурс). Генеральная строительная организация — ОАО “Минскпромстрой” (генеральный директор В. Нехай, технический директор М. Ашмян, начальник стройки А. Селицкий).
Благодаря оперативному руководству строительством председателя Мингорисполкома М. Павлова объект проектируется и сооружается рекордными темпами. В настоящее время близятся к завершению работы первой и второй очередей реконструкции. Ведется подготовка к проектированию третьей очереди, предполагающей реконструкцию и строительство новых корпусов Педагогического университета им. М. Танка, пристройки к почтамту и др.
После завершения работ Минск получит обновленный крупнейший градостроительный и архитектурно-скульптурный ансамбль в головной части проспекта Скорины, а центр столицы — мощный импульс для дальнейшего развития.