Сергей Степанович Мусинский принадлежит к поколению зодчих Беларуси, расцвет творчества которых пришелся на 60–80-е гг. XX века. В их работах отразились все противоречия эпохи советского градостроительства.
Родился Сергей Степанович в 1920 г. в Вологодской области. После окончания в 1952 г. Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры работает в Беларуси и для Беларуси.
Главные свои работы он осуществил в институте “Минскпроект”, несколько лет профессиональной деятельности прошли в Белгоспроекте. В те времена рядом с ним трудились такие мастера отечественной архитектуры и коллеги, как В. Афанасьев, С. Ботковский, Г. Сысоев, Н. Шпигельман — в Минскпроекте; Г. Бенедиктов, М. Бакланов, Е. Заславский, О. Ладыгина, Ю. Шпит — в Белгоспроекте.
В раннем творчестве молодой зодчий отдал дань господствующему в советской архитектуре неоклассическому стилю. Созданное им здание студенческого общежития на Ленинском проспекте (ныне проспект Ф. Скорины) имеет хорошие пропорции, красивые и выразительные детали фасадов — во всем чувствуется рука мастера! — и органично вошло в ансамбль учебных корпусов Белорусского политехнического института.
В конце 50-х – начале 60-х годов прошлого столетия главный архитектор проектов Мусинский работает над застройкой второй очереди Ленинского проспекта. Это 6–9-этажные здания со встроенными магазинами от ул. Сурганова до пл. Калинина, жилой дом с кафе “Бульбяная” и учебный корпус Института физкультуры. Большинство из них выполнено совместно с архитектором Георгием Васильевичем Сысоевым. Для жилых домов этого авторского тандема характерны крупный ритм эркеров или остекленных лоджий на фасадах, ленточное остекление первых этажей, индивидуальное силуэтное завершение. Главное во всех работах — ощущение крупномасштабного градостроительного ансамбля.
Здания давно стали знаковыми для города Минска, а Сергей Мусинский вместе с другими авторами застройки главного проспекта столицы получает в 1968 г. Государственную премию БССР в области архитектуры, а в 1973-м — звание заслуженного архитектора БССР.
В те же годы по его проекту (в соавторстве с Л. Каджар) строится Дворец культуры текстильщиков по ул. Маяковского, имеющий четкое симметричное решение, хорошие пропорции фасадов, сочетание крупных витражей и глухих стен с художественными рельефами. Здания Мингорисполкома (в соавторстве с Г. Сысоевым) и вторая очередь гостиницы “Минск” (в соавторстве с Г. Сысоевым и Д. Кудрявцевым) узнаваемы как наиболее яркие представители общественных сооружений эпохи борьбы с архитектурными излишествами. Те небольшие возможности, оставленные партийным руководством в распоряжении архитекторов, авторы использовали максимально, сочетая лаконичность и выразительность. Но, как признавался Сергей Степанович, здание Мингорисполкома не проектировалось для гигантской площади, которая появилась позднее, и автор в 1970–1990-е гг. разрабатывал варианты его надстройки, которые, к сожалению, не воплощены.
Главная причина, по которой проект не реализован, на мой взгляд, — игнорирование исторической градостроительной ткани девятисотлетнего города. Транспортная схема, по которой древнейшая улица столицы Немига существенно расширялась, со сносом застройки прилегающих кварталов была заложена во все послевоенные генпланы Минска и выдана автору в качестве задания на проектирование. В полной мере осознать это противоречие генплана архитектурная общественность сумела уже после начала строительства комплекса. Время выявило и такие недостатки проекта, как отсутствие автостоянок, затрудненный доступ пешеходов на платформу — “изюминку” комплекса.
Заказчики и строители не смогли в полном объеме справиться с объектом не только из-за отсутствия должного внимания властей, но и неразвитости строительной и нормативной базы того времени, экономии и псевдоэкономии на всем, включая отделочные материалы, эскалаторы. Все это привело к долгострою и к многочисленным корректировкам первоначального замысла.
На протяжении проектирования и строительства автор проявлял удивительные бойцовские качества и творческие возможности, однако обстоятельства оказались сильнее.
В результате Минск имеет не только разрезанный транспортной артерией исторический центр, но и фактически незавершенный за 30 лет крупнейший градостроительный ансамбль второй половины XX века, который уже стал памятником своей эпохи.
Достойное завершение ансамбля на Немиге — одна из важнейших обязанностей городских властей и архитектурной общественности. На мой взгляд, при любых вариантах дальнейшего проектирования необходимо связать уже существующую пешеходную платформу с аналогичной платформой на противоположной стороне улицы несколькими пешеходными мостиками, как это было предусмотрено проектом Мусинского. Сегодня нужно модернизировать комплекс, установить необходимое число лифтов и эскалаторов для связи пешеходной платформы с основными направлениями движения; вдохнуть в него новую жизнь, отреставрировав весь ансамбль с помощью современных строительных отделочных материалов и оборудования. В мире есть много удачных примеров контрастного сочетания исторической застройки разных эпох с модернистской архитектурой XX века. Архитектура исторического центра Минска должна стать одним из таких ансамблей вместе с обновленным комплексом на ул. Немиге.
Мы, представители следующего поколения архитекторов, ценим Сергея Степановича Мусинского — талантливого архитектора и художника, опытного руководителя и наставника больших коллективов, бескомпромиссного борца за Архитектуру, мастера, чье творчество живет и украшает облик белорусской столицы.