Те, кто проектировал столовые, кафе и рестораны в конце прошлого столетия, даже в самом фантастическом сне не могли себе представить, как может рыночная экономика преобразовать скромные предприятия общественного питания за 10—15 лет. Как они разрастутся и вольются в сеть общественного обслуживания, станут неотъемлемой частью досуговых, спортивных и торговых комплексов, важным элементом туристического бизнеса, обогащая жизнь городов и выявляя национальные и культурные особенности народа.
Начиналось все на грустной ноте — сеть хоть и плохоньких, но доступных для населения буфетов, столовых и кафе стала разоряться из-за неспособности населения платить. Кормить людей надо, и ведомства ценой огромных усилий пытались сохранить свои столовые на производствах. Появились первые коммерческие предприятия, отпугивающие яркой иностранной рекламой, дороговизной и непонятной номенклатурой блюд и напитков. Однако извлечение постоянной прибыли, относительно небольшие капиталовложения в переоборудование предприятий питания, достаточно быстрый возврат кредитов привлекли в этот бизнес новых энергичных предпринимателей, которые повидали сладкой заграничной жизни. Их первыми учителями стали “фаст-фуды”, или предприятия быстрого питания, придуманные американцами. Уроки капитализма были весьма жесткими как для технологов, так и для архитекторов:
- до предела уменьшить площади под производственные и вспомогательные помещения;
- до максимума увеличить пропускную способность и плотность загрузки залов для посетителей;
- и наконец (!!!), архитектура и дизайн стали неотъемлемой и важной частью ресторанного бизнеса. Интерьеры определяют класс заведения, являются частью театрализованного коммерческого шоу, зазывающего клиента, раскрывают особенности ресторана, предлагают посетителю определенную манеру поведения.
Именно это коммерческое требование буквально “взорвало” номенклатуру типов предприятий общественного питания. Фантазия предпринимателей не укладывалась в рамки строительных норм и правил. Уютные кофейни-кондитерские, театрализованные молодежные и клубные рестораны, “демократичные” рестораны с бильярдом и боулингом, детские кафе, этнографические рестораны, рестораны с приготовлением блюд на открытом огне, летние пивные, рестораны с утонченными национальными и экзотическими блюдами для гурманов и другие. По сути дела, они становятся местом досуга, где человек не только ест, но и узнает много нового о мире, может встретиться с прекрасными музыкантами и артистами.
По мере развития типов ресторанов их влияние на образ жизни города усиливается. Город похорошел, ожил, вечером и ночью на улицах много молодежи. Все чаще люди отмечают в ресторанах новогодние, семейные праздники и юбилеи. Стало привычным для горожан, что за столиком кафе можно посидеть в парке, на набережной и бульваре. Интересно, что посетители ресторанов постепенно меняют свои пристрастия. На смену очень популярным в свое время китайским, итальянским и кавказским ресторанам приходят рестораны с белорусской, русской, украинской и литовской кухней. Это вызвано не только притоком туристов из дальнего зарубежья, для которых знакомство с народом начинается с его кухни. Скорее этнические особенности населения, рост национального самосознания и его вкус ориентируют на свое – родное.
Конкуренция вызвала и разделение ресторанов по классу обслуживания. Наряду с демократическими недорогими заведениями появились элитарные. К ним отношение особое. Здесь царит тотальный дизайн – огромное поле не только для архитектора, но и для художника-декоратора.
В последнее время появились новые рестораны в национальном стиле, которые привлекательны и интересны не только для обычных посетителей, но и для архитекторов и художников. И царит разнообразие подходов: рестораны в деревенском стиле “Талака” и “Печки-лавочки” очень отличаются от городского “Раковского бровара” или пивного “0,5”. Рестораны в этнографическом стиле “Раковский бровар” или “Радзивилловский” — одного класса, а “Гостиный двор” и “У Франциска” или “Лидо” — более высокого.
Общим является нарастание синтеза архитектуры и дизайна, включение в образы почти театральной режиссуры, костюма и звука.
За десять с небольшим лет сеть новых ресторанов естественно вошла в жизнь областных центров, украсила и сделала более комфортными транспортные магистрали Беларуси, на которых появилось множество трактиров и ресторанов.
Сегодня получили развитие рестораны в зонах отдыха и на селе. Они привлекают горожан своеобразным колоритом и теплотой. Особой популярностью пользуются рестораны в Дудутках и Силичах, Беловежской пуще и Раубичах. Это имеет также важное социальное значение — создаются новые рабочие места, повышается культура обслуживания.
Мне кажется, что дальнейшее развитие сети ресторанов Беларуси обречено на успех, так как отвечает национальному характеру белорусов, их приветливости, гостеприимству и особому умению встретить добрых людей.