Событие международного характера, направленное на усиление интеграционных процессов в строительной отрасли, состоялось 7–8 июля в Минске. В новом здании Национальной библиотеки прошло ХХIII заседание Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ, на которое прибыли главы и представительные делегации стройкомплексов Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Молдовы, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины, а также Исполкома СНГ.
Участников форума принял премьер-министр Республики Беларусь Сергей Сидорский, высоко оценив роль Межправительственного совета в координации действий и гармонизации правового поля в строительной деятельности на постсоветском пространстве. Делегации стран Содружества ознакомились с комплексной программой развития материально-технической базы строительной отрасли Беларуси на 2006–2010 гг. и научно-техническими достижениями белорусских строителей на специализированной выставке в одном из холлов Национальной библиотеки и во время посещения новых объектов Минска: Дворца Республики, железнодорожного вокзала, футбольного манежа, Ледового дворца, подземного общественно-торгового центра на площади Независимости, горнолыжного спортивного центра «Силичи», кварталов новой жилой застройки.
В ходе двухдневной работы они обсудили круг актуальных проблем, имеющих большое значение для определения на данном этапе перспективных направлений инвестиционной, организационно-технической, нормативно-правовой и экономической политики в строительном и жилищно-коммунальном комплексах. Главная тема, которую участники заседания подвергли всестороннему профессиональному анализу, — жилищное строительство, пути обеспечения граждан СНГ доступным и комфортным жильем в условиях рыночных преобразований. В неразрывной связи с ней рассматривались вопросы развития строительной индустрии, создания современной инженерной инфраструктуры, реабилитации старого жилого фонда, восстановления зданий и сооружений, пострадавших от стихийных бедствий.
Межправительственный совет создан в 1994 г. по решению глав правительств государств Содружества для выработки согласованной политики по стабилизации и дальнейшему развитию строительства и координации действий строительных комплексов. Примечательно, что его первое заседание состоялось в декабре 1994 г. в Минске. Столица Беларуси также принимала участников Межправительственного совета в 1998 и 2003 гг.
Результатом совместной работы за истекший период времени стало принятие ряда документов, рекомендаций и проектов межправительственных соглашений в области строительства, одобренных впоследствии главами государств Содружества. К наиболее важным из них следует отнести соглашения о взаимном признании лицензий на осуществление строительной деятельности, выдаваемых лицензионными органами стран СНГ, о межгосударственной экспертизе проектов строительства. Принята также Градостроительная хартия СНГ, определившая цели, приоритеты и основные направления совместных действий по устойчивому пространственному планированию и градостроительному развитию территорий.
Подготовленные в рамках Межправительственного совета и его комиссий правовые, нормативно-методические документы, а также достигнутые договоренности предоставляют предприятиям строительной отрасли Содружества реальные возможности для развития прямых производственных связей, расширения рынков сбыта продукции и услуг, наращивания экспортных объемов.
Цель общая — доступное жильеОткрывая ХХIII заседание Межправительственного совета, министр архитектуры и строительства Беларуси Александр Селезнев отметил, что на данном этапе в большинстве государств Содружества наблюдается экономическая и финансовая стабилизация, проявляющаяся в оживлении инвестиционной активности.
Национальные стройкомплексы динамично развиваются, растут объемы жилищного строительства, появляются значимые объекты промышленного и социально-культурного назначения. Один из них — Национальная библиотека Беларуси, торжественное открытие которой состоялось недавно. Символично, что именно это здание, возведенное с помощью уникальных архитектурно-строительных решений, стало местом встречи лидеров стройкомплексов стран Содружества.
За прошедшее время в строительной сфере накоплен необходимый опыт сотрудничества, позволяющий более эффективно взаимодействовать на постсоветском пространстве. Однако работа по совершенствованию строительной и архитектурной деятельности должна столь же результативно продолжаться. Тем более, что спектр сотрудничества — от гармонизации законодательно-правовой и нормативной баз до взаимопроникновения наработанного положительного опыта и адаптации его к реальным условиям стран-участниц совещания — очень широк. Цель же у нас одна — создание полноценной среды обитания человека в каждой из стран-участниц совещания, обеспечение наших граждан жильем, подчеркнул Александр Селезнев.
Эту наиболее значимую для Беларуси, как государства с социально ориентированной экономикой, задачу строительный комплекс выполняет, обеспечивая стабильно высокий уровень жилищного строительства. Например, в 2001–2005 гг. в стране введено 16,157 млн м2, в предстоящее пятилетие планируется в целом построить до 26 млн м2 жилья, а в 2010 г. достичь увеличения годовых объемов более чем в 1,5 раза.
Доля возводимого жилья для граждан, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий и строящих жилье с государственной поддержкой, уже в текущем году составит 60%, а к 2010 г. — 80% от общего объема ввода.
Александр Селезнев ознакомил участников совещания с основными направлениями устойчивого развития стройкомплекса Беларуси и вступившей в стадию реализации Государственной комплексной программы развития материально-технической базы строительной отрасли на 2006–2010 гг. В контексте директивно установленных перед строительной отраслью государственных задач программа дает ясное и всестороннее представление о том, каким образом они будут решены. Она предусматривает качественное преобразование отечественной стройиндустрии и четко обозначает коренные изменения в технологической структуре отрасли, проекты ее модернизации и технического перевооружения, усиление нормативного, научного и информационного обеспечения на всех стадиях инвестиционного цикла. В комплексе затрагивая многие жизненно важные для отрасли вопросы, намечает реализацию широкого спектра мер по повышению организационно-технического уровня строительства, снижению энерго- и ресурсоемкости строительного производства, увеличению объемов выпуска строительной продукции, улучшению ее качества с целью выполнения запланированных объемов возведения жилья вплоть до оптимизации управления отраслью.
К достижению поставленных целей, по словам министра, планируется активно привлекать региональные строительные организации, находящиеся в коммунальной собственности, многие из которых сегодня требуют возрождения и развития, и частные предприятия, действующие на строительном рынке. Определены и конкретные ресурсы под реализацию программы, объемы инвестиций оцениваются почти в 3 трлн рублей.
Анализируя проблему обеспечения граждан СНГ доступным и комфортным жильем и пути ее решения в разных странах Содружества, министр регионального развития Российской Федерации Владимир Яковлев дал высокую оценку белорусскому опыту. В первую очередь сложившейся в стране четкой системе многообразной государственной поддержки жилищного строительства и его стабильно высоким темпам. Как положительные моменты, которые могут быть с большой пользой восприняты в других странах СНГ, он отметил условия льготного кредитования очередников, многодетных семей, молодежи, сельских жителей, освобождение от оплаты расходов на инфраструктуру, наконец, установление предельных нормативов стоимости жилья для граждан, участвующих в долевом строительстве.
В целом в деятельности стран СНГ по решению жилищной проблемы, констатировал Владимир Яковлев, в настоящее время наблюдаются общие тенденции. Программы строительства доступного и комфортного жилья во всех государствах носят приоритетный характер и осуществляются при бюджетной и организационной поддержке правительств. Для их реализации создается новая законодательная и нормативная база, содействующая формированию современных институтов рынка жилья и современных стандартов строительного бизнеса и территориального планирования. Во всех государствах определены группы граждан, которым необходима государственная поддержка в обеспечении жильем, и критерии предоставления такой поддержки. Предпринимаются усилия по повышению доступности ипотечных жилищных кредитов и более широкому привлечению в отрасли частных инвестиций.
Но несмотря на общие тенденции, в каждом государстве на самом деле существуют свои условия и особенности проведения жилищной политики и свои наболевшие проблемы.
В России, например, формирование рынка доступного жилья вошло в число сформированных не так давно приоритетных национальных проектов наряду с развитием образования, здравоохранения и села. Проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» рассчитан на период до 2010 г. Его основные приоритеты: увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования; повышение доступности жилья; выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем установленных категорий граждан; увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры.
На данный момент общая потребность населения страны в жилье составляет более 1,5 млрд м2. В очереди на улучшение жилищных условий стоят около 11% российских семей, государство несет обязательства по обеспечению жильем 1,264 млн граждан и их семей, в том числе по улучшению жилищных условий 350 тыс. ветеранов и инвалидов. Теоретически лишь 12,4% семей имеют возможность приобрести жилье с помощью собственных или заемных средств.
Сегодняшние объемы жилищного строительства (40–43 млн м2 в год) и долгосрочного ипотечного жилищного кредитования (около 60 млрд руб. на первый квартал текущего года при том, что общий объем спроса на ипотечное жилищное кредитование оценивается экспертами в 1,5 трлн руб.) явно недостаточны. Если положение сохранится на нынешнем уровне, то решения жилищной проблемы (не принимая во внимание старение жилого фонда) придется ждать, по самым скромным оценкам, как минимум 35 лет, а то и больше 40. Чтобы удовлетворить спрос, жилищный фонд необходимо увеличить на 46% и ежегодно строить не менее 80 млн м2. Согласно федеральной целевой программе на такие объемы предполагается выйти к 2010 г., удастся ли — время покажет.
Развитие отрасли сдерживают высокие административные барьеры для доступа на рынки строительства и спекулятивный рост цен на жилье. К тому же в большинстве крупных городов не хватает оборудованных инженерной инфраструктурой участков под массовое строительство доступного жилья. Наконец, для решающего рывка в развитии отрасли недостаточно мощностей стройиндустрии и промышленности строительных материалов. К примеру, чтобы обеспечить строительный комплекс цементом, достаточным для ввода 80 млн м2 жилья в год, его годовое производство должно достичь 90 млн т. При сохранении нынешних объемов (65 млн т в год) уже в 2007 г. на рынке прогнозируется устойчивый дефицит этого базового для строительства материала, особенно высоких марок. Примерно такое же положение и в других подотраслях. Поэтому едва ли не главным условием реализации федерального жилищного проекта является развитие стройиндустрии, техническое перевооружение и создание новых мощностей в промышленности стройматериалов. Ускорение этому процессу, по оценкам специалистов, даст целевая программа, предусматривающая меры государственной поддержки и их регулирование в рамках государственно-частного партнерства.
Сейчас государство и общество предпринимают шаги с целью объединения усилий и создания в короткие исторические сроки жизнеспособных и эффективных механизмов рыночного решения жилищной проблемы. Для граждан, бизнеса и муниципальных образований планируется установить прозрачные и понятные правила игры на этом рынке, стимулирующие увеличение строительства качественного жилья, доступного большинству населения за счет не только собственных сбережений, но и долгосрочных кредитов. В этом, по утверждению министра регионального развития РФ Владимира Яковлева, и заключается цель проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Кроме того, в его рамках будут осуществляться меры по рыночной реструктуризации жилищно-коммунальной отрасли, ликвидации и реконструкции ветхого и аварийного жилфонда, развитию стройиндустрии и промышленности стройматериалов, а также проекты развития массового малоэтажного и индивидуального строительства.
Особое значение в этой ситуации, по словам Владимира Яковлева, приобретает совершенствование нормативной правовой базы рынка жилья. В настоящее время разработаны законопроекты, направленные на снижение административных барьеров в строительном бизнесе, совершенствование механизма долевого строительства и различных схем жилищного накопления, финансовое оздоровление жилищно-коммунального хозяйства, осуществление тарифного регулирования коммунального комплекса, обеспечение выпуска ипотечных ценных бумаг. Ведущая роль в реализации проекта отводится субъектам Федерации и муниципальным образованиям, которые должны не только софинансировать проектные мероприятия, но и привлекать к участию в них частных инвесторов.
Высокие темпы жилищного строительства в последние годы набирает Казахстан. Реализация жилищной политики осуществляется здесь в рамках государственной программы развития жилищного строительства на 2005–2007 гг. Результат первого года: ввод в эксплуатацию более 5 млн м2 жилья, что почти в 2 раза больше, чем в 2004 г.
Для обеспечения доступности ипотечных кредитов государство предприняло меры по изменению параметров кредитования. Размер процентной ставки кредитов, выдаваемых на срок до 20 лет, составляет 9–10%, первоначального взноса — не более 10%.
Кроме того, принят закон «О жилищных строительных сбережениях в Республике Казахстан», регламентирующий получение гражданами страны жилищных займов. Для потенциальных участников системы жилищных строительных сбережений созданы более привлекательные условия. В частности, снижен размер необходимых накоплений в жилищных строительных сберегательных банках до 25% от стоимости приобретаемого жилья; увеличен срок кредита до 25 лет и размер поощряемой государством суммы вклада — до 200 месячных расчетных показателей. На строительство коммунального жилья предусмотрено выделение трансфертов из республиканского бюджета.
Однако строительная активность в Казахстане, впрочем, как и в других странах СНГ, сдерживается недостаточными возможностями стройиндустрии. Промышленность стройматериалов характеризуется дефицитом мощностей по выпуску основных материалов, низким техническим уровнем и предельным износом основных производственных фондов, неполным ассортиментом строительной продукции. Такие необходимые для строительства материалы, как стекло, линолеум, теплоизоляционные и санитарно-технические изделия, инженерное оборудование не производятся вообще. Не хватает собственных цемента, кровельных материалов, керамического кирпича, плитки, железобетонных конструкций. В конечном счете объем импорта стройматериалов превысил в 2005 г. 1 млрд долларов США.
Львиная доля жилищного строительства в Украине финансируется за счет средств населения, предприятий и организаций. В 2005 г. введено около 7,8 млн м2 общей жилой площади. Проблема обеспечения жильем социально незащищенных граждан решается в рамках утвержденных специальных целевых программ на основании закона «О жилом фонде социального назначения».
Государством осуществляются меры по господдержке жилищного кредитования. Например, программа «Собственный дом» предусматривает долгосрочное льготное кредитование индивидуального жилищного строительства, применяется долгосрочное льготное кредитование молодых семей и сельских жителей с привлечением средств государственного и местных бюджетов, срок погашения которых 30 и 20 лет соответственно.
Правительством Украины создано государственное ипотечное учреждение, разработавшее многочисленные ипотечные программы. Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства утверждены комплексные региональные программы развития жилищного строительства, предполагающие увеличение их объемов в 2006 г. не менее чем на 30%.
В Азербайджане жилищная проблема решается в рамках государственной программы социально-экономического развития регионов, рассчитанной на 2004–2008 гг. Принят закон «Об ипотеке», утверждены «Положение об ипотечном фонде при Национальном банке» и «Правила выдачи ипотечных кредитов за счет средств ипотечного фонда». Кредиты выдаются на срок от 3 до 15 лет с процентной ставкой, не превышающей 12%, первичным взносом 30%. Максимальный объем выдаваемого на одного заемщика кредита составит 33 тыс. долларов США. Для определенных социальных категорий населения действуют правила предоставления ипотечных кредитов за счет государственного льготного финансирования.
Правительством Армении разработан пакет из 14 программ государственной поддержки жилищного строительства, главные из которых в настоящее время уже реализуются. В частности, программа улучшения жилищных условий социально незащищенных групп населения, предполагающая создание социального жилого фонда. Готовится новый закон «Об обеспечении жильем», разработан пакет документов, ориентированный на формирование системы ипотечного кредитования.
В той или иной степени, по оценке министра регионального развития Российской Федерации Владимира Яковлева, конкретные энергичные шаги по удовлетворению спроса населения в жилье предпринимаются в Кыргызстане, Молдове, Таджикистане, Туркменистане, Грузии, однако наиболее успешным следует признать опыт Беларуси, России, Казахстана, Украины, а некоторые его аспекты — необходимыми для повсеместного внедрения в практику и широкого распространения.
С этой целью по решению совещания внесено предложение об организации национальными органами управления строительными комплексами постоянно действующего семинара по изучению накопленного странами-участницами опыта развития жилищного строительства, в том числе малоэтажного домостроения, проектирования, реконструкции жилого фонда и объектов социальной сферы, а разработанный регламент его работы рассмотреть на очередном заседании совета.
Существенным ограничителем роста объемов массового жилищного строительства назван общий для всех стран-участниц вопрос подготовки и обеспечения инженерно-технической инфраструктурой земельных участков. Строить новое жилье, нагружая и без того проблемные существующие сети, по меньшей мере неразумно. Поэтому в Беларуси, например, принят Указ президента, который с середины будущего года запрещает начинать новое строительство на территориях, не обеспеченных инженерными коммуникациями.
В поисках ответов на злободневные вопросыВнимание участников заседания, кроме острых проблем формирования рынка доступного жилья — снижения его стоимости и совершенствования законодательства в сфере жилищных отношений — было обращено на положение с обновлением основных фондов промышленности строительных материалов и увеличению мощностей предприятий путем перехода на более высокий уровень технической оснащенности. В частности, подробный анализ современного состояния и перспектив развертывания строительной индустрии, выявивший достоинства и недостатки этих процессов в таких странах, как Казахстан, Россия и Армения, был озвучен начальником управления Комитета по делам строительства и ЖКХ Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан Казбеком Баймышевым.
В ходе дискуссии отмечены позитивные результаты подготовки и проведения реструктуризации, разработки программ развития предприятий строительной индустрии и промышленности стройматериалов в вышеназванных государствах, заострены критические моменты. Учитывая важность и актуальность проблемы, участники заседания сошлись во мнении о необходимости постоянно держать друг друга в курсе осуществления деятельности, направленной на освоение передовых технологий, повышающих качество и конкурентоспособность продукции, экономию энергоресурсов. Тем более, что с повестки дня не снята необходимость подготовки и реализации совместных программ по внедрению современных технологий, оборудования, осуществлению инвестиционных проектов.
В разрезе актуальной для строительства, как наиболее энергоемкой отрасли народного хозяйства, темы рационального энергопотребления жилого фонда прозвучал доклад директора департамента ЖКХ Министерства регионального развития Российской Федерации Рэмира Мукумова. Анализ практики применения в жилых и гражданских зданиях автономных систем отопления, базирующихся на современном энергоэффективном инженерном оборудовании, в разных странах Содружества, по его мнению, позволяет сделать вывод, что в случае нового строительства создание децентрализованных систем теплоснабжения являются убедительной альтернативой ТЭЦ. Это подтверждает опыт использования автономного теплоснабжения экспериментального жилого района Куркино в Москве. Так, единовременные капитальные вложения на создание источников тепла (котельных) здесь сократились почти на 30%, тепловых сетей — в 3,4 раза, годовой расход топлива уменьшился почти на 50%, стоимость отпускаемого тепла снизилась в 2,5 раза. Причем надежность, экономическая безопасность и бесперебойность в обеспечении теплом потребителей значительно повысились. Данный проект осуществлен достаточно быстро и без замораживания огромных капитальных вложений. В России уже немало примеров перевода на индивидуальные источники тепла жилищного фонда и объектов социальной сферы целых муниципальных образований. Экспериментальный энергоэффективный жилой дом планируется построить и в Беларуси. В Украине ускоренными темпами внедряются автономные системы отопления многоквартирных домов, в частности крышные модульные котельные. В южных республиках — Таджикистане, Узбекистане, Киргизии, Азербайджане при создании систем децентрализованного теплоснабжения делают ставку как на современные автоматизированные котлы и отопительные агрегаты, так и на нетрадиционные возобновляемые источники энергии. Огромные возможности открывает переоборудование коммунальных котельных в мини-ТЭЦ, где коэффициент использования топлива в 1,5 раза выше чем в энергосистеме.
Однако реализация столь выгодных в плане энергоэффективности проектов сдерживается отсутствием необходимой нормативной базы. Правда, в России приняты документы (СНиП 41-01-2003 и СП 41-108-2004), которые сняли целый ряд проблем для проектировщиков систем поквартирного теплоснабжения.
О важности данного вопроса говорит тот факт, что на совещании принято решение поручить Комиссии по энергосбережению в строительстве, стройиндустрии и жилищно-коммунальном хозяйстве аккумулировать нормативно-технические документы и действующие законодательные акты в области ресурсо- и энергосбережения с целью взаимного обмена ими на основании соглашения об использовании межгосударственных нормативно-технических документов. Кроме того, выражено пожелание к Министерству регионального развития Российской Федерации на очередном заседании совета более детально ознакомить с пакетом нормативно-технических документов по применяемым в жилых и гражданских зданиях автономным системам отопления.
На совещании изучен также сравнительный анализ законодательного и нормативно-методического регулирования конкурсного размещения заказов в строительстве в разных странах СНГ, представляющий взаимный интерес в плане совершенствования процедуры подрядных торгов. Рассмотрены и проблемы восстановления ветхих жилых зданий, в том числе пострадавших от стихийных бедствий. Исследовательскую работу в этом направлении решено продолжить с целью разработки программы по обеспечению надежности существующего фонда, актуальной для всех без исключения стран-участниц.
XXIII заседание Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ состоялось в Год Содружества Независимых Государств в преддверии его 15-летнего юбилея, что внесло еще один нюанс в его работу. Прежде всего потому, что анализ 12-летней деятельности органа по созданию взаимовыгодных условий сотрудничества в строительной сфере будет в нынешнем году заслушиваться перед Экономическим советом СНГ. А в предстоящих осенью торжествах — межгосударственной выставке «15 лет СНГ: сотрудничество и интеграция» и форуме Содружества «15 лет СНГ: итоги, проблемы и перспективы» — поставлена задача достойно представить экспортный потенциал, производственные и научно-технические достижения отрасли.
Заключительным аккордом минского форума стало утверждение победителей I международного конкурса на лучшую строительную и проектную организацию, предприятие строительных материалов и стройиндустрии за 2005 г., проведенного под эгидой Межправительственного совета. Лауреатами названы 51 предприятие из стран Содружества. В их числе и лучшие представители отечественного стройкомплекса: открытые акционерные общества «МАПИД», «Солигорскпромстрой», «Красносельскстройматериалы», «Береза-стройматериалы», «Гомельстройматериалы», УП «Институт НИПТИС».
Подготовила Валентина Морозова
Фото Виктора Седых