Основное предназначение Государственной комплексной программы развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007–2010 гг. –
создание условий для превращения этих городов в наиболее благоприятные для человека, безопасные и устойчиво развивающиеся места проживания, взаимосвязанное развитие городов и прилегающих территорий для обеспечения обслуживания сельского населения.
В малых и средних городах предусматривается создание новых рабочих мест, ускоренное строительство жилья, объектов физической культуры и спорта, развитие сферы услуг. Поэтому всячески будет поддерживаться размещение здесь новых предприятий, филиалов и цехов действующих производств всех форм собственности.
Новое качество приобретает экономика малых городов, в ряде которых достаточно активно осуществляется модернизация производства, внедрение высокоэффективных и ресурсосберегающих технологий, экспортно-ориентированных производств, расширение ассортимента производимых товаров, проведение взвешенной инвестиционной политики.
Предусматривается стимулирование частного предпринимательства, прежде всего предприятий, связанных с обслуживанием сельского хозяйства, переработкой сельскохозяйственной продукции, выпуском изделий из местного сырья, реализацией услуг для населения. Это будет способствовать росту занятости, повышению уровня и качества жизни населения, процветанию городов в целом.
Программой будут охвачены практически все сферы жизни малых городов, что потребует совместного участия многих министерств и ведомств.
Министерству архитектуры и строительства предстоит решить свои специфические задачи. Следует отметить, что мы уже накопили достаточный опыт в преобразовании малых и средних городов и положительные тенденции в этом направлении заметны. Десятилетний опыт проведения “Дажынак”, а также Дней белорусской письменности убедил, что города, принимавшие их в качестве хозяев, преобразились разительно, став современными европейскими городами.
Впереди архитектурно-строительный комплекс ждут еще более значительные работы, что обязывает всесторонне взвешивать все решения, осмысленно концентрировать силы и средства. Так, претворяя намеченные планы, мы должны учитывать, что наши города находятся в разных экономических, социальных, экологических условиях, административном положении и физическом состоянии.
Принятый программный документ дает малым городам уникальные возможности для интенсивного развития в начале XXI столетия. Важно умело и эффективно распорядиться предоставленными возможностями.
Здесь не обойтись без комплексной градостроительной документации, выполняемой на самом современном уровне. Градостроительное планирование, проводимое по инициа-
тиве Минстройархитектуры и органов местного управления, стало в нашей стране государственной политикой. В результате все города республики, в том числе и малые, развиваются на основе генеральных планов. Вместе с тем требуется первоочередная корректировка генпланов более 30% городских поселений, разработанных ранее.
Начиная с 2007 г. разработка градостроительных проектов осуществляется в соответствии с Графиком разработки схем комплексной территориальной организации административно-территориальных единиц, генеральных планов городов и других населенных пунктов, градостроительных проектов детального планирования на 2007–2010 гг. и до 2015 г., который утвержден заместителем премьер-министра Республики Беларусь 29 мая 2007 г.
В уточненном Графике на 2008– 2010 гг. увеличено количество генеральных планов малых городов и проектов детального планирования, а также сокращены сроки разработки по отдельным градостроительным проектам. До 2010 г. должны быть обновлены все генеральные планы малых и средних городов.
В проектировании малых городских поселений также наблюдаются новые прогрессивные тенденции. На смену так называемой индустриальной модели развития, которая привела к внедрению несоразмерных малому городу 5-этажных жилых домов, созданию больших открытых пространств административных площадей, приходит более гибкий подход. Он основан на выявлении и сохранении своеобразия сложившейся городской среды, уникального исторического наследия и природного ландшафта малого города, традиционных принципах его архитектурно-пространственного формирования.
Для сокращения сроков инвестиционного цикла, ускорения темпов при одновременном уменьшении стоимости строительства разработаны и утверждены постановлениями коллегии Минстройархитектуры в качестве типовых несколько десятков проектов усадебных жилых домов с улучшенными архитектурно-планировочными решениями и потребительскими качествами. Утвержден республиканский Перечень типовых и повторно применяемых проектов многоквартирных жилых домов и отдельных секций жилых зданий. Изданы пять альбомов паспортов, включающих крупнопанельные и каркасные жилые дома, дома со стенами из мелких ячеистобетонных блоков и кирпича, а также в монолитном исполнении. Все это разработки, наиболее приемлемые для строительства в малых городах республики.
Опубликован республиканский Перечень общественных зданий, содержащий сведения о 53 проектах (школы, дет-
ские сады, больницы, поликлиники, дома культуры и другие социальные объекты). Также утвержден перечень проектов спортивных объектов с ледовыми хоккейными полями для повторного применения.
Для реализации всех положений Программы и претворения в жизнь указанных проектов необходимо укрепление и развитие районных строительных организаций. В соответствии с Указом Президента № 676 от 16 ноября 2006 г. “О некоторых вопросах управления строительной отраслью и ее функционирования” приняты меры по созданию новых и увеличению мощностей существующих строительных организаций в каждом районе республики. Учитывая остроту и актуальность данного вопроса, численность работающих в каждой районной строительной организации планируется уже к концу 2008 г. довести до 200 человек, то есть создать значительное количество новых рабочих мест. Есть все возможности организовать обучение строительным специальностям за счет средств государственного фонда содействия занятости.
Для качественной застройки малых и средних городских поселений, как и в целом городов республики, необходимо развитие предприятий по производству строительных материалов. Следует отметить, что некоторые из них оказались в сложном финансовом положении. Поэтому они находятся на особом контроле в министерстве, им оказывается конкретная помощь для повышения рентабельности производства. В настоящее время уже найдены реальные пути вывода из кризисного состояния ряда предприятий (например, ОАО “Доломит в г.п. Руба Витебского района, Горынский комбинат строительных материалов).
Специальной Программой развития цементной отрасли, одобренной Президентом и Правительством Республики Беларусь, предусмотрено дальнейшее совершенствование цементных заводов в г. п. Красносельский, городах Кричев и Костюковичи. Это своего рода локомотивы строительной отрасли в своих регионах.
Приоритетным направлением политики Минстройархитектуры является диверсификация экспорта поставок готовой продукции с высокой добавленной стоимостью. В первую очередь такой, как стеновые строительные материалы, сборный железобетон, керамическая плитка, а при наличии свободных ресурсов – цемент, известь, керамзит и другое сырье.
Министерством архитектуры и строительства в малых городах уже реализуется 17 инвестиционных проектов, на их выполнение из всех источников будет направлено свыше 1,1 трлн рублей.
Надо сказать, что вклад строительной отрасли министерства в реализацию Программы преобразования малых городов уже достаточно значителен и весом. Тем не менее еще предстоит немалая системная работа по выполнению исторической, судьбоносной для всей страны Программы. Это наша обязанность и почетная миссия – добиться того, чтобы Беларусь по праву называли страной процветающих городов вне зависимости от их размера и удаленности от столицы.