Для одного из переулков, соединяющих улицы Сретенка и Трубную в Москве, архитектор Владимир Плоткин спроектировал необычный жилой дом-скульптуру, который состоит из двух разновысотных секций, «одетых» в складчатую кожу из стекла и травертина.
Этот проект разрабатывался в рамках плана развития семи кварталов в районе Сретенки, составленного архитектурной мастерской SPEECH. Главной задачей при этом было возвращение историческому району в центре Москвы полноценной жизни – за счет уплотнения и регенерации существующей застройки, использования потенциала существующих в глубине квартала пустырей, улучшения дорожно-транспортной сети и создания ясно считываемой пространственной схемы.
Дом должен был получиться элитным, а значит, с маленьким количеством больших по площади квартир, собственным фитнес-клубом и парковкой, и при этом обладать ярким запоминающимся обликом.
Отведенный участок имеет форму неправильного прямоугольника, вытянутого с юга на север, от Большого Сухаревского переулка в глубину квартала, где три оставшиеся границы территории окружены скверами. Ближайший сосед по красной линии – пятиэтажное офисное здание с западной стороны, диктует новому дому, исходя из правил современного проектирования в московском центре, сравнительно небольшой масштаб. С другой, восточной, стороны расположен сквер, «приписанный» к проектируемому комплексу, – под ним будет размещена подземная автостоянка.
Здание получило сложный трехчастный план, где две трапеции жилых секций соединены, как будто склеены, узкой полосой. Секции имеют разную высоту: к переулку обращена 6-этажная, а глубже во дворе поставлена 8-этажная. И хотя на самом деле дом состоит из одного объема, визуально он кажется двухчастным: секции разделены узкими глубокими нишами (в одной из них, со стороны восточного сквера, устроен главный вход), а восьмиэтажный объем консолью последнего этажа частично нависает над «уличной» секцией.
Верхний уровень шестиэтажного объема задумано полностью остеклить, для облегчения силуэта здания при взгляде из переулка, зато основные этажи наделены самой активной тектоникой. Владимир Плоткин не стал полностью отказываться от идеи фасада, чья плоскость расположена под углом к переулку. При этом угол превратился в ряд треугольных выступов-эркеров, а чтобы еще больше подчеркнуть ломаную структуру получившейся поверхности, автор облицовывает их грани по-разному – одну одевает в травертин, другую оставляет прозрачной. Вертикальные тяги треугольных выступов объединяют этажи попарно (попутно уменьшая масштаб, так как два этажа снаружи выглядят как один ярус) – у второго и третьего этажей каменная плоскость слева, а у четвертого и пятого – справа. Таким образом фасад превращается в две разнонаправленные гребенки.
]]>]]>Боковые фасады решены более традиционно – панорамное остекление и облицованные натуральным камнем «переплеты» перекрытий – но и тут присутствует архитектурный сюжет. Так, восточный фасад, обращенный к скверику, маскирующему подземную парковку, слегка вогнут, и за счет этого, а также уже упомянутой «расщелины» и брутального профиля консоли, кажется, что дом сделан на шарнире, как застывший механизм. Эта подспудная, скрытая в недрах художественного образа динамика, особенно остро воспринимается в условиях исторического центра: в сочетании с чередованием прозрачных и каменных плоскостей, множеством углов, подсечек и консолей, она формирует у наблюдателя даже не впечатление – ощущение крайне чуткой реакции дома на контекст.