Вы здесь

Лицензирование деятельности по обеспечению пожарной безопасности в строительстве

Обеспечение пожарной безопасности при проектировании и строительстве зданий непосредственно связано с деятельностью проектных и строительно­монтажных организаций, подлежащей государственному регулированию. В связи с недостаточностью правовой и технической информации в данной области и дополнительными требованиями отдельных органов государственного пожарного надзора, осуществляющих лицензирование и контроль, возникает много вопросов и нареканий со стороны заинтересованных организаций и специалистов.

Проанализировав их, автор предлагаемой публикации высказывает обобщающее мнение по проблемам лицензирования деятельности по обеспечению пожарной безопасности.

В соответствии с законом Республики Беларусь “О пожарной безопасности” лицензирование деятельности по обеспечению пожарной безопасности является одним из направлений государственного управления системой пожарной безопасности.

Общий порядок государственного регулирования лицензионной деятельности, в том числе связанной с обеспечением пожарной безопасности, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлен декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17 “О лицензировании отдельных видов деятельности”, в соответствии с которым лицензирование в данной области поручено осуществлять Министерству по чрезвычайным ситуациям. Право разъяснения вопросов соблюдения порядка и условий лицензирования отдельных видов деятельности предоставлено Совету Министров Республики Беларусь.

Положением о лицензировании деятельности по обеспечению пожарной безопасности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2003 г. № 1357 с учетом изменений и дополнений согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 4 июля 2006 г. № 833, установлено, что ее могут осуществлять юридические лица и индивидуальные предприниматели, выдача лицензий физическим лицам не предусмотрена.

В соответствии с указанным Положением лицензируемая деятельность включает в себя восемь составляющих видов работ:

1. Эксплуатация пожаро­ и взрывоопасных производств и объектов с массовым пребыванием людей по перечню, утвержденному в установленном порядке главным государственным инспектором Республики Беларусь по пожарному надзору (первым заместителем министра по чрезвычайным ситуациям).

2. Проектирование, монтаж, наладка и техническое обслуживание систем пожарной автоматики и противодымной защиты.

3. Проведение испытаний на пожарную опасность и огнестойкость веществ, материалов, изделий, оборудования и строительных конструкций.

4. Создание и функционирование подразделений, осуществляющих предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

5. Производство и капитальный ремонт пожарной техники (машин и оборудования), снаряжения, спасательных устройств, огнетушителей, огнетушащих веществ и других средств противопожарной защиты, торговля указанной продукцией.

6. Производство огнезащитных составов и выполнение работ с их применением.

7. Устройство и ремонт печного отопления.

8. Научно­техническая, экспертная и консультационная деятельность по обеспечению пожарной безопасности.

 

Работы и услуги в строительстве, связанные с деятельностью по обеспечению пожарной безопасности

 

Из вышеперечисленных лицензируемых работ по пожарной безопасности к области строительства имеют прямое отношение следующие виды:

– при проектировании – проектирование систем пожарной автоматики и противодымной защиты;

– при выполнении строительно­монтажных работ – монтаж и наладка систем пожарной автоматики и противодымной защиты; устройство и ремонт печного отопления; выполнение работ с применением огнезащитных составов;

– при проведении испытаний – испытания на пожарную опасность и огнестойкость веществ, материалов, изделий, оборудования и строительных конструкций.

На основании СТБ 11.0.02–95 “ССПБ. Пожарная безопасность. Общие термины и определения” к системам пожарной автоматики отнесены установки пожаротушения и пожарной сигнализации, действующие автоматически.

По отношению к системам противодымной защиты установлен более общий термин, определенный в СТБ 11.0.03–95 “ССПБ. Пассивная противопожарная защита. Термины и определения”: противодымная защита включает в себя комплекс технических средств, направленных на предотвращение воздействия на людей дыма, повышенной температуры и токсичных продуктов горения и обеспечение тушения пожара. Такими техническими средствами являются системы противодымной вентиляции (приточной и вытяжной), огнепреградители и противопожарные клапаны.

В связи с тем что при проектировании практически любого здания требуется устройство систем пожарной автоматики и противодымной защиты, проектные организации наряду с лицензией Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь на проектирование и строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведение инженерных изысканий для этих целей должны также иметь лицензии МЧС на оказание услуги “проектирование систем автоматической пожарной сигнализации, систем автоматического пожаротушения и систем противодымной защиты”. Следует заметить, что на проектирование систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией лицензии МЧС не требуется (данные работы перекрываются общей лицензией Министерства архитектуры и строительства на проектирование).

Соответственно организации, занимающиеся монтажом и наладкой систем пожарной автоматики и противодымной защиты, также должны иметь лицензии МЧС на следующие услуги:

– монтаж систем автоматического пожаротушения, противодымной защиты, автоматической пожарной сигнализации;

– наладка систем автоматической пожарной сигнализации, автоматического пожаротушения, противодымной защиты;

– техническое обслуживание систем автоматической пожарной сигнализации, автоматического пожаротушения, систем противодымной защиты.

Лицензируемые работы по устройству и ремонту печного отопления охватывают оказание двух услуг: устройство и ремонт печного отопления.

Действующими техническими нормативными правовыми актами (СНБ 4.02.01–03 “Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха”) использование печного отопления в городах и населенных пунктах городского типа практически запрещено, а в сельских поселениях значительно ограничено (жилые и административные здания не выше 2 этажей, одноэтажные общежития, поликлиники, клубы, бани, школы и детские сады небольшой вместимости). Поэтому в отличие от ремонта объемы работ по устройству печного отопления небольшие.

Выполнение работ с применением огнезащитных составов осуществляется как для строительных конструкций и их элементов, так и для отдельных коммуникаций (электрокабелей и воздуховодов).

Огнезащита предполагает снижение пожарной опасности материалов, конструкций и изделий путем специальной обработки, нанесения покрытия или другим способом. В соответствии с многочисленными требованиями технических нормативных правовых актов огнезащите подлежат:

– горючие строительные материалы (при необходимости снижения группы воспламеняемости);

– деревянные строительные конструкции (при необходимости обеспечения класса К1 или К2 по НПБ 42–2001);

– металлические строительные конструкции (при необходимости повышения предела огнестойкости по признаку R – по потере несущей способности);

– железобетонные и иные негорючие строительные конструкции (при необходимости повышения предела огнестойкости по признакам R, Е – по потере целос­тности, I – по потере теплоизолирующей способности).

В соответствии с Пособием П2–03 “Огнезащита строительных конструкций” к СНБ 2.02.01–98 “Пожарно­техническая классификация зданий, строительных конструкций и материалов” огнезащита строительных конструкций из древесины обеспечивается поверхностной пропиткой огнезащитными средствами, пропиткой способом окунания в огнезащитное средство, пропиткой в автоклаве под давлением, пропиткой способом “прогрев – холодная ванна”, нанесением огнезащитных лакокрасочных покрытий, оштукатуриванием или защитой негорючими строительными материалами.

Огнезащита металлических строительных конструкций достигается нанесением на их поверхность специальных лакокрасочных материалов, штукатурок, защитой конструкций огнестойкими строительными материалами (например, кирпич, бетон, гипсокартонные листы и др.), а также устройством теплозащитных экранов из облегченных покрытий.

Строительные конструкции из железобетона и других негорючих стройматериалов от воздействия повышенных температур в условиях пожара защищают нанесением на их поверхность штукатурок или слоя огнестойких строительных материалов.

Термин “огнезащитный состав”, положенный в основу лицензируемой деятельности, техническими нормативными правовыми актами конкретно не определен, однако известен специалистам как идентичное и простое понятие: огнезащитное вещество (смесь) – вещество (смесь), обеспечивающее огнезащиту. С учетом этого к таким составам относят антипирены, огнезащитные покрытия, лаки, краски и обмазки, в том числе штукатурки.

Ввиду неопределенности отдельных понятий и учитывая отсутствие официального разъяснения по данному вопросу, в зависимости от способа огнезащиты строительных конструкций под лицензируемую деятельность выполнения работ по огнезащите попадает большинство строительных организаций. В частности, при осуществлении ими работ по оштукатуриванию металлических или деревянных строительных конструкций.

При проектировании и строительстве зданий необходимо знать пожарно­технические показатели применяемых веществ, материалов, изделий, оборудования и строительных конструкций, требования к которым установлены соответствующими техническими нормативными правовыми актами. Поэтому деятельность по определению указанных показателей подлежит лицензированию в установленном порядке.

Строительные материалы испытываются:

– на горючесть (по ГОСТ 30244–94 “Материалы строительные. Методы испытаний на горючесть”);

– на воспламеняемость (по ГОСТ 30402–96 “Материалы строительные. Метод испытания на воспламеняемость”);

– на распространение пламени по поверхности (по ГОСТ 30444–97 “Материалы строительные. Метод испытания на распространение пламени”);

– по токсичности продуктов горения (по ГОСТ 12.1.044–89 “ССБТ. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения”);

– по дымообразующей способности (по ГОСТ 12.1.044–89 “ССБТ. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения”);

– по дополнительным показателям (температура вспышки, температура самовоспламенения, концентрационные пределы распространения пламени, способность взрываться и гореть при контакте с водой, кислородом воздуха и другими веществами – по ГОСТ 12.1.044–89 “ССБТ. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения”).

Строительные конструкции и их элементы испытываются по двум показателям:

– на предел огнестойкости в зависимости от предельных состояний (по ГОСТ 30247.0–94 “Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Общие требования”, по ГОСТ 30247.1–94 “Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Несущие и ограждающие конструкции” и по ГОСТ 30247.2–97 “Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Двери и ворота”);

– по классу пожарной опасности (по НПБ 42–2001 “Конструкции строительные. Метод определения пожарной опасности”).

Испытания оборудования осуществляются в зависимости от их назначения и вида по методам, установленным соответствующими государственными стандартами, а при их отсутствии – нормами пожарной безопасности МЧС.

 

Экспертная деятельность по обеспечению пожарной безопасности

 

В экспертную деятельность по обеспечению пожарной безопасности включены следующие услуги, связанные с областью строительства:

– по подготовке заключений о соответствии оборудования, изделий, конструкций, составов, веществ и материалов, проектной документации техническим нормативным правовым актам системы противопожарного нормирования и стандартизации;

– выполнению расчетов по определению уровня обеспечения пожарной безопасности людей, вероятности возникновения пожара, оценке экономической эффективности систем пожарной безопасности;

– разработке технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации, правил технической эксплуатации изделий и устройств, условий применения средств противопожарной защиты и пожароопасных изделий.

В связи с неоднозначной трактовкой понятия “экспертная деятельность” органы государственного пожарного надзора МЧС требуют от проектных организаций получения дополнительных лицензий на проектирование от МЧС, не признавая при этом действие лицензии Министерства архитектуры и строительства на проектирование.

В целях исключения различного толкования содержания проектных работ в ТКП 45–2.02–22–2006 “Здания и сооружения. Эвакуационные пути и выходы. Правила проектирования” (п. 5.2) внесена уточняющая запись о том, что расчеты являются частью проектной документации, следовательно, никаких дополнительных лицензий МЧС не требуется. Однако это касается только расчетов уровня обеспечения пожарной безопасности: по отношению к расчетам вероятности возникновения пожара и оценке экономической эффективности систем пожарной безопасности, выполняемым при оптимизации противопожарной защиты, вопросы необходимости лицензирования нуждаются в уточнении.

В Министерстве по чрезвычайным ситуациям в настоящее время нет единого мнения по данному вопросу. После ультимативных многолетних требований к проектным организациям получения вторых лицензий письмом в Госстандарт (от 11 сентября 2006 г. № 1/04–02–07/482) МЧС осторожно признало неправомерность предыдущих лицензионных претензий: “для проведения расчетов в рамках нормативных требований при разработке проектной документации (определение категорий производства, площади легкосбрасываемых конструкций и др.) не требуется получения дополнительных лицензий”. Хочется надеяться, что под словосочетанием в скобках “и др.” авторы упомянутого письма имели в виду лицензируемые услуги, необоснованно отнесенные к экспертной деятельности.

В то же время на официальные коллективные обращения проектных организаций в Совет Министров Республики Беларусь (как орган, утвердивший Перечень лицензируемых услуг деятельности по обеспечению пожарной безопасности) и Министерство архитектуры и строительства (как орган, осуществляющий лицензирование проектных работ) необходимые разъяснения так и не были даны.

Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям от 27 декабря 2000 г. № 24 “Об утверждении Положения о порядке применения на территории Республики Беларусь средств противопожарной защиты и пожароопасных изделий” закреплено предполагаемое двойное лицензирование проектной деятельности и расширен Перечень видов работ и услуг, относящихся к экспертной и консультационной деятельности по обеспечению пожарной безопасности.

В соответствии с законом Республики Беларусь “Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь” Минстройархитектуры должно воспользоваться специальным правом уполномоченного государственного органа в области проектирования и строительства и определить правомерность двойного лицензирования одного и того же вида проектной деятельности другими министерствами.

В официальном разъяснении соответствующих органов государственного управления нуждается также порядок применения отдельных лицензируемых услуг деятельности по обеспечению пожарной безопасности с отменой ведомственных нормативных правовых актов, противоречащих законодательству.


 

 

 

 

Читайте также
04.03.2004 / просмотров: [totalcount]
Ранее действовавшие нормативно-технические документы рекомендовали применять в качестве крупного заполнителя для бетонов марок до М 200 щебень из...
21.04.2004 / просмотров: [totalcount]
С начала строительства Минского тракторного завода мои воспоминания перекликаются с записками Натальи Николаевны. Мне было 9 лет, когда 7 августа...
22.04.2004 / просмотров: [totalcount]
Решением правительства БССР от 14 мая 1946 г. на областные, районные и городские комитеты была возложена обязанность благоустроить могилы воинов...