Сфера строительства обладает одной уникальной чертой, отличающей данный вид правоотношений от всех других - это сложность спрогнозировать точную стоимость работ на стадии заключения договора. Не случайно и в статье 663 Гражданского кодекса закреплены два вида цены, одна из которых должна быть указана в договоре подряда: твердая и приблизительная. При этом, этой же статьей предусмотрена возможность изменения цены по соглашению сторон, если для этого возникла такая необходимость. Более того, в договоре подряда вместо конкретной цены должен быть указан порядок ее определения. На практике в качестве такого порядка стороны определяют использование актов сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ формы С-2 а также справок о стоимости выполненных работ и затрат формы С-3.
Заказчики, которые никогда ранее не сталкивались с механизмом ценообразования в строительстве получив для утверждения указанные документы часто отказываются их подписать, полагая, что выполненный объем работ должен стоить значительно дешевле. Вероятно, если бы строительство осуществлялось хозяйственным способом, может быть так оно и было, но при применении утвержденного Министерством строительства и архитектуры порядка ценообразования в строительстве цена такая, какая она есть.
В результате заказчик отказывается подписать справку о стоимости, возвращая подписанным только акт приемки работ. Иногда и акт также возвращается неподписанным.
Не получив оплату за выполненные работы подрядчик обращается в суд. Возникает проблема с доказыванием стоимости выполненных работ.
С целью проверки доводов заказчика судом может быть назначена экспертиза или проведение контрольных обмеров, которые проводятся в соответствии с действующим законодательством по вопросам правильности расходования бюджетных средств, средств целевых бюджетных и внебюджетных фондов и льготных кредитов, выделяемых на капитальное строительство (реконструкцию, ремонт, реставрацию, благоустройство) объектов.
Стоимость экспертиз довольно высока, и может существенно увеличить и без того высокую стоимость строительства. По этой причине, часто ни заказчик ни подрядчик не заявляют о проведении экспертизы, поскольку в этом случае им придется внести на депозитный счет суда предварительную стоимость проведения экспертизы.
Как поступить в этой ситуации?
Согласно пункту 13 упомянутого постановления Пленума ВХС РБ в таких случаях хозяйственный суд в соответствии со статьей 100 ХПК вправе также предложить сторонам произвести взаимные сверки объемов выполненных работ, их стоимости, произведенных расчетов.
Как поступить, если сверка расчетов ни к чему не привела?
Суд, не является компетентным органом, в полномочия которого входит проверка механизма ценообразования в строительстве. Логичным будет обратиться к соответствующему компетентному государственному органу, вызвав его в суд в качестве специалиста. Таким органом в соответствии с приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь №363 от 15.10.2008 является РУП «Республиканский научно-технический центр по ценообразованию в строительстве» - головная организация в Республике Беларусь по ценообразованию в строительстве.
Предприятие имеет свои филиалы в каждом областном центре. Координаты филиалов указаны на официальном интернет-сайте РНТЦ ]]>http://www.rstc.by/filial.html]]>.
Следует отметить, что практика привлечения специалистов РУП «Республиканский научно-технический центр по ценообразованию в строительстве» в судебный процесс оправдывает себя: стороны доверяют компетентным заключениям РНТЦ, полученным по конкретным спорным ситуациям.
Приведем пример.
Хозяйственным судом было рассмотрено дело по иску ОАО «С» к СООО «С» о взыскании основного долга за выполненные работы и процентов за пользование чужими денежными средствами [1].
Ко дню судебного заседания истцом представлено ходатайство об отказе от иска в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами и уточнением суммы основного долга в связи со снятием премии и уменьшением накладных расходов.
Ответчик в отзыве на иск, а также в судебном заседании требования не признал, указывая в обоснование на неверный расчет стоимости выполненных работ.
Рассмотрев материалы дела, изучив и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, допросив специалиста, заслушав пояснения сторон, хозяйственный суд установил следующее.
Между сторонами по делу был заключен договор подряда. В соответствии с дополнительным дефектным актом, согласованным сторонами ответчик обязался выполнить работы по ремонту покрытия пола арендуемого помещения.
В соответствии с указанным дефектным актом подрядчиком были выполнены работы в феврале месяце. Факт выполнения работ ответчиком по делу не оспаривается.
В первоначально составленном и предъявленном к подписанию заказчиком акте сдачи-приемки выполненных работ и справке их стоимости за февраль подрядчик указал стоимость работ в текущих ценах. Однако заказчик указанные акт и справку не подписал, предложив пересмотреть. Кроме того, в ходе урегулирования спора в порядке посредничества ответчиком был представлен контррасчет стоимости работ. Согласно ему стоимость работ должна составить по мнению ответчика в два раза меньшую сумму. Основным аргументов ответчика по данному делу был тот факт, что часть работ выполнялись им самостоятельно, срок выполнения работ переносился, поэтому истец не может ставить вопрос о начислении премий.
Следует отметить, что проведение урегулирования спора по данному делу продолжалось более 1 месяца (срок продлевался судом), однако к соглашению стороны так и не пришли.
В связи с возникшей необходимостью судом был направлен запрос в компетентную государственную организацию: ОУП «Региональный центр по ценообразованию в строительстве» относительно достоверности и соответствия установленному порядку ценообразования в строительстве стоимости ремонтных работ исходя из условий договора, дефектного акта, уточненного акта сдачи-приемки формы С-2, справки стоимости формы С-3 за февраль месяц.
Согласно представленного ответа, а также пояснениям, полученным в ходе судебного заседания от специалиста РНТЦ расчет стоимости произведен по методике Министерства архитектуры и строительства РБ. В расчетах стоимости за выполненные работы в текущих ценах согласно методике применялись индексы изменения стоимости ремонтно-строительных работ по элементам затрат для объектов, не освобожденных от НДС, рассчитанные РУП РНТЦ по ценообразованию в строительстве и утвержденные приказом № 58 от 25.02.2010 года Министерством архитектуры и строительства РБ, стоимость материалов принималась по ценам организаций-изготовителей и ценам подсобного производства подрядной организации.
Специалистом было подтверждено снижение стоимости работ за счет того, что в них не были включены выплаты инженерно-техническим и линейным работникам, выплаты стимулирующего характера. Нормы накладных расходов и плановых накоплений снижены в три раза. Согласно постановления Минстройархитектуры № 1 от 16.01.2008г. для организаций, выполняющих ремонтные работы подрядным способом, нормы накладных расходов составляют 141,8%, нормы плановых накоплений составляют 107,7%. В актах выполненных работ применены накладные расходы 47,3%, плановые накопления 35,9%.
Фактически специалистом была подтверждена стоимость, указанная в уточненной справке о стоимости выполненных работ и затрат формы С-3.
В связи с изложенным, иск был удовлетворен в полном объеме.
Приведенные примеры применимы в случае возникновения спора по стоимости работ, объем и качество которых не оспаривается. В случае, когда качество работ оспаривается, пунктом 5 статьи 673 ГК предусмотрена обязанность суда назначить экспертизу в случае возникновения между заказчиком и подрядчиком спора по поводу недостатков выполненной работы или их причин по требованию любой из сторон.
Если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик, принявший результаты работы без проверки, в соответствии с пунктом 3 статьи 673 лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки (явные недостатки).
Согласно пункту 18 постановления Пленума ВХС РБ от 23.12.2005 № 33 «О некоторых вопросах рассмотрения споров, вытекающих из договора строительного подряда» кроме заключения экспертизы в качестве доказательств некачественно выполненных строительных работ в хозяйственный суд могут быть представлены:
предписания об устранении допущенных при производстве строительно-монтажных работ нарушений, вынесенные органами Государственного строительного надзора в пределах своей компетенции, обязательные для выполнения заказчиками и подрядчиками;
акты освидетельствования отдельных узлов и элементов зданий, сооружений и конструкций, о приостановлении и запрете производства работ на объектах строительства;
записи в журналах производства работ;
справки авторского (технического) надзора;
акты контрольных испытаний, акты приемки выполненного вида, этапа или комплекса строительных работ установленной формы, подписанные в соответствии с Правилами приемки выполненного вида (комплекса) строительных работ;
а также другие документы.
Резюмируя следует отметить, что непризнание требований об оплате выполненных работ без наличия мотивированных возражений, а также не проведение досудебных переговоров по этому поводу, направленных на урегулирование спора безусловно выльются как в первую очередь заказчику, так и подрядчику дополнительными финансовыми издержками.
[1] Решение хозяйственного суда Гродненской области от 15.09.2010 по делу № 448-12/2010