Прошло почти три года со дня подписания Президентом Республики Беларусь указа “О Государственной программе возрождения села на 2005–2010 годы”. Многие поселки Беларуси постепенно приобретают новые черты европейских поселений: появляются благоустроенные площади, меняется архитектура застройки. Однако важно и сохранение нашей самобытности, национальных, культурных традиций белорусского села: преданий, обычаев, особенностей уклада жизни, искусства местных умельцевремесленников, наконец, традиций народного зодчества.
Одним из возможных направлений такой деятельности можно считать восстановление поселений, былых усадеб, в первую очередь тех, которые имеют богатую вековую историю, т.е. обладают ценным историкокультурным наследием, природными ресурсами, позволяющими развивать их как центры туризма местного уровня. Подобных усадеб, фольварков, имений на территории Беларуси столетие назад было более 8000.
С тех пор они, естественно, изменились, а развитие туристических функций в них также связано с необходимостью внесения существенных изменений в их градостроительную организацию. Увеличение потока туристов ведет к росту емкости и расширению номенклатуры объектов обслуживания, повышению пропускной способности уличнодорожной сети, увеличению площади автостоянок, формированию пешеходных зон в местах массовых посещений [1].
Эта закономерность прослеживается, например, в д. Щорсы Новогрудского района, где располагалась усадьба старинного литовского рода Хрептовичей. Известность эта деревня приобрела в XVIII в. благодаря подканцлеру Великого Княжества Литовского графу И.Л. Хрептовичу. Иоахим Литавор объехал всю Европу, привез домой идеи просвещения и начал реформы на собственной земле. Так, он упразднил барщину и дал крестьянам равные наделы земли. По сути дела почти за столетие до официальной отмены крепостного права они стали вольными арендаторами.
В XIX в. Щорсы сложились в многоотраслевой агрокомбинат. Этому также способствовало весьма выгодное географическое положение поселения, здесь проходил водный путь по Неману на Литву и Пруссию. Ячмень, овес и рожь везли на продажу в Кёнигсберг, где этот хлеб был известен как “щорсовский” и ценился заметно выше биржевых цен.
“Хозяйство уже более столетия находится на высоте образцового, по густоте населения и общему виду вся местность в пределах имения очень напоминает Восточную Пруссию... Оно представляет очень много такого, чему можно поучиться, не путешествуя в Германию” – так отозвалась летом 1879 г. “Земледельческая газета” об имении Хрептовичей. На протяжении нескольких поколений о нем говорили не иначе, как об “экономическом чуде” [2].
В 1770–1776 гг. граф И.Л. Хрептович строит по проекту итальянских зодчих Дж. Сакко и К. Спампани каменный дворец, ставший центром усадебнопаркового ансамбля. Дворец был одноэтажным, с двухъярусной центральной частью. Здание отличалось утонченностью декоративных форм, легкостью и своеобразным изяществом. Со стороны въезда дворец замыкался оградой с въездной брамой, увенчанной фигурой двуглавого орла.
К дворцу через сад вела центральная въездная липовая аллея, расположенная на основной планировочной оси. По своей структуре аллея перекликается с Тройной главной аллеей в Павловском парке. Завершением восточной перспективы со стороны въезда стало небольшое (около 10 м) сооружение коптильни. Она построена из красного кирпича в виде башни с высокой гонтовой крышей с выпуклыми душниками. Силуэт этого простого хозяйственного сооружения весьма оригинален, хотя подобные башни являлись характерным романтическим элементом многих белорусских усадеб.
Вокруг дворцового комплекса раскинулся пейзажный парк площадью 40 га с системой искусственных озер. Пруды окружали живописные поляны с одиночными деревьями или расположенными небольшими группами. Юговосточную опушку массива украшал огромный трехствольный дуб – старейшее дерево парка, вероятно, ровесник имения. Он служил акцентом перспективы, открывающейся от дворца. Под его шатром любили собираться многочисленные гости. Дерево вошло в историю под названием “Дуб Мицкевича”.
В Тобразном здании с шестиколонным портиком перед центральным водоемом располагался дом управляющего имением [4]. Величайшей достопримечательностью усадьбы была библиотека, вбирающая большую коллекцию древних рукописей – около 20 тысяч книг на разных языках, географические карты Беларуси, Литвы и Польши, уникальные исторические документы. С усадьбой связаны судьбы многих известных деятелей культуры прошлого. Здесь работали поэты А. Мицкевич, В. Сырокомля, Я. Чачот; историки И. Лелевель, И. Данилович, М. Малиновский.
В годы Первой мировой войны библиотека была эвакуирована, а затем передана Киевскому университету. Но здание ее сохранилось, дворец же полностью сгорел в 1914 г. Его руины, элементы других сооружений позволяют проследить особенности композиции величественного в прошлом ансамбля.
В настоящее время часть построек разрушена, остальные продолжают разрушаться, теряя свою ценность памятника республиканского значения 2й категории. Не препятствует этому и то, что Щорсы – часть туристического маршрута, проходящего через Несвиж – Мир – Турец – Кореличи – Новогрудок.
В этой связи разработан дипломный проект “Перспективное развитие агрогородка в д. Щорсы с восстановлением исторического парка” (автор Е.В. Савкин, руководители: доктор архитектуры А.С. Сардаров, кандидат архитектуры Е.Е. Нитиевская).
В его задачу входило развитие планировочной структуры поселения с выделением развитой зоны общественного центра, а также создание системы озеленения поселка с бульварами и скверами. При этом предусмотрено восстановление исторического парка и усадьбы Хрептовичей с активным включением дворцовопаркового комплекса в туристический маршрут “По замкам Новогрудчины”.
Старая планировочная структура д. Щорсы необычайно проста: это две улицы, пересекающиеся близ дворцового комплекса. Одна из них переходит в дорогу на Новогрудок; другая, совпадающая с осью комплекса, – в дорогу на г.п. Кореличи. На площади у развилки главной улицы, недалеко от дворца, сохранилась Дмитриевская церковь (бывший костел; Я. Габриэль, 1776 г.). Согласно проекту, планировка поселка приобретает новые очертания, правда, сохраняя четкое разделение на функциональные зоны. Парк с усадьбой (в настоящее время постоянно подтопляется, основные пейзажные композиции нарушены, посадки загущены) становятся главным композиционным и смысловым центром поселка.
Запланировано восстановление и создание в парке объектов, привлекательных для посещения туристов: оранжерея, дендрарий, конюшня, коптильня. Очищаются пруды, вокруг которых восстанавливаются прогулочные аллеи, формируются композиционные оси, объединяющие в общий архитектурный ансамбль близлежащие постройки – “Мурованку Хрептовичей”, сохранившиеся здания складов. В парке кроме основной прогулочной зоны выделяется зона для проведения ярмарок, рыцарских турниров. На окраине парка – конюшня, проложены маршруты для катания верхом.
На хозяйственном дворе “Мурованки Хрептовичей”, построенном в начале XX в., предлагается организовать музей материальной культуры, включающий кузницу, гончарную мастерскую, сыроварню, хлебопекарню, где туристы могли бы познакомиться с национальными традициями и обычаями.
Концепция проекта предполагает восстановление здания дворца. В правом флигеле планируется размещение картинной галереи и музея владений Хрептовичей, в левой пристройке – гостиничного комплекса. Выполнена детальная проработка фрагмента исторического парка – центрального партера усадьбы.
Словом, мы имеем возможности расширить диапазон служения наших агрогородков народному хозяйству и национальной культуре в целом за счет поиска новых решений, при которых развитие агрогородков связано с историкокультурными и природными особенностями места, его духовным наследием.
Литература
1. Потаев Г.А., Власюк Н.Н. Ревитализация исторических усадеб как культурнотуристских объектов //Архитектура и строительство. № 5. 2005.
2. Лицкевич С. Как стать богатым // ]]>www.sb.by]]>
3. Областное малое предприятие “Гроднопроектреставрация” (архивные материалы).
4. ХрептовичБутенева О.А. Перелом (1939–1942) / О.А. ХрептовичБутенева. Париж: ИмкаПресс, 1984. 230 с.