Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ (далее ПИР) является разновидностью договора подряда.
Так, Ю.Г. Басин обращал внимание на определенную общность указанных договоров, которую он усматривал, в частности, в том, что заказчик участвует в процессе исполнения договора, работы выполняются по его заказу, а сам предмет договора отличается индивидуальным характером [5, с. 55]. Аналогичной точки зрения придерживался и М.И. Брагинский [7, с. 61]. И все же это не помешало ему подчеркнуть существенное различие между данными договорами, которое выражается в том, что для каждого из них обозначен свой особый предмет и установлен особый порядок исполнения обязательства, приемки и оплаты работ. Отмеченное обстоятельство нашло отражение теперь в Гражданском кодексе (ГК).
В ГК подряду на выполнение проектных и изыскательских работ посвящено всего лишь несколько статей. Это обусловлено тем, что к данному виду договоров субсидиарно применяется значительная часть предписаний, касающаяся общих положений подряда и строительного подряда. Специальные статьи отражают в основном специфику предмета, связанную прежде всего с наличием творческого начала в результатах изыскательских и проектных работ и необходимостью их дополнительной защиты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 713 Гражданского кодекса Республики Беларусь по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать проектносметную документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Кроме общих положений договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ характеризуется особым предметом. Предметом договора является выполнение проектных и изыскательских работ, в результате которых заказчику представляются заключение об условиях будущего строительства; проектная документация, устанавливающая объем и содержание работ, подлежащих выполнению в ходе строительства; смета, представляющая собой денежное выражение указанных работ. Выполнение проектных и изыскательских работ требует определенных творческих усилий. Поэтому основная ценность проектносметной документации состоит не в самих материальных ценностях, а в их содержании. В этой связи, как правило, риск случайной невозможности исполнения соответствующего договора лежит на заказчике (пункт 2 статьи 713 ГК РБ).
Изыскательские работы проводятся с целью техникоэкономического обоснования выбора места строительства, комплексного изучения природных условий в районе расположения строительной площадки, определения возможности использования транспортных коммуникаций, систем тепло, энерго, водоснабжения и т. д. Перечень изысканий, которые могут проводиться в ходе таких подрядных работ, приводится в понятийнотерминологическом словаре “Градостроительство и территориальная планировка”:
– степень благоприятности условий застройки на основании данных о генезисе, литологии и свойствах верхней толщи геологических отложений, формах рельефа;
– анализ инженерногеологических условий – состава, структуры, свойств горных пород, а также динамики земной коры в связи с инженерностроительными работами;
– установление пригодности земельного участка для строительного освоения на основании сведений о состоянии, режимах и ресурсах поверхностных и подземных вод, условий затопления и подтопления;
– прогнозирование неблагоприятных процессов и предложений по их нейтрализации;
– определение объемов и стоимости работ по инженерной подготовке территории [4, с. 102].
Этот этап завершается передачей заказчику результатов инженерногеологических, топографогеодезических, гидрометеорологических, инженерноизыскательских и других работ, соответствующих материалов в виде технических обмеров, заключений и др.
На основе результатов изыскательских работ разрабатываются строительный проект и смета. Проектная документация устанавливает объем и содержание работ, подлежащих выполнению в ходе строительства, а смета представляет собой денежное выражение указанных работ.
Понятие архитектурного проекта дано в статье 1 закона Республики Беларусь от 5.07.2004 г. № 3003 “Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь”: “Архитектурный проект – система взаимоувязанных проектных документов, разработанных на основе утвержденной градостроительной документации и обеспечивающих представление о размещении, физических параметрах и художественноэстетических качествах объекта строительства” [2].
Проектносметная документация по общему правилу составляется на каждый объект и представляет собой чертежи, графики, схемы и текстовые материалы, определяющие объемнопланировочные, конструктивные и технические решения для строительства и благоустройства прилегающих земельных участков. В зависимости от характера строительства проектирование ведется в один или в два этапа. При строительстве новых (оригинальных), а также сложных объектов вначале разрабатывается единый проект строительства, на основе которого и для реализации его отдельных частей (стадий) составляется рабочая документация. Строительство несложных и серийных объектов может вестись на основе только рабочих проектов и единой сметы. Нормативнотехническая документация в строительстве является товарной продукцией и предметом подрядных договоров. Данный этап завершается обычно экспертизой проектносметной документации с последующей сдачей его контрагентузаказчику.
В соответствии с пунктом 4 Положения о порядке выдачи органами государственного строительного надзора разрешений на производство строительномонтажных работ на объектах строительства, реконструкции, реставрации, капитального ремонта и регистрации объектов, утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь № 307 от 11.10.1999 г., производство строительномонтажных работ на объектах строительства может быть начато только после получения заказчиком (застройщиком) разрешения в органах Госстройнадзора [3].
В приложении № 1 к указанному Положению одним из документов, который заказчик (застройщик) обязан представить в органы Госстройнадзора для получения разрешения на производство строительномонтажных работ на объектах строительства, названо положительное заключение государственной вневедомственной экспертизы по проектносметной документации (в установленных законодательством случаях). Тем самым законодатель еще раз подчеркнул важность проектной деятельности в строительстве.
Проект, смета и сопутствующие инженерные изыскания – это прежде всего предпосылка строительства, определенный норматив, содержащий требования технического, технологического и экономического характера и позволяющий дать качественную характеристику строительному объекту. После прохождения данных двух этапов алгоритм строительства вступает в свою главную и завершающую стадию – возведение объекта в соответствии с проектом и сметой. Его завершением служит сдача результата строительных работ заказчику [6, с. 51].
Таким образом, материальный объект рассматриваемого вида подрядных договоров обладает той особенностью, что выраженный в нем результат работ является лишь промежуточным. Имеется в виду, что конечный результат будет достигнут при реализации промежуточного объекта в материальном объекте другого договора – строительного подряда. А с этим связано то, что окончательная оценка проектной документации и данных, полученных в результате изыскательских работ, может проявиться в конечном счете при завершении строительства и последующей эксплуатации объекта, выстроенного в соответствии с проектнотехнической документацией и с учетом проведенных изысканий. В этой связи законодатель возложил на того, кто выступал в роли подрядчика в настоящем договоре, последствия ненадлежащего составления технической документации и выполнения работ с недостатками, включая обнаруженные в ходе строительства, а также в процессе эксплуатации созданного на основе проектнотехнической документации объекта (пункт 2 статьи 713 Гражданского кодекса Республики Беларусь [1]).
Автор будет рад обсудить с читателями журнала любые проблемные вопросы, связанные с правовым регулированием договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, а также деятельностью проектных организаций. Контактный телефон: (0152) 790612, email: ma[email protected]
Литература
1. Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. 05.03.1999. № 7–9. Ст. 101.
2. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 19.07.2004. № 109. Ст. 2/1049.
3. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 10.11.1999. № 83. Ст. 8/1187.
4. Градостроительство и территориальная планировка: понятийнотерминологический словарь. Мн.: Минсктиппроект, 1999.
5. Басин Ю.Г. Правовые вопросы проектирования в строительстве. М.: Госюриздат, 1962.
6. Басин Ю.Г. Проект. Строительство. Закон. М., 1989.
7. Брагинский М.И. Совершенствование законодательства о капитальном строительстве. М.: Стройиздат, 1982.