Исторические факты неумолимо свидетельствуют, что пожары во все времена являлись злом для театральной сцены. Этой горькой участи удалось избежать, пожалуй, только античному театру с его открытым амфитеатром и просторной сценой без кулис и занавеса. По мере того как театральные здания приобретали монументальность, росла помпезность постановок, увеличивалась и угроза возникновения пожара. Стремление служителей Мельпомены удивить зрителя пышностью декораций, роскошью костюмов, блеском и мишурой, фейерверками нередко оборачивалось беспощадным буйством огненной стихии, сметающей все на своем пути.
Первое подробное описание крупной театральной катастрофы относится к 1668 г. Она произошла в театре Копенгагена, возведенном из дерева вблизи королевского замка и украшенном внутри ветками можжевельника, многочисленными масляными лампами и бумажными фонариками со свечами. Пожар во время одного из представлений возник стремительно, и через четверть часа не только все здание превратилось в пепел, сгорел и королевский замок. В огне погибли сотни людей, а те, кому удалось избежать конца, получили тяжелые увечья.
Архивные материалы и известные литературные источники свидетельствуют, что после пожара в Копенгагене еще 1200 театров стали жертвами огня. Из них добрая половина сгорела дотла, а в 24 случаях погибло большое количество людей. Наиболее страшные катастрофы с многочисленными человеческими жертвами происходили в разное время в театрах Парижа, Лондона, Вены, Чикаго, НьюЙорка, СанФранциско, Карлсруэ, Мадрида и других крупных городов. Но они быстро забывались, и зритель снова и снова устремлялся в балаганы, цирки, позолоченные залы роскошных театров.
Нередки пожары в зрелищных сооружениях и в настоящее время. Например, 26 августа 2006 г. произошло возгорание в здании театра эстрадных миниатюр под руководством Евгения Петросяна на улице Петровка, 26 в центре Москвы. В тушении пожара пришлось задействовать вертолет и 36 пожарных расчетов.
Строители, инженеры на протяжении столетий настойчиво пытались найти возможность сделать театры неуязвимыми для огня. Потребовались долгие годы поисков, прежде чем были отрегулированы способы обеспечения безопасности зрелищных представлений.
Основополагающими техническими нормативными правовыми актами системы противопожарного нормирования и стандартизации, регламентирующими требования к зданиям театров являются: СНБ 2.02.01–98 “Пожарнотехническая классификация зданий, строительных конструкций и материалов” (далее – СНБ 2.02.01), СНБ 2.02.02–01 “Эвакуация людей из зданий и сооружений” (далее – СНБ 2.02.02), ППБ 1.04–2002 “Общие правила пожарной безопасности Республики Беларусь для общественных зданий и сооружений” (далее – ППБ 1.04), ППБ 2.12–202 “Правила пожарной безопасности Республики Беларусь для учреждений культуры” (далее – ППБ 2.12).
Согласно п. 4.16 СНБ 2.02.01 здания театров относятся к классу функциональной пожарной опасности Ф 2.1.
Требования к проектированию путей эвакуацииТребования к эвакуационным путям в зданиях театров, которые следует учитывать в процессе проектирования и реконструкции, регламентированы СНБ 2.02.02. Приведем наиболее ответственные из них.
Так, кресла, стулья, скамьи или звенья из них в зрительных, актовых и других залах (кроме балконов и лож вместимостью не более 12 мест) обязательно должны быть прикреплены к полу, а в залах с трансформируемыми зрительскими местами – иметь устройства для предотвращения опрокидывания или сдвижки. Ширину проходов между рядами в свету следует предусматривать не менее 0,45 м; число непрерывно установленных мест в ряду при одностороннем выходе – не более 26, при двустороннем – не более 50.
В зданиях IѕVII степеней огнестойкости на путях эвакуации не допускается применение материалов с более высокой пожарной опасностью, чем: Г1, В1, Д1, Т1 ѕ – для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках и лифтовых холлах; Г2, В2, Д2, Т2 ѕ – для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе; Г2, РП2, Д2, Т2 ѕ – для покрытий пола (в том числе ковровых) в общих коридорах, холлах и фойе; НГ – для покрытий пола в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах.
В зданиях класса Ф 2.1 число зрителей, эвакуирующихся через каждый выход из зального помещения объемом более 60 тыс. м3 должно быть не более 600 человек.
Минимальную эвакуационную ширину коридоров, проходов, галерей, эстакад, выходов и дверей в зданиях следует определять по таблице 2 СНБ 2.02.02, а также согласно п. 1.7.
Эффективность мероприятий по обеспечению эвакуации людей из зданий при пожаре оценивается расчетным путем по методике приложения 2 ГОСТ 12.1.004–91 “Пожарная безопасность. Общие требования”.
Сущность метода заключается в сравнении расчетного (фактического) времени эвакуации с необходимым временем эвакуации из здания (помещения). При этом под расчетным временем эвакуации понимается время, за которое произойдет эвакуация из здания (помещения) последним человеком, а под необходимым – время, за которое наступит один из опасных факторов пожара (по повышенной температуре, потере видимости, пониженному содержанию кислорода, каждому из газообразных токсичных продуктов горения), зависящее от вида горючего материала, примененного в здании (помещении).
Проведенные расчеты показывают, что ширина эвакуационного выхода зависит от количества зрителей в зале, типа горизонтального пути (лестница вниз, лестница вверх, наклонный пандус), ширины предшествующего участка эвакуации перед дверным проемом, средней площади горизонтальной проекции человека.
Открытые лестницы как эвакуационные учитываются от уровня пола вестибюля до уровня пола следующего этажа. Из помещений зрительского комплекса на последующих этажах следует устраивать изолированные эвакуационные проходы, ведущие к закрытым лестничным клеткам.
В зданиях класса Ф 2.1 в комплексе помещений обслуживания сцены предусматривается не менее двух лестничных клеток типа Л1 или Л2, имеющих выходы на чердак и кровлю. Для эвакуации с рабочих галерей и колосникового настила допускается использование наружных пожарных лестниц при отсутствии колосниковых лестничных клеток.
Двери выходов из зрительного зала зданий классов Ф 2.1 должны быть самозакрывающимися с уплотненными притворами. На трибунах при разнице отметок пола смежных рядов более 0,55 м вдоль каждого прохода необходимо устанавливать ограждение высотой не менее 0,8 м, не мешающее видимости, а на балконах, ярусах и в зрительных залах перед первым рядом – барьер высотой не менее 0,8 м.
Правильная эксплуатация – залог безопасности при эвакуацииОднако выполнение требований нормативных документов при проектировании и строительстве зрелищного здания еще не гарантирует безопасности людей в случае пожара. Технические решения обязательно должны дополняться организационными мероприятиями. В процессе неправильной эксплуатации эвакуационные выходы и пути могут оказаться бесполезными, обслуживающий персонал, не знающий своих обязанностей в случае пожара, растеряться и действовать неадекватно ситуации.
При эксплуатации зданий театров вступают в силу требования ППБ 1.04.
Согласно им, пути эвакуации (выходы, проходы, тамбуры, тамбуршлюзы, коридоры, вестибюли, фойе, холлы, лестницы и лестничные клетки) должны содержаться свободными: складирование оборудования и материалы, установка мебели либо размещение помещений общественного назначения строго запрещены.
Количество, высоту и ширину эвакуационных выходов, предусмотренных проектной документацией, уменьшать не допускается (высота путей эвакуации в свету должна быть не менее 2 м, а дверей – не менее 1,95 м). Применение ковров, ковровых покрытий (дорожек), линолеума и др. на путях эвакуации возможно при условии их жесткого прикрепления к полу; в вестибюлях, лестничных клетках и лифтовых холлах размещение и укладка указанных изделий запрещена.
Двери эвакуационных выходов нельзя закрывать на замки. При необходимости допускается использование внутренних легкооткрывающихся (без ключа) замков и запоров, за исправное состояние которых должны нести ответственность соответствующие должностные лица. Для быстрого открывания дверей и люков выходов на кровлю в зданиях и сооружениях предусматривается наличие комплекта ключей с номерными бирками, соответствующими нумерации выходов по плану эвакуации, которые должны находиться в установленных администрацией местах, доступных для получения в любое время суток, в специальных запломбированных ящиках. На дверях обязательна надпись с указанием места хранения ключей.
Двери в противопожарных стенах и перегородках, остекление оконных и дверных проемов во внутренних стенах и перегородках на путях эвакуации, в перегородках, разделяющих помещения, необходимо содержать в исправном состоянии согласно нормативным требованиям. Наружные металлические эвакуационные лестницы, а также лестницы, устанавливаемые в местах перепадов высот кровли, их площадки, слуховые окна и ограждения крыш в зимний период должны своевременно очищаться от снега и наледи, а также подвергаться периодическим испытаниям на прочность (за исключением слуховых окон и ограждения крыш) не реже двух раз в год.
Пути эвакуации и эвакуационные выходы должны быть обозначены предписывающими знаками согласно СТБ 1392–2003 “Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Общие технические требования. Методы испытаний”. Над дверями эвакуационных выходов обязательны светящиеся надписи ВЫХОД, располагаемые не ниже 2–2,5 м от уровня пола; в коридорах, на лестницах и дверях, ведущих к путям эвакуации или наружу, – изображения знака ВЫХОД: открытой двери с силуэтом бегущего человека и стрелки, указывающей путь к выходу.
Для обеспечения безопасной эвакуации не допускается: устройство в стенах “рассечек”, отделяющих объем основной лестничной клетки от подвала (цокольного этажа), дверного проема с дверями, способствующего быстрому задымлению лестничной клетки в случае пожара в подвальном или цокольном этаже; установка на путях эвакуации раздвижных, подъемных, вращающихся дверей и турникетов без дублирования их распашными дверями; перенавеска дверей, препятствующая выходу из зданий и помещений; снятие дверей, отделяющих лестничную клетку или вестибюль, в который устроен выход из лестничной клетки, от общих коридоров; устройство на путях эвакуации “фальшивых” дверей, установка витражей, зеркал, турникетов и других приспособлений, препятствующих нормальной эвакуации; загромождение выходов через двери и люки на чердаки и кровлю; складирование под маршами лестничных клеток горючих материалов и устройство различных помещений, за исключением узлов управления центрального отопления и водомерных узлов; обшивка стен лестничных клеток пластиком, древесными материалами групп горючести Г2Г4, окрашивание их нитроэмалями и масляной краской; применение в светильниках эвакуационного освещения ламп ДРЛ, ксеоновых, металлогалогенных, натриевых; использование лифтов для эвакуации людей при пожаре.
К сожалению, опыт показывает, что зачастую работники зрелищных заведений к разработке основного документа, обеспечивающего безопасный выход посетителей в безопасную зону в случае чрезвычайной ситуации, – плану эвакуации относятся легкомысленно, ограничиваясь только вычерчиванием плана здания и нанесением на него стрелок, ведущих к выходам.
Ответственно поступают те руководители, которые периодически и до мелочей отрабатывают процесс эвакуации с обслуживающим персоналом и актерами. Только тогда в случае опасности зрители будут своевременно направляться к наиболее безопасным выходам, получать правильную информацию и указания (по средствам системы оповещения людей о пожаре) о том, как себя вести, что значительно снизит вероятность возникновения паники.
План эвакуации, как правило, должен состоять из графической и текстовой частей, а также журнала учета занятий по отработке плана эвакуации. Без графической части работники не смогут изучить маршруты движения людей, без текстовой не будут знать свои конкретные обязанности, а без практической отработки план эвакуации останется невостребованным.
Резюмируя, коротко перечислим способы достижения безопасности зрелищных учреждений. Прежде всего это правильные объемнопланировочные решения, обеспечение путями эвакуации, широкое внедрение автоматических систем сигнализации и пожаротушения, недопущение использования сильно горючих, опасных токсичных и с высокой дымообразующей способностью материалов как для отделки путей эвакуации, так и для оформления сценических постановок, повышение ответственности администрации за состояние пожарной безопасности, а следовательно, за жизнь и здоровье людей.