…Пожелтевшие архивные документы, датированные 1981 годом. Фамилииподписи, узаконившие их, достаточно известны: главный архитектор проекта Б.М. Ларченко, руководитель группы архитекторов Б.Э. Школьников, главный инженер проекта В.З. Левин.
Проект носит официальное название “Подземный пешеходный переход через Ленинский проспект на площади Победы”. Сухие, как военные сводки, текстыцифры пояснительной записки. Из них узнаем, что подземное сооружение запроектировано из сборных железобетонных конструкций. Учитывая, что подземный переход расположен непосредственно на конструкциях тоннеля метрополитена, для создания минимальной нормативной высоты дорожного покрытия несущие конструкции стен и днища задано монтировать с небольшим уклоном. Колонны – также сборные железобетонные и монолитные. Перекрытие перехода – специально разработанные плиты, исключающие при их монтаже многочисленные монолитные заделки, неизбежные при круглой в плане форме. Чтобы выдержать нормативную высоту перехода в свету (2,3 м) применены и сварные металлические балки, по нижним полкам которых укладывались сборные плиты. Все кольцо перехода разбито четырьмя деформационными швами. Тщательно разработана вертикальная и горизонтальная гидроизоляция, а также ее защита. Проектировщики предусмотрели и дренаж, поскольку не исключали возможность поднятия уровня грунтовых вод относительно зафиксированных на предпроектной стадии.
Ныне все эти характеристики, конструкции и габариты уже не способны удивить, но не будем забывать, что это был новаторский шаг в архитектурном освоении подземелья. Ведь в центре Минска появился не только подземный пешеходный переход, совмещенный с входом в метро, но и небольшой торговый центр, включающий четыре магазинакиоска: “Союзпечать”, “Сувениры”, “Цветы”, “Книги”. Их наборспециализация явно не случаен, ибо рядом со святыней не должно быть места для дешевого ширпотреба или, напротив, вызывающей роскоши.
Вынужденно переход сделан круговым, кольцевым, поскольку центральная часть занята мощным фундаментом под крупнейший в стране, можно сказать, эмблемный обелиск. Тем не менее эта округлость ассоциируется с искони круглым очертанием площади Победы. Ее симметричность поддержана и симметричностью входов в подземелье – два входных узла, каждый из которых имеет три лестничных схода. Они выполнены предельно тактично, дабы никоим образом не перечить, не выпячиваться в уникальном градостроительном монументальнохудожественном ансамбле площади Победы.
(В этой связи не могу не высказать опасения: не появятся ли и здесь металлостеклянные челюсти, заглатывающие пешеходов и буквально изпод земли поднимающиеся там, где им вздумается, без разбора, в самых уязвимых местах наших исторических проспектов?)
…Но и этим достопримечательность старейшего подземного комплекса не ограничивается. В его составе создан “вводный зал”, откуда организованы выходы на площадь торжественных ритуалов у Вечного огня и памятника Победы. Эта, казалось бы, сугубо утилитарная функция развита авторами в микромемориал. Вечный огонь наверху поддерживается символическим свечением снизу, и эта перекличка наполняет подземное пространство особым содержанием, несмотря на повседневность транзитного движения пешеходов.
По периметру монолитной сердцевины – огромные цветные слайды с внутренней подсветкой. Их сюжеты – фрагменты наиболее прославленных архитектурномемориальных комплексов Беларуси, посвященных подвигам, обеспечивавшим и приближавшим Победу. Поэтому, двигаясь по подземному притемненному кольцу, невольно ощущаешь присутствие и здесь главного памятника страны, тяжесть потерь и величие Победы.
По тем временам это было вершиной в технике демонстрации экспозиционных материалов. Однако сегодня они порядком поблекли, выглядят архаично. В некотором смысле и эти слайды стали музейными экспонатами. Видимо, пришлатаки пора не только обновления, но и новой, современной и выразительной интерпретации старейшего в нашей новейшей истории образца подземной мемориальной архитектуры. Первой, по сути, победы над глубинной земной непроницаемостью.