Традиционный взгляд на сущность туризма — обязательное посещение музеев, осмотр памятников архитектуры и археологических раскопок. Очень часто при этом забывается, что существует еще и развлекательная составляющая всякой экскурсионной программы. Причем с развитием телевидения и всемирной сети Интернет, когда познавательная информация «хорошо упакована» и общедоступна с дивана, на первый план выходят комплексные цели туризма – познание, общение, развлечение, оздоровление, другими словами, удовольствие «для души и тела». Согласно одному из последних исследований итальянского центра Sociometrica, именно «развлекательные» экскурсии играют все более значительную роль во всемирной индустрии туризма.
Этот тезис подтверждается анализом статистики посещений основных достопримечательностей в европейских странах. Правда, практически невозможно определить численность посетителей крупных соборов и музеев, где вход бесплатный и отсутствуют входные билеты (а они отсутствуют практически во всех музеях Великобритании, Вашингтона, а в конце рабочего дня бесплатный вход во все музеи мира). Так что трудно сказать, какова популярность, например, Римского форума, собора святого Петра в Ватикане, Кельнского собора или Парижского Нотр-Дам. Но все эти нюансы не меняют достаточно любопытной картины.
Главный вывод, который можно сделать, следующий: музейные и культурные достопримечательности на первый взгляд столь же притягательны, как и парки развлечений. На самом деле это не так. Практика французского Диснейленда просто ошеломляет: за год его посещает больше людей, чем Лувр, ватиканские музеи, Прадо и Дрезденскую галерею вместе взятые.
Для того чтобы противостоять в этих нелегких условиях «развлекательному» туризму, культурные достопримечательности должны, по мнению исследователей, обладать тремя существенными характеристиками.
Во-первых, неизменно посещаемы те из них, которые общепризнаны в качестве своего рода «непревзойденных культурных достопримечательностей». То есть благодаря давно сложившемуся общественному мнению они обязательны для посещения, даже если требуют изрядных физических и эмоциональных усилий и большой траты времени. К этой категории можно отнести, например, Лувр или ватиканские музеи (в России — Эрмитаж).
Во-вторых, охотно посещаются те места, которые широко известны, но в отличие от первых не требуют больших интеллектуальных усилий (Эйфелева башня, Колизей, Тауэр). Это места-символы — например, Красная площадь в Москве.
Наконец, в-третьих, конкуренцию смогут выдержать те культурные достопримечательности, которые приобретают полифункциональный характер (Центр Помпиду в Париже). Они должны привлекать не только художественной экспозицией или уникальными архитектурными формами, но и чем-то «повседневным», делающим это место посещаемым каждый день для того, чтобы встретиться с друзьями, отдохнуть.
Мода на рестораны, кафе и магазины в музеях зародилась в США, но сейчас она достаточно быстро распространяется и в Европе. В качестве примеров можно привести ресторан музея Гуггенхайма в Бильбао, который считается одним из лучших в городе, или ресторан музея Пикассо в Барселоне, где блюда носят названия произведений знаменитого художника. Уже немало таких кафе, ресторанов и музыкальных салонов в музеях Лондона, Парижа, Амстердама, Берлина.
Если свести воедино все данные, то первые 10 позиций займут 5 парков и 5 музеев и памятников архитектуры. Следует отметить, что в этом рейтинге посещаемости лидирует Франция, занимающая 6 первых позиций из 10 в списке наиболее посещаемых парков и музеев (Диснейленд, Эйфелева башня, Лувр, Центр Помпиду, Город науки и парк Футуроскоп). Возможно, это связано с одной важной особенностью французских достопримечательностей. Если исключить крайности — «абсолютно развлекательный» Диснейленд и «абсолютно познавательный» Лувр, то большинство других объектов будет очень трудно классифицировать, отделяя «полезное» от «приятного». Во Франции, как, возможно, ни в какой другой европейской стране, в сфере туризма успешно внедряется симбиоз развлекательного и познавательного (наиболее яркие примеры — Центр Помпиду или Город науки la Villette).
Достаточно неожиданны результаты Испании и Германии, где парки развлечений откровенно доминируют над музеями и культурно-историческими объектами.
На противоположном «полюсе» — Великобритания и Италия, где преобладает посещение именно культурных достопримечательностей. По всей вероятности, этот результат был бы еще более очевидным при возможности учета посетителей Британского музея или Римского форума.
Новым типом туристских объектов, отвечающих комплексным требованиям, являются экологические парки. В экологических парках посетители знакомятся с богатством растительного мира, его значением для человека в современном мире. Оригинальное пространственное решение имеет экологический парк «Рай» (Eden Project), открытый в 2000 году на юго-западе Англии. Он включает три экспозиционные зоны, две из которых размещены под прозрачными оболочками. Под одной из них с размерами 240 на 110 метров и высотой 50 метров демонстрируется флора влажных тропиков (острова Океании, Малайзия, Западная Африка, тропики Южной Америки). Под прозрачной кровлей поддерживается соответствующий климатический режим, воссозданы характерные ландшафты, включая водопады. Под второй оболочкой представлена флора умеренно теплого климата (Средиземноморье, Южная Африка, Калифорния). На открытый воздух вынесены растения, которые меняют свой облик в разные сезоны года – это местная растительность графства Корнуолл, а также Чили, Индии и других стран.
Создание экологического парка «Рай» явилось формой рекультивации ландшафта – он размещен на месте отработанных карьеров. Перепады рельефа использованы для организации видовых площадок, зеленого амфитеатра для зрителей у арены, озелененных террас. Общая площадь экологического парка более 15 га. Кроме экспозиционных зон на его территории находится экологический образовательный центр, арена для проведения культурно-массовых мероприятий, развитая сеть объектов обслуживания посетителей (рестораны, кафе, магазины, в том числе по продаже декоративной растительности). Для рассредоточения больших потоков посетителей, автостоянки на 3000 автомобилей расположены на некотором удалении от экспозиционных зон, а посетителей подвозят специальные автобусы.
Итак, показанные изменения в структуре туризма – реальность, не учитывать которую нельзя. И это не упадок культуры, поскольку историко-культурные достопримечательности в абсолютном исчислении посещают все больше туристов. Иное дело, что сам туризм приобретает массовый характер и требует соответствующих изменений в приоритетах.