Вы здесь

Лидский замок: XIV–XXI века

Возведение Лидского замка, согласно летописным документам, началось около 1323 г. по указу князя Гедимина. Место для него было выбрано идеальное – большая песчаная дюна, окруженная естественными преградами с трех сторон в месте слияния рек Лидейки и Каменки. Основание для строительства укрепили искусственной насыпью из каменных валунов, речной гальки и гравия высотой около 5–6 м. С северной стороны на расстоянии 7 м от стены проходил широкий ров, отделявший замок от поселения.

Сооружение в плане имеет форму трапеции. Как свидетельствуют исторические исследования, первоначально в замке была одна башня – юго-западная. Фундаменты стен уложены в неглубокие рвы и состоят из камней большого и среднего размеров, пересыпанных песком и глиной, верхние ряды – известковым раствором. Известь для раствора гасилась в вырытых ямах рядом с местом строительства задолго до его начала. Стены замка – из камня и кирпича: камни выложены рядами, а кирпичная часть выполнена в технике так называемой балтийской кладки. Толщина стен в нижней ее части около 2 м, в верхней сужается до 1,5 м. Конструкция не однородна – это две массивные стены-“щеки”, а между ними забутовка из мелких камней.

Лида, впервые упоминающаяся в письменных источниках XIV в., была уделом князей Гедемина, Ольгерда, Ягайло, Витовта. В XIV–XVI вв. она являлась одним из крупнейших городов Великого Княжества Литовского. Принятый под покровительство Витовтом хан Тохтамыш прожил здесь с 1396 по 1399 г. С 1434 по 1443 г. лидским старостой был хан Кипчанской орды Хаджи-Гирей. В 1590 г. город получил магдебургское право и герб.

В верхней части со стороны двора находилась деревянная боевая галерея, покрытая, как и башни замка, черепичной кровлей. Для обороны в стенах устроены бойницы 3 типов, одинаковые по высоте, но разные по ширине. С наружной стороны на стене аркатурный пояс. На консольных балках, выступающих за наружную часть замка на высоте галереи, оборудован данскер.

Согласно библиографическим сведениям, северо-восточная башня построена в конце XIV – начале XV в. (в это время князем Лиды был Витовт). Летописные и археологические исследования свидетельствуют, что на территории двора размещались дом старосты, казармы, кузница, 2 колодца. В юго-западной башне в разное время находились жилье защитников крепости, склад оружия, церковь, а в северо-восточной – покои князя, защитников замка, тюрьма и архив. Замок в полной мере соответствовал своему назначению и часто подвергался нападениям крестоносцев, литовских князей, польских, шведских и российских войск.

Попытки реставрации замка предпринимались и раньше. В 1990-х годах, например, этим занималась Белреставрация (автор проекта – С.Г. Багласов). Однако в ту пору, видимо, не было достаточного финансирования, к реставрации привлекали непрофессиональных строителей, работа которых не соответствовала проектным решениям, а со временем привела к разрушениям стен и одной из башен. Перед началом нынешней реставрации находилась в аварийном состоянии и неоднократно падала западная стена замка. Качество кладки, а также отсутствие консервации незавершенных работ привели к падению фрагментов бутовой кладки и стены в целом. Не была выполнена консервация незавершенной юго-западной башни, что разморозило уже уложенные плиты перекрытия и кирпичную кладку стен замка. Качество кладочных работ и применение не соответствующих друг другу кладочных материалов ухудшают эстетическое восприятие замка и требуют исправления. Необходима и реставрация выполненных в то время галерей, бойниц, арок и др.

Перед началом проектирования были выполнены комплексные научные изыскания. Историческую справку подготовило УП “Проектреставрация” (автор Р.В. Боровой), обмерные чертежи – УП “Минскпроект”, обследование конструкций проводило РУП “Институт БелНИИС”.

Наглядных графических материалов облика замка на период XIV в. обнаружено не было. Существует множество изображений развалин замка разных времен. Однако не все из них документально безупречны. Так, на рисунке Н. Орды изображена круглая башня, а археологические исследования этого не подтверждают. Рисунки В. Грязнова, И. Пешки и В. Дмоховского показывают замок, к сожалению, только с одной стороны. Мало сведений о деталях интерьеров, сооружениях внутри двора и планировке башен. Поэтому в ходе работы над проектом нам приходилось пользоваться аналогами. В отпускное время все члены группы архитекторов-проектировщиков собирали печатные и фотоматериалы, свидетельствующие о примерах реставрации различных сооружений XIV в. в соседних странах. В разных библиографических источниках по-разному указывается место происхождения строителей замка, в связи с чем изучался опыт Литвы, Украины, Польши, Германии и др.

Целью реставрации было вернуть замку облик, который он мог иметь в XIV в., и в то же время создать условия его функционирования как современного музея. Согласно проекту, реконструируются указанные в письменных источниках существовавшие ранее на территории двора постройки – здание казарм, дом коменданта, кузница, навесы, колодцы. Реконструируются северо-восточная и юго-западная башни. Функциональное назначение их – музейное. В здании казарм предлагается разместить магазин сувениров, кафе, рыцарский клуб. Дом коменданта будет использоваться для размещения необходимых музею служб: мастерских, помещения администрации и туристического агентства. Возводятся подъемный мост и лестницы на боевые галереи, разбирается заложенный запасной вход на высоте 2 м от земли. Обустраиваются главный вход западной и два входа – княжеский и малый – восточной стены. С начала прошлого века в Лиде существовала своя традиция – использовать двор замка для проведения различных массовых мероприятий, в частности городского катка, футбольного поля, и по просьбе Лидского горисполкома традицию решено сохранить. На дворовой территории предусмотрена площадка для проведения концертов, спортивных соревнований и рыцарских турниров, а также размещение здесь моделей боевой техники XIV в. Для реставрации и реконструкции сооружений замка в проектном решении предлагается использовать аналогичные временам строительства материалы: реставрационный кирпич, бут, дерево, керамическую черепицу и кованые металлические детали.

Все, кто работает в области реконструкции и реставрации, знают, что самым сложным является период реализации проектных идей. Реставрация Лидского замка уже идет полным ходом, многое выполнено, еще больше предстоит выполнить. Не все удается предугадать. Хотелось бы большего профессионализма от строителей. Не секрет, что реставрация – это огромное количество не типовых, а индивидуальных решений, на разработку и реализацию которых необходимо больше, чем обычно в строительстве, средств и времени – а его, как всегда, катастрофически не хватает.

Лидский замок находится на пути туристического маршрута – посередине между Несвижем, Миром, Гродно. И потому естественно, что качественная реализация проектного решения необычайно актуальна не только с точки зрения утверждения исторического самосознания народа, но и восприятия страны нашими гостями.

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Один из древнейших городов Беларуси – Заславль – уже давно приковывает внимание специалистов из разных областей науки – археологии...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Одесса… Удивительный город! Даже не знаю, с чего начать рассказ о нем… С того, что почти вся его старая часть построена 160—200...