Вы здесь

Авторские права подрядчика в договоре подряда на выполнение проектных работ

В отечественной цивилистике авторские права принято делить на личные неимущественные и имущественные. Данная классификация вызывает множество сомнений у специалистов. Например, В.И. Серебровский вообще отрицал какую-либо возможность и необходимость деления авторских прав на личные неимущественные и имущественные [1, с. 96], М.В. Гордон указывал на достаточную условность такого деления [2, с. 77].

Однако действующий закон Республики Беларусь “Об авторском праве и смежных правах” (далее закон РБ “Об авторском праве”) в ст. 15 и 16 прямо признает такую классификацию [3]. Более того, в этом законе указывается, какие авторские права относятся к личным неимущественным и какие к имущественным. Понятно, что с теоретических позиций данная классификация небезупречна, ведь каждое авторское право включает в себя и личные, и имущественные элементы. Но такая классификация имеет практическое значение: личные неимущественные права могут принадлежать только самому автору и не могут передаваться иным лицам, а имущественные права могут свободно переходить от одного лица к другому на основании закона или договора.

Ст. 16 закона РБ “Об авторском праве” указывает только одно имущественное право автора архитектурного проекта: требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено договором, т.е. осуществлять авторский надзор. Ст. 38 закона Республики Беларусь “Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности” (далее закон РБ “Об архитектурной деятельности”) указывает, что авторский надзор за строительством осуществляется разработчиком архитектурного или строительного проекта в целях обеспечения соответствия архитектурностроительных, технологических и иных технических решений и технико­экономических показателей вводимых в эксплуатацию объектов строительства проектным решениям и показателям на основании договора, заключаемого между заказчиком, застройщиком и разработчиком архитектурного или строительного проекта.

Пожалуй, самыми главными правами автора архитектурного произведения, как и любого другого произведения, являются право авторства и право на имя, т.е. право признаваться автором произведения и право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом или без обозначения имени – анонимно (право на имя) (п. 1 ст. 15 закона РБ “Об авторском праве”). Право авторства признается за автором произведения в силу самого факта создания произведения. В отечественной цивилистике право авторства определяется как юридически обеспеченная возможность лица считаться автором произведения и вытекающая отсюда возможность требовать признания данного факта от других лиц [4, с. 199–200]. Большинство авторов считают право авторства правом абсолютным, т.е. праву автор­ства корреспондируется обязанность всех остальных воздерживаться от нарушения этого правомочия [5, с. 64]. Среди возможных нарушений указывается обычно на присвоение чужого авторства (плагиат) и на отрицание автор­ства того лица, которым создано произведение.

Особенность в реализации права на имя возникает при создании архитекторами проектов в порядке выполнения служебного задания. Права автора служебного произведения ограничены. У автора в отношении его произведения возникают только личные неимущественные права: право авторства, право на имя, право на защиту репутации и право на обнародование. При передаче имущественных прав (от автора к нанимателю) на использование служебного произведения личные неимущественные права всегда остаются за автором. При использовании служебных произведений наниматель обязан указывать не только наименование своей организации, но и имя автора.

В качестве примера можно привести решение судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь, вынесенное 9 февраля 2005 г. по иску гражданина Г. к арендному предприятию “Институт “Белпроект”. Истец состоял в трудовых отношениях с предприятием и являлся одним из авторов архитектурного проекта жилого дома, разработанного в порядке исполнения служебных обязанностей. В изданном к 70летию предприятия буклете была помещена фотография этого дома, однако Г. не был указан в числе авторов проекта. Считая, что это нарушает его личное неимущественное право на имя, истец просил суд обязать ответчика переиздать тиражом 400 экземпляров страницу буклета с фотографией названного дома, указав его среди авторов проекта, и распространить перепечатанную страницу буклета среди сотрудников предприятия. Суд, признав, что действиями ответчика было нарушено личное неимущественное право Г. на имя, удовлетворил заявленный иск, обязав ответчика в 3месячный срок перепечатать страницу буклета и распространить ее среди сотрудников предприятия [6, с. 45].

Являясь автором архитектурного проекта, архитектор автоматически становится и автором архитектурного объекта – завершенного произведения, созданного на основании его проектной документации. Однако если в отношении архитектурного проекта и созданной на его основе документации для строительства осуществить право на имя достаточно просто – ведь любой архитектурный проект подписывается его автором, да и документация для строительства также подписывается лицами, ее подготовившими, с указанием автора архитектурного проекта, то в отношении архитектурного объекта все гораздо сложнее. Конечно, иногда на отдельных выдающихся зданиях и строениях, особенно если они являются памятниками истории и культуры, размещают мемориальные доски с указанием имени архитектора. Но это практически невозможно в отношении большинства отстроенных зданий и сооружений.

Данная проблема волновала отечественных цивилистов всегда. Например, М.Г. Диканский считал, что “было бы уместно законодательное обеспечение за архитектором вполне законного и столь же естественного права всякого автора – права запечатлеть в соответствующей форме свое имя на своем создании” [7, с. 44]. Д.Б. Якуб отмечал значительные трудности, возникающие в связи с фактической анонимностью архитектурных сооружений. По его оценке, подобная анонимность порождает серьезные препятствия в борьбе за честь и достоинство зодчих. И он также считал необходимым закрепить в законодательном порядке право автора требовать установки памятных досок с именами создателей архитектурного объекта [8, с. 7]. Следует указать, что цитируемые авторы признавали за зодчими и право на аноним.

Думается, следует согласиться с тем, чтобы в законодательном порядке обеспечить авторам архитектурных проектов осуществление права на имя путем обеспечения возможности размещения памятных досок с именами авторов как на самих архитектурных объектах, так и при публикации изображений архитектурных объектов в различных каталогах и т.п.

Наряду с правом на обнародование автору принадлежит право на обнародование произведения. Обнародование произведения архитектуры, воплощенного в форме архитектурного проекта, не представляет никакой сложности. После того как автор произведения архитектуры или авторский коллектив, творческим трудом которого был создан архитектурный проект, сочтут свое произведение готовым для представления его на суд публики, они могут дать согласие на его обнародование.

Автор произведения архитектуры может реализовать свое право на его обнародование самыми различными способами. Если произведение было создано автором без какоголибо предшествующего договора на его создание, то обнародование может произойти при заключении договора о первом использовании необнародованного произведения. Или же автор необнародованного архитектурного проекта может представить его публике на выставке, в специализированном издании и т.д. Если произведение архитектуры создавалось по авторскому договору заказа или по договору на выполнение проектных работ, то обнародование происходит при передаче созданного произведения заказчику. Обнародование произведения архитектуры, созданного в порядке исполнения служебных обязанностей, может произойти при передаче его автором работодателю.

Действующее законодательство предусматривает право на защиту репутации автора, т.е. право автора на защиту произведения от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (п. 1 ст. 15 закона РБ “Об авторском праве”).

Ранее действующее законодательство, а именно ст. 477 Гражданского кодекса БССР 1964 г., предусматривало право автора на неприкосновенность произведения [9]. Его содержание отечественные цивилисты видели в том, что при любом использовании произведения воспрещается без согласия автора вносить какие­либо изменения в произведение или в его элементы. Кроме того, воспрещается без согласия автора снабжать произведение иллюстрациями, комментариями, предисловиями и любыми пояснениями [10, с. 143; 5, с. 72].

Новое название права на неприкосновенность – “право на защиту репутации автора” – более точно отражает сущность и совпадает с наименованием данного права автора в ст. 6 bis Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений [11]. Содержание права на защиту репутации автора состоит в том, что при издании, публичном исполнении произведения воспрещается без согласия автора вносить какие­либо изменения как в само произведение, так и в его название и, кроме того, в обозначение имени автора [4, с. 207].

В литературе отмечается, что право на неприкосновенность (право на защиту репутации автора) имеет две стороны: с одной – в нем выражается запрет, адресованный всем третьим лицам, с другой – право автора изменять и дополнять собственное произведение [12, с. 77].

На проблему обеспечения неприкасаемости произведений архитектуры обращали внимание еще дореволюционные цивилисты. Так, М.Г. Диканский отмечал, что случаи переделывания и изменения проектов без участия автора при сохранении связи с его именем являются явным попранием авторских прав художника­архитектора, даже если это ведет к улучшению проекта [7, с. 41]. Далее он подчеркивал, что в случае изменения произведения архитектуры ущемление прав зодчего более заметно, ведь произведение выставлено на публичном месте под его именем. М.Г. Диканский видел выход из подобного положения только в законодательном закреплении права зодчего запрещать изменение своих творений и в возложении на домовладельца обязанности не трогать здание и сохранять его в художественной чистоте [7, с. 43].

Ст. 38 и 52 закона Республики Беларусь “Об архитектурной деятельности” регламентируют порядок изменения архитектурного проекта [13]. В них указывается, что изменения архитектурного проекта при разработке документации для строительства или при строительстве архитектурного объекта производятся исключительно с согласия автора архитектурного проекта. Кроме того, дополнительно обращается внимание на необходимость согласования изменений в органах архитектуры и строительства, если изменения в проекте приведут к отклонению требований архитектурнопланировочного задания. Но, представляется, подобное согласование не имеет разрешительного характера. Строительная деятельность как деятельность, связанная с повышенной опасностью, требует соблюдения технических нормативов и различных строительных норм и правил (СНиПов). Именно поэтому законодатель указывает на необходимость согласования изменений в архитектурном проекте, дабы обеспечить безопасность будущего строения.

Но при совершенствовании права автора на защиту репутации автора произведения архитектуры нельзя забывать о правах собственника произведения архитектуры, прежде всего архитектурного объекта. Ведь собственник за счет своих средств построил или приобрел его и, следовательно, обладает правом не только владеть и пользоваться, но и распоряжаться этим объектом, в том числе изменять или перестраивать.

Исходя из анализа действующего законодательства, можно сделать следующий вывод. Право автора произведения архитектуры на защиту репутации хоть и может ограничить право собственника этого произведения свободно им распоряжаться, но подобное ограничение будет соответствовать норме п. 2 ст. 210 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Она гласит, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие законодательству, общественной пользе и безопасности, не наносящие вреда окружающей среде, историкокультурным ценностям и не ущемляющие прав и защищаемых законом интересов других лиц. Кроме того, в абзаце 4 ч. 2 ст. 2 Гражданского кодекса Республики Беларусь сказано, что осуществление гражданских прав не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающей среде, историкокультурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц (принцип приоритета общественных интересов). То есть право собственности не может быть неограниченным и не может нарушать права иных лиц, в том числе право автора на защиту репутации. Таким образом, можно сказать, что при конкуренции права собственника свободно распоряжаться своим имуществом и права автора произведения архитектуры на защиту репутации преимущество имеет последнее.

Основным нормативным документом, регламентирующим осуществление авторского надзора в Республике Беларусь, являются строительные нормы СНБ 1.03.03–2000 “Авторский надзор за строительством зданий и сооружений”, утвержденные приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь № 172 от 28.04.2000 г. [15]. В пункте 5.1 указанных норм закреплено положение о том, что авторский надзор осуществляется в соответствии с договором, заключенным заказчиком и генеральным проектировщиком (проектировщиком) на весь период строительства. При этом в п. 5.3 норм указан механизм, посредством которого происходит реализация авторских прав в этой части непосредственного автора (архитектора) проекта. Так, в соответствии с указанным пунктом генеральный проектировщик (проектировщик, субпроектировщик) должен возлагать приказом осуществление авторского надзора на главных инженеров проекта (главных архитекторов проекта, главных конструкторов проекта), являющихся авторами проекта; главных специалистов, руководителей групп и других специалистов из числа лиц, принимавших непосредственное участие в проектировании. Этим же приказом назначается руководитель группы авторского надзора. Таким образом, закреплено положение о двустороннем характере договора авторского надзора.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.

1. Авторам произведений архитектуры так же, как и авторам других произведений, принадлежат и личные неимущественные, и имущественные права. Их содержание и практическая реализация, однако, имеют свою специфику.

2. Для обеспечения реализации права автора произведения архитектуры на имя необходимо законодательно обязать собственников архитектурных объектов не препятствовать размещению на них информации об авторах этого произведения.

3. Автор произведения архитектуры может реализовать свое право на его обнародование только один раз, обнародовав или архитектурный проект, или документацию для строительства, разработанную на его основе, или отстроенный архитектурный объект. Подобная позиция основывается на том, что произведение архитектуры, созданное автором, – одно, а архитектурный проект, документация для строительства или архитектурный объект являются разными формами воплощения произведения архитектуры.

4. Реализация права автора произведения архитектуры на защиту репутации возможна, хотя и сопряжена с определенными трудностями, прежде всего изза конкуренции названного права с правом собственника произведения архитектуры свободно распоряжаться своим имуществом.

Однако эти трудности преодолимы посредством использования нормы п. 2 ст. 210 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Автор будет рад обсудить с читателями журнала любые проблемные вопросы, связанные с правовым регулированием договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, а также деятельностью проектных организаций. Контактный телефон: 8–0152–790–612, email: [email protected]

 

 

 

Литература

 

1. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М., 1956.

2. Гордон М.В. Советское авторское право. М., 1955..

 

3. Закон Республики Беларусь “Об авторском праве и смежных правах”, 16 мая 1996 г., № 370XII // Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. 1998. № 31–32. Ст. 472.

4. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. М., 1999.

5. Никитина М.И. Авторское право на произведения науки, литературы и искусства. Казань, 1972.

6. Козорезова Р. Использование объектов авторского права, созданных на основании договоров // Библиотечка журнала “Юрист”. 2006. № 2. С. 45–49.

7. Диканский М.Г. Авторское право в архитектуре. Пг., 1916.

8. Якуб Д.Б. Вопросы авторского права на произведения архитектуры. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Харьков, 1970.

9. Гражданский кодекс БССР, 11 июня 1964 г. // Собрание законов БССР, указов Президиума Верховного Совета БССР, постановлений Совета Министров БССР. 1964. № 17. Ст. 183.

10. Гаврилов Э.П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденции развития. М., 1984.

11. Конвенция об охране литературных и художественных произведений, 9 сентября 1886 г., Берн // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО “ЮрСпектр”. Мн., 2006.

12. Савельева И.В. Правовое регулирование отношений в области художественного творчества. М., 1986.

13. Закон Республики Беларусь “Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь”, 5 июля 2004 г., № 300З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. № 109. Ст. 2/1049.

14. Гражданский кодекс Республики Беларусь, 7 дек. 1998 г., № 218З // Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. 1999. № 7–9. Ст. 101.

15. Строительные нормы Республики Беларусь “Авторский надзор за строительством зданий и сооружений”. СНБ 1.03.03–2000. Официальное издание. Мн.: Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь, 2000.


 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Один из древнейших городов Беларуси – Заславль – уже давно приковывает внимание специалистов из разных областей науки – археологии...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Одесса… Удивительный город! Даже не знаю, с чего начать рассказ о нем… С того, что почти вся его старая часть построена 160—200...