Ни один юбилей не обходится без воспоминаний.
Воспоминания города оживают в его домах и улицах, хранящих прошлое и повествующих о нем. Чаще всего такими “сказителями” выступают исторические, знаковые общественные или культовые сооружения – индивидуальные и неповторимые.
В истории и развитии Минска второй половины прошлого столетия есть особая страница под названием “массовое жилищное строительство”, до сегодняшнего дня еще не перевернутая. Дома, целые микрорайоны, формировавшие въезды в город, создававшие его силуэт и облик, возводились по принципу крупнопанельного домостроения, которое в этом году также отмечает своеобразный юбилей: 50 лет назад, в октябре 1957 г., в Минске по ул. Жданова (сегодня это ул. Жилуновича) был сдан первый 30квартирный двухсекционный крупнопанельный дом.
С середины 1950х годов в связи с коренными изменениями в жилищном строительстве, происходившими в стране, требовался пересмотр ранее существовавших норм на проектирование, выработка функционально оправданных и экономичных типов массового жилища. Начался массовый переход к индустриальным методам строительства, что повлекло совершенствование методов типового проектирования, стандартизации объемнопланировочных и конструктивных решений.
Первый крупнопанельный дом в Минске возводился по методу, разработанному архитекторами из Ленпроекта. В проект, поскольку это было экспериментальное строительство, вносились изменения, корректировки и дополнения с учетом минских условий. Высота помещений в доме предусматривалась в 3 м, что кажется нам сегодня непривычным для “панельки”. Это лишь впоследствии произошло значительное снижение высоты жилых помещений – до 2,5 м.
Строительство дома велось СУ 21 стройтреста № 5. Руководил им Михаил Михайлович Гунич, и сегодня он вспоминает те “мелочи”, с которыми приходилось сталкиваться на стройплощадке.
– Построен дом был достаточно быстро. Весной начали рыть котлован, монтировать цоколь, одновременно дополнялся, а порой и подправлялся проект. Помню, что подъезды в проекте были указаны не со двора, а с улицы, отсутствовала пожарная лестница. Все это устранялось нами уже в процессе возведения здания.
Стены помещений, согласно проекту, были полуметровой толщины с пустотами. В конце 1950х годов у нас еще не было керамзита и аглопорита, поэтому панели для дома производились из шлака, поставляемого с тракторного завода. На самом заводе существовал полигон, где, используя отходы пара, под брезентом парили панели. Однако вскоре лабораторными исследованиями было установлено, что в шлаке до 68 % угля – слишком высокий показатель. Пришлось делать напольные печи и дожигать этот шлак. Поставили огромный вентилятор, сделали три отсека: в первый загружали сырье, во втором шлак остывал, а в третьем был уже готовый продукт. Температура на колосниках достигала 1220 0С, каждые дватри дня рабочим выдавались новые сапоги, так как старые просто “сгорали” от жары. После обжига шлак дробился до определенной фракции и пропускался через сортировочную машину.
В моем распоряжении был кран БК5–195, растворобетонный узел, полигон, – продолжает Михаил Михайлович. – Панели, кстати, транспортировали горизонтально и разгружали под уклоном 35–40°, тогда еще не было современных панелевозов. К началу строительства к площадке уже были подведены основные коммуникации и инфраструктура, кроме газа.
Фактически дом мы сдали в октябре, но акт подписали ноябрем – надо было приурочить событие к празднику Октября.
Описывая отдельные эпизоды строительства, вспоминает Михаил Михайлович и тех людей, которые вместе с ним трудились над возведением дома. Это начальник управления Д.С. Татищев, ежедневно приезжавший на объект и скрупулезно следивший за ходом работ, главный инженер И.Б. Лившиц, бригадир И. Цымбалов, крановщик И. Сашко, сварщик М. Циркунов, штукатур В. Мороз – все, кто осваивал азы крупнопанельного домостроения.
У Михаила Михайловича до сих хранится Почетная грамота Госстроя БССР “за активное участие в строительстве первого крупнопанельного дома”: он был удостоен второй премии на Всесоюзном конкурсе жилых и общественных зданий.
Данный проект не получил широкого применения прежде всего изза своей громоздкости. Лишь по ул. Калинина построили еще один подобный дом. Впоследствии в Беларуси жилье строилось на основе общесоюзных серий 1–464 и 1–335, разработанных в Гипростройиндустрии (Москва) и Горстройпроекте (Ленинград). А вскоре начали создавать типовые серии домов уже в стенах головных белорусских проектных институтов – Белгоспроекта и Минскпроекта.
Все это будет потом, но тогда, 50 лет назад, именно дом по ул. Жданова стал первым и тем самым занял свое место в строительной истории Минска, обозначив начало периода крупнопанельного домостроения.