Вы здесь

Лариса Николаевна Смирнова: “Работа с городом завораживает”

Древние греки не зря божественными предстателями своих городов-полисов выбирали богинь. В честь их нередко и называли они свои города, воздвигая там величественные изваяния святых эгид. После этого они были уверены, что их не покинет стабильность, гармония, порядок. Поэтому закономерно, что сегодня, говоря о многочисленных малых городах Беларуси, наш собеседник – Лариса Николаевна Смирнова, заместитель директора по архитектуре УП “БелНИИПградостроительства”, то есть, в определенном смысле, главный архитектор наших городов.

К этой большой и ответственной должности она шла давно и последовательно – начиная с получения диплома архитектора в Белорусском политехническом институте в 1971 году. Затем – диплома специального факультета по переподготовке кадров по новым направлениям науки и техники при Московском архитектурном институте.

Лариса Смирнова – автор (соавтор) более 35 проектов и исследовательских работ, в числе которых “Градостроительная хартия стран СНГ”, “Концепция развития приграничных регионов Беларусь – Литва, Беларусь – Польша, Беларусь – Украина”, генеральные планы городов – областных центров, “Концепция Национальной градостроительной доктрины Республики Беларусь”, а также “Проект регенерации исторического центра г. Витебска”, “Проект реконструкции центральной части г. Давид-Городка”, проект “Возрождение историко-архитектурного комплекса Свято-Успенского Жировичского монастыря”.

Среди наград Ларисы Николаевны – медаль “Лауреат премии Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь им. В.А. Короля”, почетные грамоты и дипломы Министерства и архитектуры и строительства Республики Беларусь, Белорусского союза архитекторов. Наконец, почетное звание “Заслуженный архитектор Республики Беларусь”.

Часто разделяют понятия “архитектура” и “градостроительство”. Как вы относитесь к этому?

– Великие зодчие обладали уникальным качеством – сочетать талант художника-архитектора с мастерством градостроителя. Но в наше бурное время градостроительство, зародившееся в недрах архитектуры, не только выделилось в самостоятельный вид архитектурной деятельности, но и стало, в моем понимании, его высшей и наиболее сложной ступенью. Ведь градостроитель кроме творческого “чутья” должен обладать знаниями в таких фундаментальных дисциплинах, как социология, экономика, экология, инженерия, транспорт, управление городским хозяйством и т.д.

 

Объемное проектирование богато художественными изысками. Яркие сооружения фотографируют, печатают на открытках. А градостроительные работы – кажется, вполне однотипные сетки коммуникаций и пятна застройки. Не скучно ли? Не хотелось ли поменять творческое амплуа? Насколько осознанно Вы вообще стали на эту специфическую стезю?

– Что касается художественного богатства. Если у нас не возникает сомнения в художественных достоинствах многих архитектурных произведений, природных комплексов – “зеленых пространств”, рек и т.д., то можно ли усомниться в художественной ценности города, который все эти составляющие включает в свое “полотно”? Да еще обогащенное присутствием жителей – суетящихся горожан.

Доктор архитектуры А.Э. Гутнов полагал, что каждое архитектурное сооружение имеет свою неповторимую индивидуальность, как герой литературного произведения, а город сравнивал “с самим произведением (романом, пьесой), где сложно взаимодействуют тысячи таких героев”. Плюс тысячи “живых героев” – горожан, – добавляю я.

На стезю градостроительства я стала в молодости, до конца не понимая всей сложности профессии, но преисполненная желания активно работать. Правда, когда по распределению пришла во вновь созданный институт МФ ЦНИИП градостроительства и увидела множество топопланов, черно-белых геоподоснов, схем инженерных коммуникаций городов, то подумала, что надолго здесь не задержусь. А задержалась на 33 года…

Работа с городом завораживает.

За каждым “пятном” застройки скрыта градостроительная идея создания удобной, эмоционально насыщенной и безопасной городской среды. А за “сеткой коммуникаций” – гарантия удобной и обустроенной нашей жизни.

Отличается ли архитектурное мышление, видение проблем “объемщика” и “урбаниста”? И каково главное, должное качество градостроителя?

– Первое требование к градостроителю – общая широта кругозора. Хотя это требуется от современного человека любой профессии. Уникальность же нашей специальности – способность работать с постоянно изменяющимся “объектом” – городом. Периодически, приступая к корректуре градостроительного проекта, свой город не узнаешь, видишь в нем новые качества. И градостроитель должен постоянно улавливать в этой развивающейся “космической системе” некие устойчивые принципы и направления желаемых преобразований.

Особенностью градостроительного мышления является способность работать с отрезками времени (то погружаясь в прошлое, то заглядывая в будущее), далеко выходящими за временные рамки собственной жизни градостроителя.

И, конечно же, градостроителю должна быть присуща некоторая дерзость, позволяющая ему прогнозировать будущее развитие города. Но она рождается в мучительном поиске “вектора”, когда приходится сравнивать несравнимое – экологические особенности – художественное своеобразие облика города – инженерные предпочтения – приоритеты в политике и т.д.
И в этом – тоже уникальное качество профессии.

 

Каков, на Ваш взгляд, нормальный, человечный город будущего?

– Можно согласиться с мнением ведущих градостроителей и утверждать, что город будущего – это современный город, но освобожденный от большинства своих недостатков. И в этом процессе должны учавствовать не только градостроители и органы управления, но и сами горожане.

 

Ваши любимые города? Чем они любимы?

– Витебск и Минск – как города, связанные с семьей, друзьями, миром чувств и личных переживаний. Витебск – город, которому отдано много профессиональной энергии, идей; ряд из них город великодушно принял и воплотил.

Как профессионалу интересны малые города Беларуси. С одной стороны, за их нераскрытый потенциал и самобытность, с другой – эмоции усиливает чувство профессиональной ответственности за их возрождение. Ведь наши малые города – хранители Культуры, Традиции, Истины.

Из европейских городов люблю города Италии, сохранившие богатую историю, великолепие архитектуры, наполненные улыбками горожан и... музыкой.

 

Современная подготовка архитекторов – отвечает ли она требованиям реального проектирования в сфере градостроительства?

– Для архитектора очень важно получить “основы Ремесла”. Это обязательно. И наша образовательная архитектурная школа это дает. А еще она вызывает интерес к профессии. Далее же – становление Личности архитектора. Для меня это во многом связано с саморазвитием каждого, кто решил посвятить себя градостроительству.

Ваша самая памятная разработка, творческое событие или находка?

– Думаю, что это “Проект регенерации исторического центра г. Витебска”. Идеи, которые в нем прозвучали (от воссоздания исторической планировочной структуры и архитектурных комплексов центра, создания пешеходной улицы в историческом ядре до градостроительной идеи витебского амфитеатра, “погруженного” в уникальный ландшафт исторического центра), стали результатом тяжелейшей внутренней работы по постижению исторических закономерностей развития Витебска. Это была одна из первых работ в республике (наряду с проектами для Бреста и Полоцка), которые положили начало целому направлению в развитии наших исторических городов – градостроительной регенерации центров. Проект выполнялся в коллективе с яркими архитекторами А. Бельским, В. Лукомским, С. Багласовым и другими ведущими специалистами республики.

И, конечно, дорог мне проект “Возрождение Свято-Успенского Жировичского монастыря”, в котором (совместно с исследователями и архитектором В.?Мусиенко) была найдена градостроительная идея развития уникального в духовном и архитектурно-художественном отношении комплекса Беларуси.

 

Если бы сегодня стала задача создания нового города в чистом поле, что бы стало для него прообразом, какие принципы использовались бы в первую очередь?

– Если искренне, то я не сторонница идеи строительства “новых городов”. Для меня Город – этот сложнейшая система, возникающая в гармонии с природой и развивающаяся во времени. Время “наполняет город” энергией, художественными ценностями – архитектурой, обустроенным ландшафтом, впитывая плоды позитивной деятельности поколений горожан, переживая испытания и формируя исторические принципы своего индивидуального развития.
И вот тогда мы видим его Величество Город.

Новый город – это плод труда градостроителя и его современников, и он лишен тех качеств, той глубокой энергетики, которыми обладает исторический город. Но коль уж новому городу в “чистом поле” быть, то он должен учитывать особенности природного окружения и социальный портрет горожан. А далее – поиск моделей. История градостроительства предполагает их множество – от радиальной схемы средневекового города, парадных осевых моделей эпох барокко и классицизма до линейных социалистических городов.

А еще, конечно, уютная, вписанная в ландшафт застройка, близость к природе, удобные связи с местами приложения труда, центром, развитые социальные пространства – пешеходные улицы, площади – “плазы” – бульвары. И обязательно выразительная архитектурно-пространственная композиция (“большая композиция города”), в которой “все дороги ведут к Храму”.

 

Понятно, что не все у нас в градостроительстве получается должным образом. По разным, конечно, причинам, но от этого не легче. Что в последнее время расстроило или даже возмутило Вас?

– Огорчает порой агрессивно-требовательная позиция частных инвесторов по отношению к центрам городов, в том числе – историческим. И тогда центры искажаются немасштабными сооружениями, неуместными по функции, требующими значительного количества парковок автотранспортных средств и “вовлекающими” транспорт в центр, что недопустимо.

Важнейшая задача градостроителей и органов управления в городах – сохранить и приумножить духовное и архитектурно-художественное богатство центров, сделать их “миром пешеходов” с бестранспортными площадями и пешеходными улицами, с выразительной архитектурой, привлекательными функциями. В достижении этой цели архитектурные службы городов совместно с градостроителями должны быть последовательны и настойчивы. Если город развивается гармонично, об архитекторах горожане не помнят. Но когда гармония разрушается, жители видят в этом вину архитекторов.

 

Недавно видел в приемной института многочисленную и вдохновенную китайскую делегацию, к чему бы это?

– К сближению. Пока в строительной отрасли. Хотя развитие международных связей в сфере градостроительного планирования и проектирования – признак времени. Наш институт при поддержке Министерства архитектуры и строительства развивает профессиональные контакты со многими зарубежными странами. Мы оказываем помощь российским институтам (выполняли работы для Калининградской области), Молдове (работали над генпланом г. Кишинева), а сейчас ведем работы для Венесуэлы. Эти контакты профессионально обогащают.

Чем наши малые города отличаются на фоне зарубежных? Как мы, зодчие, можем помочь им в нелучшие для них времена? Или архитектура бессильна?

– Большинство малых и средних городов в развитых европейских странах нашли “свое место” в экономическом развитии государств, стали конкурентоспособными в рыночной экономике. Нашим малым городам это еще предстоит. И дело здесь не только и не столько в архитекторе. В моем представлении малые города Беларуси должны “повзрослеть”, т.е. перейти на путь саморазвития. В этом процессе сейчас очень важна поддержка государства. И она есть. В республике принята и реализуется Государственная комплексная программа развития регионов и городских поселений на 2007–2010 гг., а в сфере градостроительных исследований Министерство архитектуры и строительства силами нашего института разрабатывает тему “Малые города Беларуси”. Уникальность этой работы заключается в выделении типологических групп малых городов, для каждой из которых должна разрабатываться особая политика
с учетом их уникальных ресурсов. Только благодаря этому они смогут обрести самостоятельность. Это я и называю “взрослением”.

Градостроители помогают выявить ресурсы каждого города, необходимые для их возрождения. Архитектура же должна тактично войти в масштаб и историческую среду и в гармонии с природой создать уникальный образ каждого белорусского городка. И, может быть, именно малый город сможет стать тем городом будущего, в котором Человек, Природа и Архитектура будут существовать в гармонии.

 

Беседу вел Игорь Морозов


 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Национальная программа развития туризма Республики Беларусь на 2001–2005 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на...
01.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Ключ к равновесию и гармонии Жизнь человека проходит в окружающей его среде, включающей как природу, так и архитектуру в широком смысле этого...