Вы здесь

Взгляд в будущее: генеральный план Светлогорска

Светлогорск – промышленный город регионального значения с численностью населения 70,7 тыс. чел. Районный центр Гомельской области. Находится на пересечении автомобильных, железнодорожных и речных путей в 110 км от Гомеля.

Светлогорск – молодой город. Его проектировали и строили наши современники, которые и сейчас живут вместе с нами.

Территория современного Светлогорска в письменных источниках XVI в. упоминается как деревня Шатилки (Шатиловичи). В настоящее время это часть города, небольшой район с исторически сложившейся сетью улиц.

Шатиловичи (Шатилки) XVII в. представлены в инвентарной описи Бобруйского староства за 1639 г., согласно которой в селе насчитывалось 17 крестьянских дворов (без учета дворов шляхты).
Уже в это время Шатиловичи – духовно-религиозный (в 1639 г. возведен костел) и культурный центр своей окрестности. Через деревню проходили два сухопутных пути (из Минска в Речицу и из Мозыря в Рогачев) и водный по Березине. Здесь же находилась и речная переправа. В 1793 г. в результате второго раздела Речи Посполитой Шатиловичи отошли к Российской империи и вошли в состав вновь созданной Паричской волости Бобруйского уезда Минской губернии. В 1797 г. переданы во владение российскому адмиралу Петру Пущину. Роль деревни возросла, когда в 1916 г. через Шатилки пролегла железная дорога. На станции отгружали дрова и пиломатериалы для шахтеров Донбасса. А богатая природа привлекала к себе многочисленных отдыхающих из Петербурга и Киева.

В послевоенные годы появилось первое промышленное предприятие – Шатилковская судоверфь, которая выпускала баржи грузоподъемностью 700 т, а также дебаркадеры – речные вокзалы. Судоверфь, речная пристань, железнодорожная станция способствовали выбору места для строительства крупнейшей в Белоруссии электростанции – Василевичской ГРЭС в 1954 г.

В 1961 г. городской поселок Шатилки был преобразован в город Светлогорск. В 1960-е гг. здесь построены завод искусственного волокна, предприятия объединения “Белоруснефть”, целлюлозно-картонный комбинат. Сооружение крупнейших промышленных предприятий способствовало формированию Светлогорска как развитого индустриального центра республики.

Светлогорск – “город-лес”. Где еще вы найдете город, в котором во дворах в обилии растут сосны? Образ Светлогорска – это современные здания, обрамленные сосновым ожерельем. Первый генеральный план г. Светлогорска был разработан в 1961 г. Белгоспроектом (архит. В.И. Аникин, Г.Е. Булдов). Одновременно с предприятиями возводились новые микрорайоны, преимущественно из пяти-, девятиэтажных домов. Развитие города осуществлялось в условиях дефицита территорий для размещения жилой застройки. Лесные массивы, “вклинивающиеся” в город между районами, преобразовывались в парки и лесопарки. Проектом МФ ЦНИИПградостроительства 1975 г. (архит. А.Г. Акентьев, Г.Е. Булдов) предусматривалось только капитальное жилищное строительство домов высотой в 5–9–12–16 этажей. Здания “вписывались” в лесные массивы. Для выполнения решений генплана в этих районах в настоящее время создана развитая инженерная инфраструктура.

Согласно генеральному плану 1991 г. (архит. А.Г. Акентьев, А.С. Дубинина), в связи с изменением жилищной политики свободные от леса территории в западном планировочном районе заняла жилая усадебная застройка городского типа. В результате был почти полностью использован территориальный ресурс города.

Таким образом, сегодня территориальная проблема города связана с его безусловным достоинством – высокой лесистостью. Нет свободных территорий для жилой застройки, размещения гаражей, садовых участков. Проектировщики совместно с городскими властями вынуждены принять непростое решение: внедряться в зеленую зону города, поскольку затрачены огромные средства на развитие инженерной инфраструктуры в центральном планировочном районе. При этом необходимо эффективно использовать существующие коммуникации. Такое внедрение должно быть ювелирным, точечным, уникальным.

Развитие Светлогорска за счет прилегающих лесных массивов соответствует градостроительной ценности данной территории, которая определена по принципу поясного зонирования как срединная зона города. Освоение территорий, обеспеченных инженерной инфраструктурой, соответствует Указу Президента Республики Беларусь № 72 от 07.02.2006 г., пункт 1.8 и пункт 3. Отсутствие дефицита лесов зеленой зоны и лесопарковой части при высокой лесистости Светлогорского района (41–50 %), наличие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, рассчитанной на строительство многоквартирной многоэтажной застройки, делает целесообразным размещение нового жилья на благоприятных для проживания территориях.

При разработке возможностей развития города в первую очередь рассмотрены территории, освоение которых обеспечит компактную планировочную структуру. Проработаны варианты формирования селитебной зоны, численности будущего населения, процентного соотношения объемов многоквартирной и усадебной застройки.

Светлогорск – солнечный город. Не зря на гербе Светлогорска – солнце. Жители города живут насыщенной культурными и спортивными событиями жизнью. Регулярно проводятся пленэры скульпторов и художников, выставки в картинной галерее “Традиция”. Достроено и отремонтировано здание Музея истории города Светлогорска.

Проект предусматривает возможности для дальнейшего развития культурных традиций и предлагает решение двух задач: реабилитация земли и реабилитация человека.

Создание условий для развития социальной сферы, способствующей воспитанию человека, формированию здорового образа жизни и повышению физической активности населения, приведет к формированию жизненных приоритетов человека, его “реабилитации” в социальной среде.

Есть в северо-восточной части города место, требующее активного вмешательства. Это пойма, загрязненная золоотвалом. Ей тоже нужна “реабилитация”.

На рекультивируемых территориях золоотвала зарезервированы площадки для размещения спортивных объектов (автошкола, автодром, база маломерного флота, яхт-клуб, пирсы, эллинги, лодочная станция, причал, база для игры в пентбол и страйкбол). Есть возможность разместить туристско-рекреационный центр с использованием в качестве средств передвижения легкомоторных летательных аппаратов. Необходимо разработать проект застройки данной территории, желательно на конкурсной основе, включив его в Государственные и региональные программы по экологии, охране и гигиене окружающей среды, формированию здорового образа жизни, благоустройству территорий населенных пунктов и наведению порядка на земле, спортивные, образовательные и другие.

 

Будущее города

Генеральный план г. Светлогорска определяет стратегию социально-экономического и территориального развития планировочной структуры и функционального зонирования территорий на период до 2025 г., принципы совершенствования окружающей среды, развития системы общественного обслуживания, транспортной и инженерной инфраструктур.

Планировочная структура опирается на урбанизированный и природный планировочный каркас и развивается на основе сложившейся схемы. Существующий город имеет ленточную структуру, вытянутую в широтном направлении, вдоль основных планировочных осей района. Планировочный каркас получит развитие за счет строительства меридиональных и широтных связей, развязок, дальнейшего формирования единой системы озеленения, важную роль в которой играют парки, бульвары и скверы, открытые пространства городских площадей, набережная, система пойменных ландшафтов рек Березина и Жердянка, озелененные территории санитарно-защитных зон.

Основные функциональные зоны – общегородской центр, жилая застройка, производственные территории, лесной фонд.

Для дальнейшего развития и совершенствования системы общественных центров Светлогорска потребуется повысить эффективность использования и функциональное разнообразие центральной зоны, разместить новые уникальные объекты: административно-общественный комплекс райисполкома (за счет реконструкции прилегающего квартала), завершить строительство торгового комплекса по ул. Свердлова, торгово-обслуживающего центра по ул. Батова. Будет продолжено формирование архитектурного ансамбля набережной: гостинично-туристический центр с комплексом развлекательных сооружений, причалом для речных трамвайчиков, связывающих город с зонами отдыха, молодежный центр. Запроектировано формирование и благоустройство парков: городского (мемориальный комплекс, художественный музей, парк скульптур), районного (ул. Паричская) с размещением объектов общественного назначения. На основе существующих спортивных сооружений (стадион “Бумажник”, Дом физической культуры ОАО СЦКК) планируется организация и благоустройство спортивного парка с комплексом сооружений культурно-спортивного центра для игровых видов спорта. Парк продолжится “спортивным” бульваром с велодорожками по ул. Батова с выходом на набережную.

Формирование в Светлогорске комплексной жилой застройки будет осуществляться в первую очередь в районах, обеспеченных инженерной инфраструктурой. Прежде всего за счет строительства:

жилых многоквартирных многоэтажных домов (9–12 этажей) в микрорайонах Березина, Полесье, № 7, 8, 8а, Молодежный, № 5, Светочь (№ 11);

жилых среднеэтажных домов (2–4 этажа) со встроенными гаражами по ул. Паричской и в микрорайоне Све-точь (№ 11);

новой усадебной блокированной жилой застройки: микрорайон Светочь (№ 11) и по ул. Авиационной;

новой усадебной жилой застройки по ул. Кооперативной и в районе д. Расова, на землях КСУП “Березина”,

а также резервирования:

возможности модернизации и уплотнения жилой застройки по улицам Ленина, Интернациональная за счет надстройки, возведения вставок, насыщения общественными объектами;

территорий для садово-огородных товариществ за пределами СЗЗ в урочище Прибочь и Слободское поле у
д. Боровики.

Проблема размещения гаражей будет решаться за счет развития коммунально-производственных территорий, а именно:

строительства комплекса сооружений автотранспортного обслуживания в новой зоне гаражных кооперативов (ул. Свердлова);

размещения в шумовой зоне железной дороги многоэтажных автостоянок.

Архитектурно-пространственная композиция Светлогорска будет формироваться на основе сохранения архитектурного и градостроительного наследия и гармоничного обогащения новыми архитектурными комплексами.

Генеральным планом предусмотрено:

строительство жилого комплекса по ул. Пушкина (с постепенным понижением этажности к берегу р. Березина), который подчеркнет раскрытие композиции городского центра в сторону акватории реки;

сохранение и обогащение панорамного силуэта Светлогорска в водно-
зеленом пространстве р. Березина, пространственное развитие архитектурного ансамбля комплекса набережной;

сохранение уникального своеобразия образа “города-леса” в районах нового строительства путем максимального сохранения лесных посадок;

строительство новых жилых многоквартирных домов в микрорайоне Светочь (№ 11) с постепенным понижением этажности к берегу р. Березина;

обогащение архитектурного облика ул. Калинина (м-н № 7) комплексами уникальных зданий жилого назначения повышенной этажности, со встроенно-пристроенными блоками общественного обслуживания.

Важное место в композиции городского плана займут въездные зоны в город по улицам Лазо, Калинина, Заводская. Формирование на этих территориях въездных архитектурно-пространственных комплексов сделают устойчивой композиционную структуру городского плана в зоне активного транзитного движения, где традиционно формируется образное представление о географическом своеобразии национальной и местной градостроительной культуры.

 

Приношу огромную благодарность всему творческому коллективу УП “БЕЛНИИПГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА” за высокопрофессиональную совместную работу.

 

Авторский коллектив: ГАП А.В. Мысов, зав. группой архитекторов О.В. Лабоцкая, зав. группой экономистов АПМ С.Г. Хмельницкая, главный специалист ОТС Ф.Г. Глик, инженер ОТС Н.А. Кудрявцев.

Компьютерная графика: ведущий архитектор Л.М. Авдеева, архитектор Д.В. Лагутенок, архитектор А.А. Ходяков, техник Е. Гусакова.

Электронная версия: начальник отдела ЦГК и ГИС Д.А. Корень, ведущий инженер Н.И. Конышко, ведущий специалист И.О. Буренина.

Использованы фото из архива Светлогорского райисполкома и материалы из фондов Музея истории города Светлогорска.


 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Один из древнейших городов Беларуси – Заславль – уже давно приковывает внимание специалистов из разных областей науки – археологии...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Одесса… Удивительный город! Даже не знаю, с чего начать рассказ о нем… С того, что почти вся его старая часть построена 160—200...