В начале 2006 г. дизайн-группа совместно с реставрационной проектной мастерской института "Гродногражданпроект" приступили к проектированию реставрации и устройства интерьеров апартаментной части Мирского замка.
В круг работ входили помещения, расположенные на 2-м, 3-м и 3а ярусах 10–14-го отсеков восточного дворцового корпуса, а также помещения 2-го и 3-го ярусов юго-восточной башни.
Основным и главным требованием к устройству интерьеров являлась безусловная сохранность аутентичных конструкций и элементов объекта. К таковым, в частности, относился "готический" камин юго-восточной башни в 3-м ярусе, там же – обеспечение экспонирования уровня пола готического периода (в южной нише в месте реконструкции артиллерийской бойницы), сохранность аутентичных стен.
Итак, первая историко-культурная ценность Беларуси, включенная в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ответственнейший объект, богатая пластика, интересная история.
Творческим коллективом самым тщательным образом были изучены все существующие в музейной части образцы замковой мебели, эскизы проектных проработок интерьеров, выполненные в 1920-х годах Теодором Бурше, изучена дополнительная литература; согласно реставрационному заданию, в качестве аналогов рассматривались образцы английских интерьеров начала ХХ в.
Надо отметить, что 3-й и 3а ярусы получились путем деления третьего яруса на два уровня. Выполнить это было необходимо с целью увеличения количества мест для проживания.
Таким образом, нам для работы были "переданы" 10 гостиничных номеров, из них 4 – двухсветных, 1 – апартаменты. И сразу встал вопрос: как сочетать в концептуальном решении несколько важных составляющих?
Во-первых, выполнить проект реставрационных работ, при этом предельно бережно отнестись к "родным" элементам. Во-вторых, свое вмешательство сделать уместным, соответствующим целям и задачам устройства интерьеров. В-третьих, создать некую тему, способную внести свой вклад в туристическую привлекательность данного объекта, создать свое видение истории сквозь призму сегодняшнего дня, возможно, даже в некотором роде подготовить свой "временной пласт". Поэтому каждый номер решено было выполнить в виде отдельной истории. Такое предложение выгодно со всех точек зрения: посетители гостиницы смогут найти номера, какие им больше по душе или по настроению, а может быть, им захочется "для коллекции" пожить во всех. Так родились названия номеров, соответствующие их внутреннему содержанию: двухсветные – "Черно-белый", "Терракотовый", "Жемчужный" и "Ванильный"; одноэтажные – "Янтарный", "Лимонный", "Апельсиновый", "Рубиновый", "Мятный"; в башне – апартаменты.
Интересными и богатыми по пластике получились двухсветные номера. Устройство антресолей, на которых расположилась спальная зона, дает возможность ощутить всю силу и мощь замкового помещения; с одной стороны, ты находишься на уровне (всего лишь!) середины огромных окон, с другой – в уютной и комфортной зоне, дающей возможность расслабиться и отдохнуть. Для придания каждому номеру завершенного образа использован весь спектр различного рода "приспособлений": кессонированные потолки и индивидуальные люстры, элементы которых перекликаются с элементами ограждений антресолей; подобраны решения для декорирования оконных проемов; разработана индивидуальная мебель, также соответствующая общему стилистическому решению каждого номера.
Например, в "Черно-белом" лейтмотивом является композиция из скрещенных рожков. Эта же тема поддерживается светильниками, элементами фурнитуры мебели, общей цветовой гаммой. Настроению данного номера присущи некоторая строгость, резкость и величие, чего не скажешь, например, о "Ванильном". Абсолютно мягкие цвета, округлые формы, металлические элементы ограждения, перекликающиеся с формами мебели, охристые плафоны светильников – все это вместе создает атмосферу расслабленности и уюта. Во всех
номерах подчеркнута аутентичность замковых стен: их цветовое решение приближено к "родному" и отличается от привнесенных конструкций насыщенностью и плотностью. В коридорах и холле в качестве напольного покрытия использована имитация замкового напольного покрытия, так называемая плитка "конфетка", имеющая шестиугольную форму и по виду напоминающая конфету.
Отдельно следует отметить столярные изделия, в частности входные двери в номера. Они выполнены с учетом применяемых в замке принципов металлодеревянных конструкций. Их отличительной особенностью является использование вставок из натуральной кожи как одного из элементов заполнения филенок.
Надо сказать, что все номера соответствуют высоким техническим требованиям, снабжены кард-системами, поэтому управление любыми процессами, такими, например, как включение-выключение телевизора или регулирование закрытия штор, возможно с разных уровней двухсветных номеров. Различные датчики системы "умный дом" – отличное современное дополнение к истории в рамках приспособления гостиницы к полноценному использованию.
Таким образом, развивая историю каждого номера, создав некий имидж гостиницы путем определения и сотворения ее индивидуальности, уделяя внимание мельчайшим подробностям интерьера, нам удалось решить серьезную задачу по аккуратному и трепетному вмешательству в первый в Беларуси исторический объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Над проектом работали:
ГАП А.Б. Тараненко,
ГИП З.В. Казакевич,
дизайн С.В. Бекша;
архитекторы: рук. группы Г.В. Щемелева, А.М. Царик, Е.В. Счасная, С.В. Герасименко, Н.В. Миранович, И.И. Уварова;
конструкторы: рук. группы О.В. Сметанина, А.В. Подкопаев, А.В. Свекло,
вед. инженер ВиК О.Д. Якута;
рук. группы электриков Н.В. Жигальцова.