Лошицкий усадебно-парковый комплекс — единственная сохранившаяся пригородная усадьба (общей площадью более 120 га) и второй (наряду с парком Горького) подлинный исторический элемент ландшафтного “стержня” города — “водно-зеленого диаметра Минска”. Памятник, имеющей статус республиканского историко-культурного достояния.
Десять лет назад авторским коллективом (науч. рук. Л. Луцевич) был выполнен проект зон охраны памятника, для чего предварительно были проведены необходимые исследования. В результате выяснилось, что памятник территориально уцелел полностью, однако эта целостность нарушается: отрезаются важные участки ансамбля, неминуемо разрушается исторический ландшафт перспективной трассировкой новых дорог. Поэтому нашим проектом во имя сохранения исторической среды даны конкретные предложения по корректуре генплана этой части города. После утверждения проекта в 1992 г. идея восстановления исторического объекта реально была, казалось бы, узаконена и гарантирована. Однако по ряду причин топталась на месте. Более того, отдельные постройки и участки бесконтрольно приватизировались и застраивались.
Только после обретения единого хозяина (Мингорисполком в лице УП “Минскзеленстрой”) у Лошицы появилась концепция восстановления (регенерации) комплекса и конкретные предложения по его дальнейшему приспособлению и использованию. В 2002 г. проект был утвержден Мингорисполкомом. И… на этом все. Восстановительные работы всерьез не решаются. Может быть, нам не нужен этот уникальный архитектурно-ландшафтный уголок? Раз и навсегда закроем тему? Но прежде чем решать, еще раз вспомним…
ИсторияВ XVI—XVIII вв. на обширной территории к югу от Минска, по течению Лошицы (между Койдановским и Игуменским трактами), располагались два населенных пункта (“села” с владельческими усадьбами). В документах XVI—XVII вв. они назывались “Лошица Одынцовская, или Сухая” и “Лошица Толочинская, или Великая”.
Сохранилась только “Лошица Толочинская” — усадьба, находившаяся почти при слиянии рек Лошица и Свислочь. В XIX в. она называлась, по фамилии новых владельцев, “Лошица Любанского”, а в 30–50-е годы XX в. — “Лошица 1-я”.
Историей этой усадьбы занимались, начиная с конца 1980-х годов, несколько историков и искусствоведов — В.А. Денисов, Р.В. Боровой, Н.М. Новикова. Однако каких-либо прямых свидетельств о Лошицком парке и существующем усадебном комплексе, датируемом XIX в. (точное время его закладки, этапы и принципы планировки и т.д.), в архивах пока не обнаружено. Исследователи вынуждены опираться только на косвенные данные — материалы конца XVIII и начала XX в. Нам известны два “Инвентаря” Лошицкой усадьбы — 1772 и 1787 гг. В “Инвентаре” 1772 г. описание начинается с пути “из Нового Двора ко двору Лошицкому”, т.е. от Игуменского тракта (совр. ул. Чижевских) в направлении Минска. По левую руку находилась корчма с комплексом хозяйственных построек, справа от корчмы — “сажалка”, а слева — пруд с плотиной, на которой стояла мельница. Недалеко от мельницы располагался бровар и скотный двор. Вся усадьба и хозяйственная зона были обнесены “парканом”, который проходил около “Минского гостинца”. Через плотину был проложен мост, за ним “на горе” стоял большой деревянный усадебный дом на каменном фундаменте.
“Идя вниз” от усадебного дома, размещались конюшни и амбар. Усадьба имела браму с воротами, которая выходила к “старому Минскому гостинцу”. Недалеко от брамы был еще один комплекс хозяйственных построек. За воротами, около церкви, “идя на гостинец Минский”, находились сад и еще несколько построек.
Акварель И. Пешки “Лошица, усадьба Прушинских в полмили от Минска”, датируемая первым десятилетием XIX в., дает некоторое представление о северо-восточной части комплекса рубежа XVIII–XIX вв. Самым ранним из известных планов Лошицкой усадьбы является фрагмент “Дорожной карты” 1797 г., обнаруженный Р.В. Боровым в фондах РГВИА (Москва). Проведенный исследователем комплексный ситуационный анализ рисунка И. Пешки, “Карты” 1797 г. и современных планов усадебного комплекса позволяет утверждать, что изображенное художником главное здание усадьбы, соответствующее “большому дому… на горе” из “Инвентаря” 1772 г., находилось, скорее всего, не на месте современного центрального здания, а на крутом берегу реки, над прудом, на месте флигеля. Массивные каменные фундаменты этого флигеля, со сводчатыми подвалами, частично раскопанные в 1994 г. и датируемые, самое позднее, 1-й половиной XVII в., косвенно подтверждают эти выводы.
Можно предположить, что владевший Лошицей с 1820-х годов Евстафий Прушинский, сохранив фундаменты одного из второстепенных зданий старого усадебного комплекса, не только значительно расширил его, но и фактически выстроил заново в стиле так называемой “курортной архитектуры”. Он же заложил новый парк с разными сортами экзотических деревьев и кустарников. Уже в 1880-х годах в польских энциклопедических изданиях о Лошице говорится, как о “красивой резиденции”.
После смерти Е. Прушинского в 1877 г. имение “по женской линии” перешло к Яну Любанскому. Последним владельцем имения Лошица в 1884 г. стал сын Яна — Евстафий Любанский, активный член Минского сельскохозяйственного общества, превративший Лошицу в одно из самых известных хозяйств Минской губернии. В конце XIX — начале XX в. он полностью реконструировал комплекс хозяйственных и производственных сооружений усадьбы. Видимо, к этому же времени относится и сохранившийся парадный въезд в усадьбу с северо-запада — ворота с калиткой и небольшое одноэтажное помещение для сторожа, выполненные из красного лицевого кирпича.
“Карта” 1797 г. определяет границы усадьбы, в принципе соответствующие данным “Инвентаря” 1772 г. Река Лошица делит усадьбу на две части — юго-западную, между прудом и Игуменским трактом, где был расположен небольшой регулярный парк, и северо-восточную, располагавшуюся на левом (высоком) берегу Лошицы. По данным “Инвентаря” 1772 г. и та и другая части усадьбы были огорожены “парканом” (ограда из бревен, обычно врытых в землю вертикально).
Трассировка подъездной аллеи 1797 г. полностью совпадает с современной (обозначим ее А-1). Место въездной брамы также совпадает с существующей. Северная линия ограды 1797 г. почти совпадает с существующей в настоящее время поперечной аллеей, идущей от пруда к старице Свислочи (обозначим ее А-2). На акварели И. Пешки линия ограды визуально не прочитывается, но место брамы, возможно, обозначено двумя небольшими домиками (сторожками?), находящимися справа (к югу) от здания каплицы.
“План г. Минска и его окрестностей”, изданный в 1911 г. П. Васильевым, дает уже несколько иную ситуацию, нежели план 1797 г. Аллея А-1 и въезд в усадьбу сохранились в неприкосновенности. Примерно в 200 м к северо-востоку от нее появилась практически параллельная ей еще одна аллея, ведущая к мельнице и мосту на р. Свислочь (обозначим ее А-3). Поперечная аллея (А-2) по сравнению с планом 1797 г. сократилась почти наполовину и доходит только до новой аллеи (А-3).
Планы 1934–1942 гг. показывают практически ту же ситуацию, что и план 1911 г. Территория между Червенским трактом (ул. Маяковского — Чижевских), руслом р. Лошицы (пруд уже отсутствует), аллеей А-1 и аллеей А-2 на плане 1942 г. занята регулярными посадками (сад?). К северу от аллеи А-3 вплотную к Червенскому тракту примыкает трапециевидный участок “Питомника”.
Итак, комплекс почти целиком сохранил историческую структуру:
- центральную усадебно-парковую часть с господским домом, флигелем, каплицей и прочими постройками;
- производственно-хозяйственные зоны (комплекс “броварного” завода, мельницы, конюшни и пр.);
- приусадебную деревню при Минско-Игуменском тракте (ныне часть одноэтажной частной застройки ул. Чижевских, включая исторические постройки начала XX в.).
Наиболее старая из сохранившихся построек — каплица (ХVІІІ в., уцелела частично). Остальные постройки носят следы широкомасштабной реконструкции имения 2-й половины ХІХ — начала ХХ в.
Парковой структурой пронизан и объединен одновременно весь комплекс. Головная часть парка — при главном усадебном доме. Она построена на системе четырех взаимосвязанных полян (партер перед зданием, большая верхняя поляна, широкое раскрытие на пойму Свислочи от юго-восточного фасада усадебного дома и нижняя поляна). Композиционный акцент — усадебный дом, прямо или косвенно (визуально) присутствующий во многих перспективах. Главное содержание верхней и нижней полян — солитерные деревья на газоне: роскошные лиственницы, дубы, сосны. В центр усадьбы приводит главная липовая аллея (от ул. Маяковского), возраст насаждений которой — 200–300 лет.
Сегодня культурный ландшафт комплекса, его лаконичная и одновременно выразительная композиция обогащены живописнейшими фрагментами заболоченных прибрежных экосистем. Они выполняют важную функцию — поддерживают экологическое равновесие на значительных территориях. Таким образом, комплекс сегодня обладает высокой историко-культурной, природно-экологической и рекреационной ценностью.
БудущееКаким оно представляется? Концептуальный проект предусматривает стратегию сохранения и восстановления объекта с активным вовлечением его в социально-культурное развитие города. Лошицкий комплекс видится как крупный культурный центр города, как базовый центр в разработке туристических маршрутов Беларуси. Он, как предлагается, включит несколько музеев: Лошицкой усадьбы, истории паркового строительства Минска и усадебно-паркового Беларуси, селекции и экологии, ремесел и обычаев, “бровара”, филиал музея народного быта (на базе сохранившегося домика кучера) и др. Комплекс имеет все возможности стать музеем ХХІ в. — тематическим парком (многоцелевым центром досуга). Здесь уместен принцип “участия” посетителя в театре ожившего прошлого.
Музейный характер комплекса предполагает реконструкцию фрагмента планировки и застройки селища Х–ХІ вв., которое обнаружено археологами на территории комплекса (исследователь Ю.А. Заяц и др.), а также восстановление каплицы и малой мельницы (на два колеса) с пекарней. Кроме этого, предусмотрены фирменные магазинчики, фирменные кафе и рестораны.
Реконструируемый в стиле этнографической деревни участок застройки ул. Чижевских (бывшая приусадебная деревня) позволит не только реставрировать исторические постройки, но и создать сеть “постоялых дворов”, одновременно решив гостиничную проблему.
Основная функция комплекса — отдых, общение человека с природой, с ландшафтным искусством и культурой. Предполагаемая архитектурно-планировочная организация комплекса базируется на исторической объемно-пространственной структуре со всеми ее составляющими: постройками, планировочными элементами, посадками, особенностями землепользования. Существующая система полян в центральной и южной частях комплекса может быть дополнена новым каскадом полян в северной части памятника.
Идея концептуального проекта — раскрыть образ ландшафтно-художественной среды воссоздаваемого комплекса путем прослеживания смены исторических принципов паркостроения, которое здесь применялось или могло применяться. В итоге объемно-пространственная структура комплекса включает в себя следующие элементы:
- селище (Х–XI вв.),
- аптекарский огород-травник (ХVІІ в.),
- регулярный садик (ХVІІ в.),
- пейзажный парк (ХVІІІ — начало ХХ в.),
- “сельхозугодия” (Х — начало ХХ в.),
- конный двор (скаковые лошади),
- гульбище (с ретроаттракционами — шутейный фонтан, катальная горка с бельведером и пр.),
- выставочно-музейно-образовательный центр (музей селекции и экологии с гостиничным комплексом и соответствующими экспозиционными зонами),
- приусадебно-этнографическая деревня,
- духовная зона (в том числе строительство малой церкви в этнографической деревне).
Все эти фрагменты объединены в целостный организм с помощью соответствующего планировочного решения (каркасные исторические аллеи, связанные “поясной дорогой”) и средствами озеленения. Несмотря на большую протяженность и внутреннее разнообразие, объект воспринимается как единый ансамбль. Это достигается также и внесением новых, но стилистически однородных небольших построек и малых форм, соответствующих характеру “усадебного” парка (павильон-молочня, фазанарий, домик садовника и др.).
Для наиболее репрезентативной части комплекса (центральная часть с главным усадебным домом) предусматривается представительская функция (эпизодическое использование в качестве гостевого дома для особых приемов мэрии).
Такова наша концепция будущего Лошицы. Она вполне согласуется с современными тенденциями европейской градостроительной политики. Так, рекомендации Европейской комиссии на Брюссельском симпозиуме (“Видение городов Европы в будущем”) 2002 г. обозначили “безоговорочный приоритет — сохранение разнообразия исторического и архитектурного наследия европейских городов”. От политики консервации планируется перейти к политике интеграции культурного наследия в инфраструктуру современного города, в жизнь горожан. Это отвечает и потребностям развития туризма. Не случайно в оборот введено новое понятие — урбатуризм. Наконец, трудно переоценить культурологическую значимость такого приоритета.
Предложенная концепция должна предотвратить появление очередного тривиального “парка культуры и отдыха”. Но прежде надо окончательно понять, что у Лошицы должно быть достойное будущее.