Вы здесь

Заводской район – Ляховка

Улица Октябрьская расположена в центральной части Минска. Прежде эта территория являлась частью Ляховской слободы и лишь во второй половине XIX в. была присоединена к городу. В начале XX в. она представляла собой заводскую окраину.

Наиболее древняя транспортная артерия этой части города – река Свислочь. Исследователь исторической географии Беларуси А. Смолич в начале прошлого столетия писал, что небольшая в настоящее время река Свислочь в древние времена была полноводной рекой, где проходили суда, идущие как с запада, так и с востока.

Не позднее XVI в. в данной местности возникла сухопутная дорога. Об этом свидетельствует упоминание 1600 г. об улице, ведущей к Ляховской Луке: “…в доме Яна Янишевского тут в месте Менском на Новом месте в рынку на рогу улицы, которой ходят до гумен менских и до Ляховское Луки…”

Возникновение дороги, в первую очередь, было связано с имевшимся для переезда через реку мостом, на котором находились Ляховские мельницы. Направление дороги за ним обусловливали рельеф и заливные луга пойменной части Свислочи. На плане 1796 г. данная дорога указана как дорога на Смиловичи. Ее направление и параметры практически совпадают с направлением и габаритами современной улицы Октябрьской.

Эта древняя дорога, со временем трансформировавшаяся в улицу, в различную пору называлась Ляховской, Нижне-Ляховской, Ворошилова, Октябрьской.

Она подходила к Лошицкой браме, располагавшейся в южной части городских укреплений. От брамы к центру города шла улица Францисканская, в XIX – начале XX в. называвшаяся Губернаторской (современная улица Ленина).

В настоящее время на рассматриваемой территории сохранился один из переулков, изначально именовавшийся Кожевенным (он относится к XIX в.). Первоначальное направление и название имеет улица Смоленская, возникшая в XIX в. В конце XX в. от моста до железной дороги была продолжена улица Ленина.

В начале XIX в. на северо-восток от дороги появились деревянные постройки хутора Ляховка (сейчас на этой территории находится культурно-просветительный центр). В середине XIX в. напротив хутора, в юго-западном направлении от дороги, стояли деревянные постройки пивоварни – этот завод просуществовал до середины XX в.

В районе, где в настоящее время расположен дрожжевой комбинат, в начале XIX в. стоял кирпичный завод. С середины XIX в. он уже не указывается на планах. Вероятно, завод работал, пока не закончились залежи глины, а в дальнейшем был закрыт.

До середины XIX в. рассматриваемая территория располагалась за пределами города. В то время граница городских земель проходила вдоль современной улицы Ульяновской. Большая часть территории была свободна от застройки, что хорошо видно на плане города Минска 1858 г.

Во второй половине XIX в., когда эти земли вошли в черту города, были сформированы кварталы № 212, 215, 216, 217, 660. Началась распродажа земельных участков, располагавшихся вдоль улицы Ляховской.

С 1890-х гг. идет интенсивное строительство заводов в данном районе города. В конце XIX – начале XX вв. к существовавшим пивоваренному и кожевенному заводам добавились дрожжевой, металлообрабатывающий, целлулоидных гребней, казенный винный склад. Следует отметить, что в начале XX в. в этой части города было несколько кожевенных заводов – Л. Монтвелинского, А. Имрета, Б.М. Лане, И. Сальмана.

Наличие большого количества заводов, особенно кожевенных, объясняется несколькими причинами: относительная удаленность от центра, близость к железной дороге, река, дающая достаточное количество воды, и, возможно, главная – сток использованной воды шел в реку, течение выносило отходы за пределы города, что избавляло владельцев заводов от различных неприятностей.

Национализированные в 1921 г. получили развитие следующие заводы: дрожжевой, винокуренный, металлообрабатывающий, кожевенный, пивоваренный.

В 1929 г. в Минске появилась первая трамвайная линия. В 1930-м были проложены пути, соединившие окраины города – Ляховку, Сторожевку, Кальварию с центром. Из вышеназванных линий сохранилась только линия трамвая № 4 с кольцом на Ляховке.

В соответствии с генпланом 1939 г. территория заводов увеличивалась. Самая большая территория отдана под станкостроительный завод – один из ведущих заводов предвоенной Беларуси. На втором месте по площади территории был кожевенный завод.

Главной планировочной осью на рассматриваемой территории являлась улица Ворошилова, современная Октябрьская. Между заводами водочным и кожевенным и между дрожжевым и металлообрабатывающим на плане указаны свободные пространства – проезды, отделяющие заводы друг от друга.

На плане 1942 г. указаны существовавшие планировка и важнейшие каменные постройки. На нем же видно, что улица Октябрьская была важной транспортной магистралью. Переулок, обозначенный на плане как Дизельный, был частью первоначального Кожевенного переулка – проезда между дрожжевым и металлообрабатывающим заводами.

В послевоенный период принципиальных изменений в планировке не происходило. Только в 1980-е гг. в связи со строительством метро было изменено русло реки Свислочь.

По функциональному использованию имеющаяся застройка в этой части города в основном оставалась производственной: самые ранние сооружения – Ляховские мельницы, хозяйственные постройки хутора Ляховка, пивоварня, трансформировавшаяся в дальнейшем в пивоваренный завод, дрожжевой завод, казенный винный склад, кожевенные заводы, металлообрабатывающий завод.

Во второй половине XX в. в северо-западной части излучины реки Свислочь появились жилые и общественные здания. С северо-восточной стороны улицы в 1970-е гг. построен Дом политпросвещения, ставший в конце XX в. культурно-просветительным центром.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь здания заводов были внесены в Государственный список материальных недвижимых историко-культурных ценностей

Из заводов первоначальную функцию сохранили три: дрожжевой комбинат, “Кристалл”, станкостроительный. В корпусах кожевенного завода находятся торговые заведения и различные учреждения, часть корпусов была снесена в конце XX в.

Особенностью градостроительной ситуации данной территории в настоящее время является, прежде всего, ее изолированность, создаваемая изгибом реки Свислочь, и одновременно близость к центральной части города. Другая важная характерная черта этой территории – сохранность расположенных здесь историко-культурных ценностей – зданий заводов, формирующих застройку улицы Октябрьской.

Цельность сложившейся своеобразной историко-архитектурной среды обусловливается не только наличием историко-культурных ценностей, но и их объемно-пространственной организацией.

В связи с разработкой институтом “Минскградо” детального плана территории в границах улиц Ульяновской, Ленина, железной дороги Минск – Москва в ПРУП “Проектреставрация” был разработан проект зон охраны историко-культурных ценностей по улице Октябрьской, 14, 15, 16, 19 (исторические исследования – О.Г. Кукуня, архитектор Т.Ф. Костич).

Задача проекта зон охраны – физическое сохранение ценностей, а также исторического масштаба застройки улицы Октябрьской в непосредственной близости от красных линий.

Вокруг зданий организуются охранные зоны, на территории которых необходимо осуществлять поэтапный вынос дисгармоничных для восприятия ценностей построек, выполнять благоустройство территорий.

Для сохранения исторического масштаба застройки улицы Октябрьской вдоль нее организовывается зона регулирования застройки, на территории которой новое строительство должно быть ограничено высотой существующих зданий историко-культурных ценностей.

При предполагаемом выносе заводов и возможном новом крупномасштабном строительстве на освободившихся территориях важнейшей задачей является сохранение своеобразия Заводского района старого Минска.


 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Целевые ориентиры. Многие малые и средние городские поселения Беларуси имеют богатую историю и обладают ценным историко-культурным наследием,...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...