В возрождении самого яркого «цветка средневековья», каким является несвижская резиденция магнатов Радзивиллов, принимали участие люди самых разных профессий: историки и археологи, реставраторы, архитекторы и инженеры.
Но реставрация – это кроме всего прочего значительный строительный процесс, и именно строители являются связующим звеном между прошлым и будущим объекта. Во имя этой главной цели – возрождения ценнейшего памятника белорусской и мировой архитектуры – Несвижского дворца – трудился генеральный подрядчик первого пускового комплекса ОАО «Стройтрест № 25» из г. Барановичи. Специалисты строительного управления № 145, которому руководством треста были делегированы полномочия по ведению работ, пришли на объект в 2006 г., и во многом благодаря их усилиям первый пусковой комплекс был сдан вовремя (26 сентября 2008 г. состоялась торжественная церемония его открытия), именно они обеспечивали реализацию сложнейших проектных решений, заложенных архитекторами и инженерами, «овеществляли» идеи научного руководителя.
Для генподрядчика первого пускового комплекса СУ-145 стройтреста № 25, в активе которого сотни значимых объектов самого разного назначения, Несвижский замок стал первым опытом в реставрации и реконструкции памятников архитектуры. Пришлось преодолеть множество технологических и организационных проблем, каждый этап строительных работ требовал особого, взвешенного и четко обозначенного подхода к объекту, использованию современных технологий и материалов, но этот сложнейший экзамен на профессионализм коллектив выдержал с честью. За неполных три года выполнен большой объем работ по усилению фундаментов, стен, перекрытий, ремонту всей стропильной системы, частично благоустройству. Руками строителей из Барановичей были возрождены въездная брама и надбрамные помещения в прилегающих к ней слева и справа 2-этажных галереях, проводились работы на каменице и арсенале, на дворовой территории и строительстве гостиницы (бывшая конюшня).
– Мы полностью осознавали, какая ответственность на нас возложена, – рассказывает Геннадий Михайлович Горбунов, директор филиала СУ-145. – Прежде всего потому, что Несвижский замок внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО и к его возрождению предъявлялись повышенные требования. К тому же реконструкция – это не новое строительство, когда, приступив к воплощению проекта, выстраиваешь свою технологию, график последовательности выполнения всех строительных процессов. Здесь совершенно иная специфика. Мы получили объект по тендеру и восприняли это с воодушевлением и гордостью. Стали работать – и столкнулись с такими проблемами!.. Где ни копнешь, везде надо принимать решение по ситуации, выполнять дополнительные виды работ. Проектная документация уже не давала ответы на вопросы, которые ставила реальность, – она не поспевала за нами! На протяжении всего времени, что мы работали, в документацию вносились поправки и изменения, и их необходимо было учитывать, что-то постоянно по ходу корректировать. Приходилось терять столько драгоценного времени!.. Хотя, наверное, иначе и быть не могло: ведь каждая обнаруженная нами в стенах или фундаменте «находка» требовала обследования и научной проработки…
Действительно, реконструкция памятника – это работа с уже заданным материалом, со сложившимися условиями, планировочными связями. И конечный результат во многом зависит от грамотного сотрудничества всех сторон, участвующих в этом процессе, – генподрядчика, проектировщика, научного руководителя.
– Мы это хорошо понимали, – продолжает Геннадий Михайлович. – Например, в стенах заложен дымоход – когда-то замок отапливался печками из подвала, и тепло расходилось по всем верхним этажам. Каналы-то не видны, мы начинаем устанавливать новую конструкцию, пробиваем стену, а там – пустота. Естественно, чтобы усилить перекрытия или осуществить другой технологический цикл, необходимы дополнительные расчеты проектировщика, инженер должен внести коррективы в конструкцию. Но он ничего не может сделать без анализа и вердикта Белреставрации, которая отвечала за общий подход. В этом была огромная сложность. Мы на планерках сообща решали вопросы, как разрубить тот или иной гордиев узел, находили и конструктивные, и строительные решения…
– Наши специалисты столкнулись с абсолютно новым видом работ – усиление старых сводов, устройство арочных перемычек, – отмечает начальник участка Семен Емельянович Олешко. – Многое приходилось делать вручную. Очень трудоемкими оказались работы с фундаментом, который надо было с двух сторон – и снаружи, и изнутри – усилить, а это значит, раскопать, вынести землю, донести бетон. А учитывая специфику объекта и стесненность пространства, мы не имели возможности в полной мере задействовать технику. Приходилось брать перфоратор, сверлить стены, укреплять…
Безусловно, в таком тонком деле, как реконструкция, подходы к осуществлению работ совершенно иные, здесь необходимо умелое обращение со всеми фрагментами, элементами памятника. Но в управлении № 145 трудятся настоящие профессионалы, и каменщики быстро освоили специфику работы на историческом объекте, например кладку, устройство сводов из кирпича.
– Раньше для кладки использовалась известь, – поясняет Семен Емельянович Олешко. – Но при работе с ней необходим определенный температурный режим. Чтобы не останавливались работы зимой, решили применить современный цементно-песчаный раствор марки 100. В данном случае выхода не было: сроки поджимали, а замораживать стройку нельзя. Под руководством С.А. Друщица мы постарались все сделать так, как было «тогда».
– С фундаментом возникало много вопросов, – продолжает тему Геннадий Михайлович. – Например, историческая «радзивилловская» гидроизоляция была сделана посредством так называемого «глиняного замка», который при подведении коммуникаций нарушили. А поскольку эта технология для нас утрачена, изоляцию пришлось устраивать современную. Толщина стен везде не меньше метра, и через каждые 30 см сверлили отверстия, заливали специальный раствор. Фундаменты раскапывали до 4 м глубиной, выставляли опалубку и туда лили бетон, таким образом устраивали фундаментам «бетонную рубашку». Так что простоял замок века и еще, надеемся, столько же простоит.
Еще с одной проблемой столкнулись во время работ на конюшне. Там необходимо было усилить основание с помощью специальных инъекций. По кладке особые требования, и мы ее разбирали по кирпичику. Для нас было открытием, что она не на известковом растворе, как в основных зданиях, а на песке.
– На замке работали и другие организации нашего треста: СУ-111 выполняло стропильную систему, кровлю и вентшахты на каменице, СУ-186 – всю отделку на первом пусковом комплексе, – рассказывает С.Е. Олешко. – На объекте сохранилась оригинальная плитка XIX в., которую надо было восстановить, а отдельные фрагменты заменить. Реставраторы искали образцы по всей Европе. Нашли изготовителя, кстати, не в Литве, не в Европе, а нашего, отечественного, по образцам воссоздавшего плитку «как у Радзивиллов». Специалисты СУ-186 ее укладывали. Отлично получилось!
Сохранить и донести ценность исторического наследия до потомков – задача нелегкая: здесь каждый нюанс требовал особого подхода, анализа и обоснованного решения. Но осуществимая, уверены специалисты СУ-145. Они помнят все особенности работы с Несвижским замком – сложные и на первый взгляд незначительные, но одинаково интересные в плане овладения опытом работы на объекте реставрации: реконструкцию винного погреба, бережно разобранную ими историческую лестницу на каменице, фрески, обнаруженные в этом же здании под штукатуркой (кстати, их цветовое решение как образец использовано для оформления Гетманского зала).
Идея С.А. Друщица при благоустройстве внутридворовой территории применить вместо булыжника галечник также потребовала особого решения. Когда привезли первую партию с Украины, встал вопрос: как его класть? Специалисты СУ-145 опробовали разные способы, в результате сделали под него твердое основание. Так что покрытие сейчас хоть и не историческое, но прочное и, что самое главное, удобное для человека.
– Для нас, строителей, работа на таком уникальном и непростом объекте была необычайно интересной, несмотря на сложности, с которыми пришлось столкнуться, – отмечает Г.М. Горбунов. – Это большая школа мастерства, освоение новой для нас специализации. Мы горды своим участием в процессе, основная задача которого – качественно воссоздать и сохранить для будущих поколений часть истории и культуры своей страны.
Филиал СУ-145 ОАО «Стройтрест № 25»