Сколько минуло не лет – веков! Сколько людских поколений сменилось и ушло в небытие, сколько состарилось и выросло новых деревьев, а овеянные легендами памятники Несвижа уцелели. И хотя их тоже нещадно потрепали ветра времени, но, в отличие от других безмолвных свидетелей истории на нашей земле, от полного забвения и разрушения пощадили. Видимо, Богом и судьбой этому городу, бывшему некоронованной столицей Великого Княжества Литовского, с его живописным ландшафтом и историко-культурными и архитектурными шедеврами, назначена особая миссия – некий духовный “тэстамэнт”, – которую он выполнял в славном прошлом и должен выполнять перед будущими поколениями. И сегодня наяву – не в воображении! – он соединяет далекие времена, вместившие эпоху могущества великого государства (о существовании которого на этой земле мы пока еще так мало знаем) и богатство человеческих судеб и устремлений, возвращая сквозь толщу лет к истокам…
Памятники Несвижа – ценнейший вклад белорусского народа в сокровищницу мирового зодчества и культуры, а дворцово-замковый комплекс княжеской династии Радзивиллов поставлен в один ряд с величайшими шедеврами мира и включен ЮНЕСКО в Список всемирного историко-культурного наследия. И сегодня, когда наше настоящее перестало наконец “воевать” с прошлым, страна возрождает их к жизни. Чтобы открыть бесценные лики истории нашей Родины, дать возможность прочувствовать былую славу и мощь ее правителей и подданных, наполнить гордостью сердца соотечественников.
В это духовное пространство, очаровывающее магией столетий, неминуемо устремятся потоки людей, ибо только подпитываясь историческим опытом предков и вглядываясь внутренним зрением в историю, можно строить доброе будущее. Недаром выдающийся представитель знаменитого рода магнатов, воинов и государственных мужей, заложивший основу его и материального, и духовного могущества, первый несвижский ординат Николай Кшыштоф Радзивилл Сиротка в своем “Тэстамэнце” в первую очередь завещал потомкам беречь и развивать “з ўсёй абачлівасцю” архив и библиотеку. Он понимал, что именно таким образом можно сохранить на века честь своего рода и историю народа.
Несвижский замок, с которого начиналась ординация и величие самого города, был главной резиденцией Радзивиллов и знаменитым культурным центром. На протяжении столетий в нем собирались огромные художественные и исторические ценности. Кроме фамильного золота и серебра, старинного фарфора и живописных полотен старых мастеров здесь была богатейшая библиотека с редкими рукописными и старопечатными изданиями, историческими документами, письмами многих монархов Европы. В архиве хранились практически все акты Великого Княжества Литовского, начиная со времен Ягайлы, великого князя литовского и короля польского (конец XIV в.). Замок удивлял редкими собраниями картин, портретной галереей, оружейными коллекциями. Здесь появился первый на территории Беларуси театр, были оркестр и певческая капелла.
Склоним головы перед прошлым
Солнечным днем 26 сентября 2008 года князь и княгиня Радзивиллы радушно, как в минувшие столетия, вновь встречали гостей на пороге своего родового замка – национального памятника Беларуси. Звучала музыка, на возрожденной части княжеского детинца пары в старинных одеждах танцевали мазурку. Собравшаяся на церемонию открытия первого пускового комплекса дворцово-замкового ансамбля публика, взволнованная театрализованным действием и торжественностью момента, оказалась на границе двух реальностей. С одной стороны, колорит и настроение минувших эпох, предчувствие встречи с обновленными галереями и экспозиционными залами замка. С другой – активные восстановительные работы, гул строительных механизмов, рабочие, с любопытством выглядывающие из глазниц окон обветшавших (что сделало вероломное время и людское равнодушие!) замковых сооружений, даже в таком состоянии хранящих поистине княжеское величие…
Здание въездной брамы с башней и прилегающие к ней 2-этажные галереи, нарядные и залитые солнцем, будто бы замерли в ожидании многочисленных посетителей. И пока вглядываешься в образ “пускового комплекса”, потихоньку осознавая, что момент, которого так долго ждали, наступил, звучат речи:
“…Очень много было споров, как правильно восстановить замок, как не нарушить историю, сделать так, чтобы этот памятник всемирного наследия действительно сохранил свое лицо. Считаю, это удалось. Спасибо за ту работу, которая проведена и ведется, научному руководителю проекта, архитекторам, проектировщикам, инженерам, строителям, художникам, археологам, работникам музеев, архивов, библиотек, – всем тем, кто работал и сейчас активно работает по воссозданию этого объекта и созданию музейных экспозиций…”
“…Появляется новый очаг культуры, куда придут тысячи туристов и самое главное – молодежь, чтобы прикоснуться к корням. К истории нашей родной Беларуси…”
По силе эмоционального воздействия миг, когда переступаешь порог замка – свидетеля времен 425-летней давности, непередаваемый. Наверняка его каждый переживает (или не переживает) по-своему. Слова бессильны, когда почти физически ощущаешь соприкосновение с историей – твоей земли! – которую хранят эти древние стены.
Изящная лестница с ажурными металлическими перилами ведет на второй этаж – и взгляду открывается величественная анфилада залов, в которой разместилась первая музейная экспозиция: “История строительства и реконструкции замка”, “История архива и библиотеки Радзивиллов”, “Интерьеры замка конца XIX – начала XX в.”, выставка портретов из несвижской картинной галереи, а также демонстрационный зал, предназначенный для проведения семинаров, лекций, видеопоказов.
В родной дом возвратились подлинные вещи Радзивиллов. Музеи, архивы и библиотеки Беларуси, где они хранятся, помогли заповеднику восстановить культурный музейный текст и поделились экспонатами – дали часть музейных ценностей на депозит. К примеру, 7 портретов владельцев замка предоставил для экспозиции Национальный художественный музей. В ближайшем будущем Несвижский музей-заповедник рассчитывает получить цифровые изображения картин из той части портретной галереи, которая была передана в 1954 г. из Беларуси ближайшим соседям. Но ценности из собраний Радзивиллов оказались не только в Польше, России, Литве, они разбросаны по многим странам.
– В Несвижский замок должны вернуться оригиналы, – убеждена заместитель директора Национального историко-культурного заповедника “Несвиж” Галина Кондратьева. – Мы предлагаем открыть здесь филиалы Национального художественного музея, Национального музея истории и культуры Беларуси, чтобы принадлежащие им экспонаты – портреты, книги, документы, вещи и предметы бывших хозяев – показывались бы в родных стенах.
…Осматриваем экспозицию. Интерьер зала истории архива является полной копией того архивного зала, каким он был в конце XIX в. И находился он именно на этом месте. В шкафах, воссозданных по фотографиям того времени, экспонируются документы, связанные с историей архива и библиотеки по хронологии – от начала до основания. Здесь же можно увидеть прекрасные реконструкции уникального глобуса, древних карт, которые не только обозначают Несвиж в европейском пространстве, но и отражают богатство картографии, которое существовало в Великом Княжестве Литовском.
– Князья Радзивиллы были настоящими музеефикаторами, – замечает научный руководитель проекта музеефикации дворцово-замкового комплекса Алла Сташкевич. – Потому что не только создали коллекцию, архив, библиотеку, но и провели их научную инвентаризацию. И сегодня мы с легкостью можем найти любое произведение из их коллекции, любую книгу из библиотеки, потому что все они отмечены экслибрисами и специальными номерами. У них трудилась целая команда профессионалов по созданию этих ценностей. И сегодня над проектом музеефикации тоже работает коллектив профессионалов. Ведь это очень сложный процесс, требующий детальных исследований, которые помогают вести архивисты, библиотекари. Но мы, подчеркну, не создаем новый музей, а стремимся восстановить тот культурный текст, который заложили владельцы замка.
– Обратите внимание, – продолжает Алла Борисовна, – мы ходим по оригинальной плитке XIX в., сохранившейся только в этом зале, в других покрытие воссоздано по образцам.
В экспозиции, посвященной истории строительства и реконструкции замка, привлекают внимание два макета, расположенные в центре зала. Один из них иллюстрирует средневековый феодальный замок XVI в., напоминающий неприступную крепость, другой – великосветский дворец XVIII в. с декором в стиле барокко, ажурными балконами и башенками, объединенный с другими сооружениями в единый замкнутый комплекс.
Здесь же рисунки и чертежи Бернардони из так называемого киевского альбома, по которым строился замок. В инвентарях XVII в. (XVI в. не сохранились) – сведения о том, сколько затрачено средств на строительные работы, списки строителей и архитекторов, участвовавших в них (замок многократно перестраивался). Особый раздел посвящен деятельности Антония Вильгельма Радзивилла и его жены Марии Дороты Радзивилл, урожденной де Кастелян. Именно благодаря энтузиазму этой удивительной женщины в последней четверти XIX в. началось возрождение дворцового ансамбля и города (после трагических событий 1812 г. замок долгое время пребывал в запустении), были заложены парки, восстановлены интерьеры залов, библиотека и архив, завезены мебель и предметы искусства.
– Путь музеефикации дворцово-
замкового комплекса с открытием первой экспозиции только начался, и это примерно десятая часть того, что предстоит в будущем, – говорит Алла Сташкевич. – Сделан первый шаг в направлении возрождения того огромного культурного текста, который мы условно назвали “История Несвижского замка и рода Радзивиллов в контексте единого европейского культурного пространства”. Мне кажется, мы смогли уловить тот код, который был заложен Радзивиллами, и этот код отражен в художественной концепции первой очереди замка и сейчас восстанавливается в системе наших будущих экспозиций.
В мае 2010 г. войдет в строй второй пусковой комплекс. Он предусматривает реставрацию въездного моста, оборонительных фортификационных сооружений с каналом, зданий дворца с прилегающими галереями, каменицы и арсенала. А это 22 зала, из них 12 интерьерных, и более 4 тыс. м2 площади.
После ухода строителей на смену им придут художники и дизайнеры, для которых откроется широчайший фронт работ по созданию интерьеров – драпировка стен, шторы, меблирование комнат – главных залов дворца: каминного, малого столового, бального, охотничьего, покоев князя и княгини. В зале, названном сотрудниками “Непамерныя страты”, планируется собрать информацию о наследии, утраченном безвозвратно.
В комнатах арсенала будут отражены богатство оружейной коллекции и участие Радзивиллов в военных событиях, в подвальных помещениях каменицы воссозданы интерьеры княжеской кухни, сохранившиеся с XVI в.
Основная большая и кропотливая работа по музеефикации второго пускового комплекса – впереди. Сейчас музей-заповедник приобретает старинные фарфор, вещи и предметы конца XVIII – начала XIX в. – все статичные интерьеры будут восстанавливаться такими, какими они были в период Марии Дороты де Кастелян. Но на это нужны большие суммы. Поэтому так важно принятие на правительственном уровне решения о финансировании проекта музеефикации.
Между тем по мере восстановления замка он притягивает к себе все больше выдающихся людей, интересных личностей. И самое главное, притягивает предметы и вещи. За прошедший небольшой период уже появилось немало музейных ценностей и предметов, и фонд заповедника с каждым годом будет пополняться, ведь настоящая экспозиция славится именно оригиналами. Сотрудники музея-заповедника будут рады любой помощи и поддержке, которые могут быть оказаны в процессе создания экспозиций.
Несомненно, Несвижский дворцово-замковый комплекс станет крупным просветительским центром с постоянной музейной экспозицией и тематическими выставками. В будущем здесь будут проходить костюмированные балы, концерты камерной музыки, международные конференции и встречи. В замке оборудуют конференц-зал, появятся небольшая гостиница, ресторан. Планируется включение в туристский маршрут сохранившихся подземных ходов в замковых валах.
Замечательной оправой несвижской жемчужины являются роскошные пейзажные парки – памятники ландшафтного искусства, своеобразный автограф прошлых эпох. Они уникальны по красоте и романтическому стилю, усиленному каменными скульптурами, композиционному решению, дендрологическому составу. Сегодня парковый ансамбль активно возрождается: восстановлена система шлюзов, упорядочены пруды, вновь появились мосты и гранитные тумбы с цепями на набережных. Прекрасен Марысин парк, композиционным центром которого является круглый пруд с островом любви.
Неповторимый облик Несвижу придает не только дворцово-парковый ансамбль. Это еще одно творение Бернардони и первый памятник барокко на территории Восточной Европы – Фарный костел с усыпальницей князей Радзивиллов (по количеству погребений и продолжительности захоронений ее сравнивают лишь с мавзолеем Габсбургов в Вене и пантеоном монархов Испании). Это и башня-звонница – бывшая башня городской брамы, памятник оборонного зодчества конца XVI – начала XVII в. Это городская ратуша (1598 г.) с торговыми рядами, монастырь бенедиктинок (1589 г.), Слуцкая брама (1610 г.). Это типография, в которой белорусский гуманист-просветитель, философ и историк Сымон Будный в 1562 г. издал свой знаменитый “Катехизис”.
Все это богатство еще более усиливает притягательность для туристов разных стран белорусского города-легенды, хранящего память о великих сыновьях своей земли. Он всегда был одним из центральных туристских маршрутов нашей страны. В 2008 г. с достопримечательностями города ознакомились уже свыше 60 тыс. человек, а первый пусковой комплекс дворцово-замкового ансамбля только в сентябре посетило 2,5 тыс. человек. Уже сегодня можно быть уверенным, что после завершения реконструкции замка Радзивиллов, развития и создания современной инфраструктуры Несвиж станет туристской столицей Беларуси.