Индивидуальные дома уже в ближайшем будущем могут стать отличной альтернативой квартирам в многоэтажках, а загородные поселки начнут соперничать с городскими кварталами. В Беларуси запущен механизм государственной поддержки организованного малоэтажного домостроения, старт которому положила Программа индустриального индивидуального жилищного строительства до 2016 г. Она разработана Министерством архитектуры и строительства и утверждена коллегией 31 мая.
Цель программы – развитие индивидуального жилищного строительства методом «под ключ», расширение производства необходимого количества индустриальных индивидуальных жилых домов различных типов и архитектурно-планировочных решений, отвечающих потребностям населения, возведение индивидуальной жилой застройки на территориях, обеспеченных минимально необходимой социальной, инженерной и транспортной инфраструктурой.
Интерес к жизни в собственном доме у белорусов, массово переехавших в свое время в тесные многоэтажки (зато со всеми удобствами, о которых на селе приходилось лишь мечтать), не угасал никогда, хотя и оставался для многих недостижимой целью. Но с ростом благосостояния и появлением рыночных форм владения жильем стремление людей к проживанию в усадебных домах за городом становится все более устойчивым и небезнадежным. Динамика малоэтажного домостроения до настоящего времени определялась по большому счету частной инициативой граждан, преодолевающих порой массу трудностей при возведении дома традиционным хозяйственным способом.
За последнюю пятилетку доля индивидуальных жилых домов в Беларуси составила около одной трети в общем объеме ввода жилья. Руководством страны поставлена задача довести ее до среднеевропейской величины (50% и выше) с целью наиболее полного удовлетворения потребностей людей в комфортном проживании в населенных пунктах и за их пределами.
Концепция государственной жилищной политики Беларуси до 2016 г. предусматривает в течение ближайших трех лет увеличение доли индивидуального жилищного строительства до 40%, или 3,8 млн м2 в общем объеме ввода жилья.
Сегодня в стране создаются условия для того, чтобы процесс индивидуального строительства не затягивался на 5–7 лет, а человек мог приобрести возведенный индустриальным способом, позволяющим сократить сроки инвестиционного цикла в несколько раз – максимум до года, готовый к проживанию комфортный дом.
Главные звенья программы – земля, коммуникации, быстровозводимые дома
Города в Беларуси занимают менее 2% площади страны, и о нехватке территорий под индивидуальное строительство говорить не приходится. Здесь важен принцип равномерного развития белорусских просторов, хозяйский подход, предполагающий освоение неэффективно используемых земель и превращение их в оазисы усадебной застройки.
Согласно программе, выбор территорий для районов и кварталов индивидуального жилищного строительства и формирование свободных земельных участков для последующего предложения гражданам, стоящим в очереди на их получение, осуществляют местные исполнительные и распорядительные органы на основании действующей градостроительной документации, а при ее отсутствии – на основании схем районного планирования из земель, не относящихся к землям сельскохозяйственного назначения и лесным угодьям.
По состоянию на 1 мая 2013 г., в очереди на получение земельных участков в целом по республике находятся 55 822 человека, из них 52 242 – нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Территории, подобранные для индивидуального жилищного строительства, в целом по республике составляют 12 575,7 га, из которых 75,0% обеспечены градостроительной (проектной) документацией.
В Витебской, Гомельской и Могилевской областях количество отведенных участков соответствует количеству граждан, желающих получить земельный участок для строительства и обслуживания жилого дома. Недостаток примерно 20 тыс. участков ощущается в Минской и 5 тыс. – в Брестской и Гродненской областях. Для устранения их дефицита необходимо ежегодно до 2016 г. предоставлять в Минской области – около 6 тыс. участков; в Брестской – 1,5 тыс., в Гродненской области – около 1,8 тыс.
Помимо отведения земельных участков забота бюджета – об инженерных и транспортных коммуникациях
Земля, как капитал, должна «работать». Чтобы это произошло, нужна инфраструктура, которая повышает спрос на жилье и без которой территория непригодна для малоэтажной застройки.
Согласно программе, до ввода в эксплуатацию индивидуальных жилых домов каждый район и квартал индивидуальной застройки должен быть обеспечен необходимыми инженерными и транспортными коммуникациями, набор которых регламентирован
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь
от 29.03.2013 г. № 233 «О внесении изменения и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.07.2009 г. № 983».
К минимально необходимому уровню инженерного оборудования земельных участков относятся: сооружения и инженерные сети электроснабжения; инженерные сети водоснабжения; улично-дорожная сеть (проезжая часть с покрытием песчано-гравийной смесью).
Строительство магистральных сетей и внутриквартальной инженерной и транспортной инфраструктуры финансируется из республиканского и местного бюджетов и иных источников в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.
Надо особо отметить, что выделяемые средства направляются на строительство минимально необходимой инфраструктуры как в новых районах, так и на своевременно не обеспеченных инженерными сетями территориях, ранее предоставленных для застройки, где потребность в финансовых ресурсах ориентировочно составляет 5,1 трлн рублей. В текущем году на эти цели адресовано 1,95 трлн руб., объем финансирования в 2014 г. должен составить 3,5 трлн руб., в 2015 г. – 4,4 трлн руб. (объемы будут ежегодно уточняться по отдельным источникам финансирования Советом Министров Республики Беларусь).
Единым заказчиком на изыскания, разработку проектно-сметной документации и строительство инженерной и транспортной инфраструктуры должны выступать управления капитального строительства соответствующей административно-территориальной единицы.
Индустриализация строительства усадебных домов
Как показывает практика, своими силами человек возводит дом в течение нескольких лет. Технические возможности предприятий отрасли, которые значительную часть этапов строительства дома выполняют «под крышей» цеха, позволяют это сделать фактически за один сезон. Современные технологии быстровозводимого индивидуального домостроения являются одним из ключевых факторов доступности малоэтажного жилья. Максимальная заводская готовность и минимально необходимый механизированный монтаж на стройплощадке уменьшают затраты труда, расход материалов, повышают качество строительства, сокращают его сроки и снижают стоимость дома.
Индустриальное индивидуальное домостроение предполагает выпуск комплектов изделий и иных элементов для строительства как отдельно стоящих, так и блокированных индивидуальных жилых домов, включая либо не включая услуги по монтажу данных комплектов, внутренней отделке помещений.
Наиболее перспективными представляются конструкции индивидуальных жилых домов в крупнопанельном, каркасном деревянном исполнении и по технологии VST, а также модульные системы.
Объем индустриального индивидуального домостроения должен составлять в 2013 г. – 8,3%, в 2014-м – 31,2%, в 2015-м – 39,5% от общего ввода индивидуальных жилых домов.
Для повышения эффективности строительства индивидуальных жилых домов в крупнопанельном исполнении предполагается с 2014 г. концентрировать мощности и развивать производства с государственной поддержкой в виде государственного заказа на тех функционирующих в республике домостроительных комбинатах и организациях индустриального домостроения, которые в течение 2013 г. докажут, что они обеспечивают лучшие решения по проектам и построенным по ним жилым домам по эксплуатационным (энергоэффективность), потребительским качествам (архитектурные решения, сроки строительства, привлекательность для потребителей), рентабельности производства, возможности продажи построенных жилых домов на экспорт (не менее 15–20% от их производства).
Проектными организациями подготовлено около 30 проектных предложений по индивидуальным жилым домам индустриального домостроения. Данные предложения включают различные типы жилых домов с количеством комнат от 3 до 6 общей площадью от 70 до 220 м2, стоимостью 1 м2 от 5,3 до 10,9 млн руб. Для расчета основных показателей индустриального индивидуального домостроения приняты следующие параметры: средний размер дома – 130 м2, стоимость 1 м2 – 6,5 млн руб.
В рамках реализации программы индустриального индивидуального жилищного строительства до 2016 г. Минстройархитектуры совместно с Минским облисполкомом организует реализацию демонстрационного проекта по строительству на участке площадью 7,3 га в д. Лецковщина Минского района индустриальных индивидуальных жилых домов (КПД, монолитных, деревянных и др.), производимых либо планируемых к производству в Республике Беларусь с последующей их реализацией населению.
Заказчиком по строительству инженерной инфраструктуры и возведению 36 индивидуальных домов на участках 0,1 га выступит УКС Минского района. На базе нового поселка будет организована республиканская выставка индустриального домостроения с целью определения преимущественных проектов, материалов и других возможностей домостроения.
Механизмы
Для совершенствования управления объемами ввода в эксплуатацию индивидуальных жилых домов индустриальным способом предполагается внедрить следующие механизмы финансирования:
- государственный заказ – для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение льготных кредитов и субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений;
- собственные и заемные средства инвесторов – для собственного потребления либо коммерческой реализации. При этом сохранится система государственной поддержки для определенных законодательством групп населения при индивидуальном жилищном строительстве.
На стадии разработки градостроительной документации для каждого района (квартала) индивидуальной жилой застройки определяются объемы государственного и коммерческого строительства, в том числе индустриальным способом.
Заказчиком на застройку индивидуальных земельных участков, строительство придомовой инженерной инфраструктуры на основе государственного заказа является управление капитального строительства.
На основе тендера заказчик выбирает генерального подрядчика строительства индустриальным способом, в качестве которого выступает организация, осуществляющая производство индустриальных индивидуальных жилых домов. Заказчиком по строительству придомовой инфраструктуры и жилых помещений по государственному заказу могут выступать также иные государственные организации и организации с долей государства в уставном фонде более 50%.
…Бесспорно, реализация программы даст мощный импульс развитию быстровозводимого индивидуального домостроения в Республике Беларусь, комплексному развитию территорий с единой архитектурной концепцией и минимально необходимой инфраструктурой и в конечном итоге будет способствовать претворению в жизнь планов государства по обеспечению граждан комфортным и недорогим жильем в благоприятной экологической и эстетической среде в непосредственной близости к природе.