Активный этап проектирования зданий школ в Белоруссии начался, когда социализм был на подъеме, а строительство школ приобрело системный характер. В это время формировалась последовательная и логичная сеть учреждений воспитания, образования и трудового обучения. Идеология и нормативы были едиными в СССР и доводились из центральных научно-исследовательских и проектных институтов Москвы. Школы и стадионы, окруженные брусками многоэтажного жилья, – архитектурный образ хорошего советского жилого микрорайона.
Основоположником и главным разработчиком типовых проектов школ в Белоруссии являлся Белгоспроект. Творческий коллектив проектировщиков возглавлял заслуженный архитектор БССР Элконо Маркович Гольдштейн. Созданные ими типовые школы стали лучшими в СССР и активно строились в России, Украине и Прибалтике (рис. 1, 2). Здания, возведенные по белорусским проектам, узнаваемы и сегодня, так как отличаются безупречным функциональным зонированием, выразительной объемно-пространственной композицией. Архитектурные, конструктивные и технологические решения блестяще отработаны, экономические показатели эффективны.
Продолжатели этого высокопрофессионального подхода обогатили архитектурную палитру проектов школьных зданий. К ним можно отнести известных архитекторов А. Соболевского, Ю. Бичана, В. Темнова. Переход на каркасно-панельное строительство не снизил качество архитектуры (рис. 3). Здесь также сыграла свою роль отличная школа конструкторов Белгоспроекта, в которую входили инженеры М. Кириенко, И. Телеш, Р. Вигдорчик, З. Дедунович и другие (рис. 4, 5, 6).
Не так благополучно обстояли дела в сельской местности и малых городах республики. Экспериментальное строительство выявило, что объемы зданий школ чужеродны малоэтажной застройке сел, а применяемые проекты, разработанные в Москве, не соответствовали своими параметрами реальной демографии и плотности расселения в БССР. Кроме того, значение школы как единственного центра просвещения, внешкольного и спортивного обслуживания на селе требовало иной функционально-планировочной структуры и состава помещений. Однако жесткая государственная регламентация из центра сдерживала развитие типового проектирования в Белоруссии.
Именно поэтому в БелНИИгипросельстрое был создан творческий коллектив, целью которого стала разработка нового норматива “Номенклатура сельских школ с уменьшенной наполняемостью классов”.
Норматив – это алгоритм проектировщика. Нормирование – не формальный акт, потому что базируется на основе изучения эксплуатации школ, зарубежного и передового опыта. Только после завершения процесса научных исследований и творческого взаимодействия педагогов, школьных врачей-гигиенистов и проектировщиков, прошедших практику предыдущего норматива, рождаются теоретические модели и возникают контуры архитектуры новой школы.
У истока создания первого белорусского норматива были педагоги и идеологи новых методик воспитания и обучения Б. Гапанович, Т. Коростелева, детские врачи-гигиенисты А. Крюкова, А. Давыдок, главный архитектор, ведущий типовое проектирование городских школ, Ю. Бичан, научные сотрудники и архитекторы БелНИИгипросельстроя Г. Штейнман, О. Санникова, Л. Нордштейн. Результатом “мозгового штурма” стали теоретические модели школ, основанные на современных педагогических методиках, улучшении гигиенических условий и оздоровления детей, совершенствовании функционально-планировочной структуры зданий.
Но даже самый точный алгоритм в типологии не является алгоритмом успеха архитектуры. Здесь другой алгоритм – творчество. Работа этого коллектива – пример творчества, обогатившего новыми знаниями каждого участника и позволившего найти конструктивный компромисс между экономией средств на строительство и новыми подходами к проектированию.
Для реализации нового норматива в БелНИИгипросельстрое была создана группа типового проектирования сельских школ, которую возглавила Л. Нордштейн – опытный мастер, отлично чувствующий социальную и ландшафтную среду сельских поселков. Ее сотрудники и коллеги В. Зайцев, А. Белоусов, С. Тоневицкая, Л. Кофанова, Е. Фоминова, Е. Сластенина, В. Горунович и многие другие разработали целую серию проектов, основанных на новых типологических принципах, связанных с лучшими традициями проектирования городских школ Белоруссии (рис. 7, 8, 9). Типовое проектирование школ в сельской местности привнесло новые черты и в архитектуру городских зданий: повысило градостроительную значимость застройки зданий школ как центра просвещения и спорта в районе, понимание органичного размещения их в ландшафте, обогатило пластику и силуэт зданий (рис. 10). Однако архитектура первых белорусских сельских типовых проектов школ была все еще строго нормированной и базировалась на весьма жестких экономических показателях.
Следующим этапом развития архитектуры не только сельских, но и городских школ в республике стало создание новой концепции проектирования школ. Она нашла свое выражение в НШ-93 – “Номенклатура (состав и площади помещений) общеобразовательных школ, школ-центров, школ-детских садов для городов и сельских населенных пунктов Республики Беларусь”. Именно на основе этого документа творческие коллективы Белгоспроекта, БелНИИгипросельстроя, Минскпроекта, областных гражданпроектов и других организаций Белоруссии начали развивать индивидуальное проектирование школ. Проекты, созданные в это время, позволили найти архитектурное воплощение новых педагогических и организационных идей зданий школ. Лучшими реализованными проектами этого периода являются школы, разработанные для малых городов и городских поселков. Школа в поселке Рось Гродненской области до сегодняшнего дня остается примером творческого градостроительного и архитектурного решения школьного здания в среде малого городского поселения (рис. 11). Стереотип привычно суховатой и лапидарной архитектуры здания школы ушел в прошлое благодаря новым работам областных гражданпроектов (рис. 12).
Проекты архитекторов Ю. Бичана, В. Крамаренко, М. Морозова, Г. Штейнмана, Н. Недельки (рис. 13, 14) и многих других обозначили новые формы и архитектурные образы. Однако большинство из них так и остались “бумажной” архитектурой. Новые типы зданий школ искусств, гимназий, лицеев и школ-центров, к сожалению, не нашли своего воплощения в строительстве.
И все же алгоритм, заложенный в нормативе, сработал. Авторским коллективом, который возглавляла Л. Нордштейн по программе-заданию на экспериментальное строительство, разработанной творческим коллективом во главе с О. Санниковой, было запроектировано и построено здание учебно-воспитательного центра в поселке Междуречье Полоцкого района, которое наиболее полно воплощает новую концепцию архитектуры школ Беларуси (рис. 15).
Современный этап развития архитектуры школ ставит новые проблемы. Предстоит решить градостроительную задачу размещения школьных участков в высокоплотной и высотной застройке городов. Сложившиеся в предыдущее десятилетие планировочно-пространственные приемы застройки микрорайонов сдерживают развитие архитектуры жилых территорий.
Одним из вероятных путей станет кооперация школьных участков и создание нового номенклатурного ряда более крупных зданий – школьных городков и центров. Новые типы зданий сохранят автономию обучения, невысокую наполняемость классов и эффективность использования досуговых, спортивных и других групп помещений. Для этого необходимо преодолеть ведомственную замкнутость учреждений народного образования, которая не позволяет использовать накопленную материальную базу школ в полной мере.
Ждет своего решения еще одна масштабная задача – реконструкция существующего фонда зданий. Для этого необходима разработка новой школьной мебели с легкими одноместными столами, современные учебные доски, мобильные трансформирующиеся звуконепроницаемые перегородки. Изменится архитектура школ и под влиянием новейших информационных технологий обучения и компьютеризации учебного процесса. Будем надеяться, что достижения ландшафтной архитектуры и современного дизайна интерьера вскоре придут и в школьное строительство.
Предыдущие этапы проектирования и развития школ в Беларуси позволили расстаться с устойчивым стереотипом – второстепенностью архитектуры школ в застройке. Проектировщикам новых школьных зданий предстоит разработать свой алгоритм творческого отношения к традициям “школьной” архитектуры.