В последние годы в белорусском обществе изменились отношения к архитектурному наследию советского времени. К концу ХХ века стало очевидным, что мы владеем значительным фондом памятников архитектуры 1920–1950-х годов, который представляет собой не только историко-культурную ценность, но и является перспективным экономическим ресурсом.
Главная магистраль белорусской столицы — проспект Франциска Скорины — самый ценный памятник градостроительства советской эпохи, расположенный на территории нашего государства, и, безусловно, является одним из выдающихся архитектурных произведений, созданных в ХХ веке на востоке Европы.
В настоящий момент центральная часть проспекта (от пл. Независимости до ул. Варвашени — Козлова) взята под охрану государства как комплексная историко-культурная ценность. Кроме того, государством охраняется ряд отдельных зданий, расположенных на проспекте на участке между ул. Долгобродской и обсерваторией (здания Белгосфилармонии, Национального олимпийского комитета, Национальной академии наук Беларуси и др.).
О прошлом и будущем главной улицы белорусской столицы рассуждают заместитель начальника управления по охране историко-культурного наследия и реставрации Министерства культуры Республики Беларусь И.М. Чернявский и научный руководитель объекта, архитектор-реставратор В.В. Глинник.
И.Ч.: Ансамбль проспекта Скорины, в то время ул. Советской, создавался в ходе послевоенной реконструкции Минска, разрушенного во время Великой Отечественной войны. Строительство центральной части главной улицы столицы началось в 1945 г. и велось в два этапа — 1940– 1950-е годы (на участке между пл. Ленина и Центральной, которые сейчас называются пл. Независимости и Октябрьская) и 1950–1960-е годы (от Центральной пл. до ул. Долгобродской). В создаваемый после войны архитектурно-градостроительный ансамбль были тактично включены сохранившиеся в период военных лихолетий здания — как дореволюционные (здания бывших Страхового общества и церковно-археологического музея, комплекс зданий прежней электростанции и др.), так и построенные в 1920–1930-х годах (Дом офицеров, расположенное рядом с Дворцом профсоюзов административное здание и др.). В проектировании ансамбля проспекта принимали участие ведущие архитекторы Москвы, Ленинграда и Минска.
В феврале 1947 г. рассматривался ряд конкурсных проектов застройки ул. Советской. Предпочтение было отдано материалам, представленным академиком архитектуры М. Парусниковым, под руководством которого и было доработано проектное предложение, получившее одобрение уже в конце 1947 г. Документы, связанные с проектированием генерального плана, начатым, кстати сказать, в 1944 г., ул. Советской и ее застройки хранятся в Национальном архиве Республики Беларусь и в Белгосархиве научно-технической документации. Знакомство с ними было бы весьма полезным для современных градостроителей и архитекторов.
Высокая художественная, эстетическая и историческая значимость ансамблевой застройки современного проспекта Скорины была отмечена в 1968 г. первой Государственной премией БССР в области архитектуры. Ансамбль проспекта Скорины служил эталоном для послевоенной застройки Гомеля, Витебска, Могилева и других белорусских городов.
В.Г.: Необходимо осознать: исторически сложилось так, что наша столица имеет характер идеального социалистического города. Именно в таком качестве Минск задумывался авторами блестяще реализованных проектов его послевоенного восстановления. Центр города — это в основном крупные административные (Национальный банк, здание ЦК КПБ, Дом офицеров, Дворец профсоюзов) и общественные здания. Жилые дома в центре города после войны населяли семьи ответственных советских работников и офицеров государственной безопасности — носители и хранители совершенно определенного образа жизни. Характерная черта застройки послевоенного Минска — ее подчеркнутая фасадность. Безупречно обработаны только обращенные к участникам ритуальных социалистических парадов главные и боковые фасады зданий. Убогие дворовые фасады до сих пор часто даже не оштукатурены. Но как бы мы ни относились к своему недавнему советскому прошлому, к которому лично я не испытываю никакой симпатии, наш долг перед будущими поколениями сохранить исторический характер белорусской столицы во всем богатстве его подлинности.
И.Ч.: Отвечая на вопрос о том, какими ценностями, важными для современного общества, обладает ансамбль главной улицы Минска, в первую очередь надо назвать его политическую ценность, поскольку в общественном сознании весь ансамбль проспекта устойчиво связан с памятью о победе советского народа в Великой Отечественной войне (величественный архитектурно-градостроительный ансамбль венчает площадь Победы). Кроме этого, застройка проспекта обладает высочайшими эстетическими качествами, что является художественной ценностью. Необходимо также отметить мемориальную ценность застройки: на проспекте жили заслуженные люди — политики, ученые, деятели искусства, о чем свидетельствуют многочисленные памятные доски. Архитектурные поверхности зданий 1950-х годов, декорированные с использованием технологии каменных цветных (так называемых терразитовых) штукатурок, обладают технической ценностью. Все вышеназванное относится к культурным ценностям. Однако ансамбль проспекта обладает и современным социально-экономическим потенциалом. Современная функциональная ценность ансамбля определяется тем, что на проспекте или в непосредственной близости от него расположены административные и общественные здания общегосударственного значения (резиденция Главы государства, Дом Правительства, Нацбанк, Дворец Республики, республиканский Дворец профсоюзов и т.д.). Потенциальная экономическая ценность проспекта имеет два прогнозируемых источника доходов — коммерциализация первых этажей и развитие инфраструктуры туризма. К современным социально-экономическим ценностям следует отнести и образовательную ценность — ансамбль проспекта может и должен быть использован в просветительских и образовательных целях (учебные программы), поскольку основой туризма являются знания о нашей истории и культуре, получению которых туризм содействует, вводя тем самым исторические памятники в современную жизнь.
Посетившие в октябре 2003 г. Беларусь эксперты ЮНЕСКО Питер Стотт и Тадеуш Бернатович поддержали наше мнение о высоких качествах ансамблевой застройки проспекта Скорины, что позволяет начать работу по включению ансамбля в Список всемирного культурного и природного наследия.
В.Г.: В недалеком прошлом главная опасность сохраненности ансамбля заключалась в недооценке значения и в непонимании исторической и художественной ценности ансамбля проспекта, что приводило к утратам во время периодических ремонтов (характерный пример — уничтожение в 1998 г. под видом реконструкции фрагментов охраняемой государством гранитной трибуны на Октябрьской площади). Среди современных причин разрушения зданий проспекта следует выделить трудно контролируемую (с точки зрения охраны историко-культурного наследия) коммерциализацию первых этажей, в результате которой часто возникают угрозы сохранности подлинных деталей и элементов зданий, появляются современные формы, дисгармоничные историческому контексту. К изменению исторического характера приводит неконтролируемая замена исторических оконных блоков на разнообразные и разноцветные стеклопакеты при ремонтах частных квартир. К сожалению, все меньше на проспекте остается подлинных малых архитектурных форм и элементов благоустройства. К отрицательным внешним воздействиям приводят загрязнение воздуха и вибрации метрополитена. Особо следует отметить отрицательное влияние агрессивной рекламы.
И.Ч.: Органы охраны наследия, случается, обвиняют в непонимании того факта, что проспект является не только частью исторического центра Минска, но и центром современного двухмиллионного европейского города. Дескать, охрана наследия мешает развитию Минска. Однако подобное мнение исходит из понимания охраны наследия как процесса создания некоего музея под открытым небом, где ничего руками трогать нельзя. Главной же целью мероприятий по охране традиционных урбанистических образований, рассматриваемых нами в качестве своего рода живых организмов, развитие которых регламентируется правовыми нормами, является создание условий целенаправленного развития и рационального использования комплексных объектов наследия при сохранении исторического характера рукотворной среды, сложившейся на определенном этапе развития общества. Возможность осуществления такого подхода подтверждается лучшими примерами мировой практики, которая легла в основу ряда международных методических документов. Суть их содержится в нашей правовой базе.
В.Г.: В контексте истории белорусской архитектуры XX века ансамбль проспекта уникален своим стилистическим единством: все части единого ансамбля — от градостроительной композиции до рекламы и малых архитектурных форм — были решены в едином стилистическом ключе. Никогда позже наша архитектура не достигала таких потрясающих результатов в создании целостности градостроительного ансамбля. Мне представляется принципиально важным вернуть проспекту его частично утраченную стилистическую целостность. Для этого необходимо сохранить малые архитектурные формы 1950-х годов (чугунные ограды, балюстрады, скамьи, урны, осветительные мачты и т.д.), а в местах утрат — воссоздать характер послевоенного благоустройства с его великолепными цветниками и малыми архитектурными формами. При наличии достаточных научных обоснований можно было бы пойти даже на воссоздание наиболее ценных утраченных интерьеров общественного назначения, что не исключает возможности включения в исторический ансамбль проспекта произведений современного дизайна.
И.Ч.: Безусловно, существует противоречие между необходимостью, с одной стороны, сохранить для будущих поколений исторический характер архитектурного ансамбля главной магистрали Минска во всей полноте его подлинности, а с другой — приспособить проспект к нуждам современного европейского города. Здесь нужен разумный компромисс. К примеру, при переводе в нежилой фонд первых этажей есть необходимость приспосабливать исторические формы к современным техническим требованиям в части обеспечения безопасности людей, и тут неизбежны некоторые потери. В противном случае следует остановить городскую программу коммерциализации первых этажей. Основным же приемом, позволяющим максимально уменьшить потери исторического характера зданий, является реконструкция не отдельных помещений и относящихся к ним частей фасадов, а всего фасада здания, рассмотрение подвергающихся реконструкции элементов в контексте сложившейся застройки квартала.
В.Г.: Ансамбль проспекта обладает большим историко-культурным потенциалом, который может и должен быть преобразован в социально-экономический потенциал нашего города. Это возможно, используя проспект в сфере международного культурного туризма.
Для того чтобы сохранить ансамбль проспекта, нам необходимы деньги. Развитие культурного туризма как раз и позволило бы привлечь внебюджетные инвестиции в сферу охраны архитектурного наследия. Правда, у нас часто увлекаются и забывают, что использование исторических зданий ускоряет их разрушение. Мы вынуждены эксплуатировать исторические здания, чтобы их сохранить, а не наоборот. Тут необходимо ограничение потребления ради сохранения. Что касается индустрии туризма, то я совершенно уверен — развивать туризм надо опираясь не на то, чем мы похожи, а на то, чем мы отличны, а значит, интересны для других. А от всего остального мира нас как раз и отличает наличие живых подлинных тоталитарных сред. Причем живы еще не только постройки, но и особый социалистический стиль жизни. Парадокс, но, чтобы сохранить традиционную среду обитания, нашему обществу необходимо научиться продавать свой “образ жизни” на рынке туристических услуг. Один из возможных путей в этом направлении — использование в индустрии туризма привычных социалистических праздников. Уверен, в Минске найдется немало людей, которые последуют примеру жителей Рио-де-Жанейро и примут искреннее участие в таких мероприятиях. Зарубежным любителям экзотики мы сможем показать то, чего уже почти нигде в мире не увидишь.
И.Ч.: Проблемы сохранения исторического наследия тесно связаны с экономическими вопросами — право на землю, продажа земли, неприкосновенность собственности, гарантии инвестиций, стимуляция экономической активности, которые необходимо решать в первую очередь и без которых реализация масштабных проектов по охране нашего наследия невозможна. Реальные вложения можно получить, только выставив культурные ресурсы на рынок, позволив их эксплуатировать в хорошем смысле этого понятия. Однако для того, чтобы эксплуатация их не уничтожила, необходимо безусловное соблюдение правил государственного регулирования процессов использования исторических объектов. Культурные ресурсы, в отличие от природных, относятся к принципиально не возобновляемым ресурсам. Поэтому культурное наследие должно быть осознано как необходимое условие устойчивости развития нашего общества и гарантия экономической безопасности страны.