Вы здесь

Истинный звук со всеми нюансами

Для сегодняшнего театра очень актуален компромисс между сценическими технологиями и творческой составляющей. Современные театральные системы представляют собой технологические комплексы, задача которых – передать ощущение контекста, дать эмоциональную и эстетическую встряску, очень полезную нашим весьма искушенным зрителям, создать комфортные условия пребывания в театре.

Театральные постановки сопровождаются не только живой музыкой, но и при помощи электроакустического оборудования. Оборудование, использованное для озвучивания Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь, полностью отвечает тем условиям, которые требуются для обеспечения полноценного и “теплого” звучания во всем спектре звукового сигнала.

В качестве основной системы звукоусиления была предложена электроакустика канадской фирмы Adamson – линейный массив Spektrix. “Донести до публики истинный звук со всеми его нюансами” – такую задачу поставил перед собой основатель компании Adamson Systems Engineering при разработке данных акустических систем. Точно такую же задачу поставили перед собой и мы при выборе электроакустического оборудования для белорусского Большого. Все, что обычно теряется или “скрадывается” при воспроизведении в условиях повышения громкости и мощности, в установленном оборудовании полностью сохраняется.

Акустические системы SpekTrix, предназначенные для работы в линейных массивах, имеют трапециевидный корпус из одиннадцатислойной фанеры балтийской березы (окрашен черной акриловой краской), высокочастотный компрессионный излучатель (нагружен на рупор с резонансной камерой), вход на разъемах Neutrik Speakon NL8, встроенную дисково-револьверную систему подвеса Adamson Integrated Rigging (AIR), стальную защитную решетку.

Трехполосная акустическая система SpekTrix имеет углы верхней и нижней панелей корпуса по пять градусов, номинальную мощность секций НЧ и СЧ по 250 Вт (максимальная 500 Вт, пиковая 1000 Вт), ВЧ-секции 80 Вт (максимальная 160 Вт, пиковая 320 Вт), частотный диапазон от 80 Гц до 18 кГц (+/-3 дБ), чувствительность НЧ-секции 94,5 дБ, СЧ-секции 99 дБ, ВЧ-секции 112 дБ, максимальное звуковое давление 129,8 дБ
(пиковое 135,8 дБ), направленность 5 (верт.) x 120°. Используются низкочастотный динамик Adamson ND8-L диаметром 8,5" (кевларовый диффузор, неодимовый магнит, импеданс 8 Ом), среднечастотный динамик Adamson ND8-M диаметром 8,5" (кевларовый диффузор, неодимовый магнит, импеданс 8 Ом) и высокочастотный излучатель B&C DE900 диаметром 1,5" (импеданс 8 Ом).

Акустическая система SpekTrix W, которая служит для озвучивания ближнего поля, отличается от предыдущей модели тем, что имеет углы верхней и нижней панелей по 15°, направленность 15 (верт.) x 120°.

Завершает линию массивов низкочастотный кабинет SpekTrix Sub, укомплектованный двумя 18-дюймовыми оригинальными динамиками Adamson AW18 Kevlar LF Driver. Частотный диапазон 35–160 Гц. Звуковое давление 132 дБ. Мощность RMS 1200 Вт. Сопротивление 4 Ом. Кабинет также комплектуется разъемами Neutrik Speakon NL8, два из которых расположены на задней панели, а два – на передней. На все случаи жизни!

Сердцем установленной в театре системы звукоусиления является цифровой микшерный пульт Yamaha – PM1D. Эта модель является флагманом среди концертных микшеров Yamaha. Пульт построен по распространенному модульному принципу, иными словами, состоит из нескольких базовых частей: консоли управления CS1D, процессорного модуля DSP1D-EX (обеспечивает обработку 96 каналов), а также отдельных рэковых модулей входов/выходов: DIO8 – с установленными картами mini-YGDAI (цифровые интерфейсы ADAT, TDIF, AES/EBU, аналоговые входы/выходы), AI8 – с аналоговыми микрофонными/линейными входами, AO8 – с картами аналоговых линейных выходов. В блоках AI8 и AO8 используются карты расширения. На самой консоли управления CS1D расположены входы, обеспечивающие в первую очередь мониторинг и связь, все остальные входы/выходы располагаются в рэковых модулях, подключенных к процессорному блоку, которые при необходимости могут быть отнесены от него на расстояние 200 м. Общее число входов в PM1D достигает 320, а выходов – 192. Благодаря гибкой цифровой коммутации они могут использоваться в качестве Insert, Direct-выходов, выходов внутренних микширующих шин или как несколько групп входов в разных залах при наличии одной аппаратной.

Большое внимание при выборе микшерного пульта уделялось надежности, что вылилось в возможность резервирования отдельных коммутационных соединений и даже блоков. Так, установленная консоль соединяется с основным процессорным блоком двумя интерфейсами: управления (коаксиальный BNC) и звуковым (68-pin). При этом каждый из них продублирован. Даже в случае потери соединения в одном из интерфейсов микшер будет продолжать работу.

Внутренняя структура микшера PM1D позволяет звукорежиссеру решать практически любые задачи. В канале микшера сигнал может проходить через следующие блоки обработки: MS-декодер, обрезной ФВЧ, четырехполосный параметрический эквалайзер, гейт, компрессор и линию задержки. Гейт и компрессор могут управляться сигналом, отобранным перед или после эквалайзера канала, сигналом с левого канала (для каналов, объединенных в стереопару) либо внешним сигналом с одной из четырех специальных шин Keyin. В канале предусмотрен выбор пяти точек для “разрыва” и четырех точек для отбора сигнала для Direct-выходов. На выходе микширующих шин – следующая обработка: шестиполосный параметрический эквалайзер, компрессор и задержка. Как и во входном канале, предусмотрены пять точек Insert. Из дополнительной обработки на борту PM1D находятся восемь процессоров эффектов и 24 графических эквалайзера с функцией спектроанализатора. Кроме двух основных стереофонических мастер-шин, одна из которых может использоваться в качестве выхода центрального канала, имеются 24 универсальные шины микширования, которые могут быть использованы в качестве AUX или групповых. Кроме того, эти шины могут объединяться попарно в стерео с регулировкой панорамы. Сигнал с выходных шин может быть отобран в 24 дополнительные Matrix-шины, на выходе которых также имеются шестиполосный параметрический эквалайзер, компрессор и задержка.

При выборе микшерного пульта особое внимание уделялось оперативности работы в условиях реального времени. На переднюю панель вынесены все фейдеры каналов, их регуляторы чувствительности и панорамы, а также регуляторы выбранной шины микширования. Большинство кодеров имеют светодиодную индикацию положения. Также на переднюю панель выведены регуляторы и параметры выбранного канала, регуляторы отбора шин микширования выбранного канала и выходного уровня шин микширования. Дополнительно вся информация о работе консоли выводится на графический цветной дисплей.

При реконструкции Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь была сохранена архитектурная акустика зрительного зала, поэтому внедрение инновационных технологий в системе звукоусиления зала и управление этими системами подчинялось главному правилу – не навредить. Несмотря на то что зал оказался сложным для использования электроакустики, нам удалось обеспечить достаточно высокое качество ее звучания. Сегодня перед техническими специалистами театра осталась только одна нерешенная задача – освоение нового, современного технологического оборудования, установленного здесь, и приобретение навыков работы на нем. А зная уровень технического персонала, можно с уверенностью сказать, что данная задача будет успешно решена в самые кратчайшие сроки.

Выбор оборудования компании Adamson Systems Engineering был неслучайным. Техника Adamson относится к разряду элитной и уже долгое время занимает сильные позиции в отрасли, она отличается высоким качеством, надежностью, которая подтверждена сертификатами, положительными отзывами клиентов по всему миру. Среди инсталляций оборудования компании, осуществленных за последнее время, – престижные клубы, театры, концертные залы, церкви: Цирк (Казахстан), киноконцертный комплекс “Юбилейный” (Россия), Petit Palau De La Musica (Испания), Reims Champagne Congress (Франция), The Mod Club Theatre и The Opera House (Канада), The Chasse theatre (Голландия), The Grand Exposition Hall in the Silver Legacy Casino (США), Kaufleuten (Швейцария), Suji Yougnak Presbyterian Church (Корея), The Top Ten Club (Китай).

Издание Pro Audio Review признало данный продукт лучшей акустической системой 2005 года и самым совершенным линейным массивом. Кульминацией высоких оценок стало награждение АС SpekTrix Wave премией PAR Excellence Award.

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
В ряде стран Западной и Центральной Европы формируются природные парки регионального и местного значения, аналогов которым в Беларуси пока нет. Так...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Экотуризм уже завоевал популярность во многих странах мира, хотя что понимать под этим противоречивым понятием, еще до конца не выяснено. Прежде...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Съезд — это всегда событие, определенный рубеж, когда подводятся итоги и намечаются планы. А еще съезд — это творческий праздник, это...