6 августа 1517 г.
Франциск Скорина выпускает в свет славянскую “Псалтырь”, которая стала первой печатной книгой на восточнославянских землях.
В предисловии к ней он пишет: “Я, Францишек Скоринин сын с Полоцька, в лекарскых науках доктор, повелел есми Псалтырю тиснути рускыми словами, а словенскым языком к пожитку посполитого доброго, наболей с тое причины, иже мя милостивый бог с того языка на свет пустил”. Так начинается издательская деятельность белорусского первопечатника.
Всего на протяжении 1517–1519 гг. он переводит и издает 23 книги Библии. В 1520 г. переезжает в Вильно и основывает первую типографию на территории Великого Княжества Литовского, где издает “Малую подорожную книжицу” (1522) и “Апостол” (1525) – наиболее читаемые в свое время книги.
35 лет назад 11 августа 1974 г. в Полоцке открыт памятник славному земляку.
2 августа 1549 г.
родился князь Николай Христофор Радзивилл Сиротка (1549–1616), представитель одной из наиболее влиятельных магнатских династий, государственный и военный деятель Великого Княжества Литовского. Сын лидера Реформации в ВКЛ Николая Радзивилла Черного. В 18-летнем возрасте Николай Радзивилл Сиротка поступил на государственную службу, был назначен надворным маршалком. Во время Инфлянтской войны участвовал в осаде Улы (1569) и освобождении Полоцка (1579). В 1573 г. возглавил посольство в Париж к Генриху Валуа, которому передал приглашение Панов-Рады на великокняжеский престол. Занимал важнейшие государственные посты – троцкого воеводы с 1590 г. и виленского – с 1601 г.
В конце 1560-х гг. под влиянием П. Скарги принял католическое вероисповедание. Вскоре после этого передал Несвижскую типографию своего отца виленским иезуитам. В 1582–1584 гг. совершил путешествие в Иерусалим, которому посвятил сочинение “Перегринация…”. Книга выдержала 19 изданий (на латинском, немецком, польском, русском языках).
3 августа 1778 г.
в Милане открылся оперный театр Ла Скала, построенный архитектором Джузеппе Пьермарини (Giuseppe Piermarini) на месте старой церкви Санта Мария делла Скала.
Архитектура здания выдержана в строгом неоклассическом стиле. Художественная отделка зрительного зала сочеталась с удобным расположением мест, здесь все соответствовало строжайшим требованиям оптики и акустики. Кстати, акустика была и остается безукоризненной.
Зал имел форму подковы. В нем было пять ярусов лож и галерея. Всего насчитывалось 194 ложи (в том числе королевская). В каждой помещалось от 8 до 10 человек, и все они были связаны между собой коридором. Первым представлением на сцене Ла Скала стала опера Антонио Сальери “Признанная Европа”.
Во время Второй мировой войны театр был разрушен и восстановлен в первоначальном виде инженером Л. Секки. Вновь открыт в 1946 г.
3 августа 1803 г.
родился Джозеф Пекстон (Joseph Paxton) (1803–1865), английский архитектор, создатель Хрустального дворца, сооруженного для проведения Всемирной выставки 1851 г. в Лондоне. Здание воздвигнуто именно таким, как задумал автор, и с восторгом принято публикой. В нем воплотилось стремление жителей туманного Альбиона к свету – все сооружение было пронизано потоками солнечных лучей. Внутренних перегородок дворец не имел, и его интерьер представлял собой один огромный зал. Архитектор очень бережно отнесся к деревьям Гайд-парка, рубить которые было запрещено парламентом: два столетних вяза оказались просто накрытыми зданием дворца.
В 1852–1854 гг. Хрустальный дворец был разобран и на общественные пожертвования восстановлен в Сиденхем-Хилле, но в 1936 г. сгорел.
3 августа 1890 г.
родился Константин Степанович Мельников (1890–1974), русский архитектор, своими идеями оказавший влияние на общие формообразующие процессы архитектуры XX в. Проекты Мельникова были не просто новаторскими – они были необычны для своего времени. Он не укладывался в рамки, даже в рамки самых смелых и передовых течений и стилей, вызывая у одних восторг, у других – отрицание.
Среди его работ – павильон “Махорка” Всероссийского махорочного синдиката на Всероссийской кустарно-промышленной выставке 1923 г., павильон СССР на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств, Бахметьевский гараж, Дом культуры им. И.В. Русакова и др. Одним из самых известных творений архитектора стал собственный дом-мастерская в Кривоарбатском переулке в Москве. Этот “сплетенный” из двух цилиндров дом с сотообразными окнами-бойницами он построил в 1927 г. Дом-мечта, вершина творчества мастера, шедевр русской архитектуры XX в.
С использованием материалов интернета