В начале июня в Минске состоится XVIII заседание Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ по вопросам гармонизации научно-технической и экономической политики в строительстве. В нем примут участие министры и председатели госкомитетов строительства государств-участников Содружества Независимых Государств.
Строительная деятельность, являясь одной из ведущих отраслей экономики, отражает положение дел и тенденции развития стран СНГ в целом. В условиях рыночной экономики все многообразие составляющих ее компонентов и направлений, взаимосвязей хозяйствующих субъектов различных форм собственности, работающих в государствах Содружества, в том числе в рамках международных соглашений, наиболее ярко отражается на строительной отрасли. Неустойчивое финансирование, разрыв экономических и технологических связей, повышение тарифов на грузоперевозки и цен на товары отрицательно влияют на строительную отрасль каждого государства. Несмотря на это, возрос объем инвестирования, выпуск промышленной продукции для строительства, объемы построенного жилья. Для большинства государств Содружества характерно увеличение инвестиций за счет собственных средств предприятий (Российская Федерация), приватизация предприятий и организаций строительной отрасли (Азербайджан, Молдова, Грузия, Киргизия). Переживает период оживления жилищное строительство, основная доля инвестиций в которое – собственные средства застройщиков при сокращении доли бюджетного финансирования. За основу в странах СНГ может быть взят положительный опыт жилищного строительства Москвы и Московской области.
Решаются неотложные нужды социально-культурной сферы – в основном по строительству школ и лечебных учреждений.
Прекратилось падение производства строительных материалов, конструкций и деталей. Местные материалы начали конкурировать с импортной продукцией. Увеличение экспорта (основные экспортеры: Российская Федерация, Беларусь, Украина) и объемов импорта происходит за счет Российской Федерации, Украины, Беларуси и Казахстана.
Однако развитию строительной отрасли препятствуют многие негативные моменты. Это снижение размеров бюджетного финансирования социально незащищенных программ, многократные реорганизации государственных органов управления строительством, разрыв между строительством и рациональным использованием земель, отсутствие нормативной базы в области земельных отношений. Необходимо усилить работу по проработке программ развития строительного производства, архитектурно-строительного контроля и сертификации в строительстве, гармонизации научно-технической документации.
Для выработки согласованной политики, объединения усилий по стабилизации и дальнейшему развитию строительства и координации деятельности строительных комплексов Главы правительств государств-участников Содружества в 1994 г. подписали Соглашение о сотрудничестве в строительной деятельности, в соответствии с которым создан Межправительственный совет по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ.
Министерствами и госкомитетами строительства стран СНГ разработаны, Межправитель- ственным советом рассмотрены, а Советом Глав правительств стран Содружества Независимых Государств одобрены следующие документы, которые используются для сотрудничества:
1. Соглашение о взаимном признании лицензий на осуществление строительной деятельности, выдаваемых лицензионными органами государств-участников Содружества Независимых Государств.
Соглашение регулирует взаимоотношение сторон по взаимному признанию лицензий, в том числе определяет терминологию, срок действия лицензий, размер оплаты, значение национального законодательства государств Содружества, других международных договоров.
2. Соглашение о межгосударственной экспертизе проектов строительства, представляющих взаимный интерес для государств-участников Содружества Независимых Государств.
В рамках Соглашения экспертными органами Казахстана и России проведена межгосударственная экспертиза по обоснованию инвестиций в реконструкцию и модернизацию нефтепровода Атырау – Самара (Казахстан – Россия).
Экспертными органами Армении и России был предусмотрен рабочий проект "Реконструкция и усиление зданий школы № 6 в г. Гюмри Ширакского марза Республики Армения".
3. Градостроительная хартия Содружества Независимых Государств, определившая цели, приоритеты, основные направления совместных действий по устойчивому пространственному планированию и градостроительному развитию территорий сопредельных государств.
Этот межгосударственный документ служит основой для расширения дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества между заинтересованными организациями СНГ в области управления, планирования и обустрой- ства территорий, взаимосогласованного развития приграничных регионов, в том числе по вопросам охраны окружающей среды, взаимоувязанного развития зон транспортно-коммуникационных коридоров; внедрения современных информационных технологий при разработке генеральных, зональных планов; подготовки научных, проектных и педагогических кадров в строительной деятельности; других направлениях.
Сегодня практически все нормативные (а их уже свыше 190) документы, которые разработаны Гос-строем России и вводятся в действие на территории Российской Федерации, являются межгосударственными и применяются странами СНГ в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства.