Большой город управляет всем:
миром, войной и работой.
Большие города — это духовные мастерские,
где создаются лучшие произведения вселенной.
Ле Карбюзье
Может быть, кто-то удивится: зачем нужна еще одна статья о генпланах? Эта тема сегодня и так не забыта, ее не обходят вниманием журналисты. Но я думаю, что — да, нужна. Нужна для понимания сути того дела, которому служат градостроители.
Иногда кажется, что градостроитель — и судья городу, и врач, так как постсоветский город нуждается в долгом “лечении”.
Но на самом деле судья — сам город!
Город — система в значительной степени саморазвивающаяся. И не всякое градостроительное решение он “принимает”. Удачную градостроительную и архитектурную идею город представит нам со всей щедростью, но и неудачу архитектора обнажит, проявит с беспощадностью. Особенно болезненно город реагирует на градо-строительные ошибки, совершаемые из-за отсутствия градостроительных проектов, в первую очередь — генеральных планов городов.
Совсем недавно завершился “марафон” для градостроителей института “БелНИИПградостроительства” — утверждены генеральные планы областных центров, над которыми коллектив работал долго, много, трудно. На первый взгляд может показаться, что города — областные центры республики похожи. Возможно, это связано с тем, что масштаб этих городов, количество жителей почти одинаковы. Возможно, строительство микрорайонов (90% — 9-этажные жилые дома) снивелировали их образ.
Главная задача градостроителей, приступивших к разработке генплана, заключалась в выявлении уникальных качеств каждого областного центра, которые должны стать основой дальнейшего градостроительного развития и обеспечить инвестиционную привлекательность. Одновременно необходимо было выявить проблемы, которые требуют от органов управления незамедлительного решения, в противном случае они вызовут сложности, в первую очередь в социальной жизни города, а кое-где и в его пространственном развитии.
Вот почему одновременная разработка генеральных планов городов — областных центров рассматривается нами, градостроителями, как важнейшее событие не только в нашей профессиональной жизни, но и в политической жизни республики. Ведь генеральный план, содержащий обоснованный прогноз развития города, является базовым документом для местных органов управления, дающим право принятия управленческих решений по территориальному развитию и преобразованию города. При этом генеральный план через правовое регулирование призван увязать действия всех участников градостроительной деятельности, не допуская необоснованных решений со стороны городской администрации и произвола со стороны некоторых инвесторов. И все это с одной главной целью — обеспечить преобразование города в интересах большинства его жителей, создать городскую среду, достойную современного человека.
Государства, входящие в Европейский союз, в 90-е годы ХХ в. поставили проблему территориального преобразования городов во главу списка национальных приоритетов. Была создана концепция расселения и развития городов в рамках ЕЭС. Действует союз подготовки планировщиков-градостроителей для стран Европейского союза. В рамках ЕЭС в Брюсселе в 2002 г. разработана Fvamewovk Pvoqram (FР-6) по созданию к 2010 г. единого европейского расселенческого пространства для обеспечения мирового лидерства в области экономики.
Деятельность градостроителей связана с территориальными экологическими, социально-демографическими, инженерно-транспортными проблемами, а сегодня и отношениями собственности, перспективами развития недвижимости.
Однако методика работы с городами менялась не только на протяжении веков, но и в течение гораздо более коротких отрезков времени.
Так, современным белорусским градостроителям пришлось изменить подходы к проектированию генеральных планов за несколько последних лет, поскольку изменились социально-экономические условия развития самих городов.
Завершился период строительства новых городов, период индустриализации и создания промышленных районов-гигантов. На смену жестко централизованной экономике с развитием городов только за счет централизованных средств при едином инвесторе, в роли которого выступало государство, при единой государственной собственности на землю пришла новая экономическая модель развития государства. И сегодня развитие каждого города зависит от его собственных ресурсов, от мудрости городского руководства, умения вовлечь эти ресурсы в экономическое преобразование города. И архитектор-градостроитель, работая вместе с органами управления, местными архитекторами и общественностью над генеральным планом, становится помощником в формировании местной политики как в стратегическом развитии города, так и в его первоочередном преобразовании.
В 1996 г. Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь был разработан новый нормативный документ: СНБ “Состав, порядок разработки и согласования градостроительных проектов”, который предусматривает регламентацию градостроительной деятельности — с одной стороны и создание условий для развития городской инициативы — с другой.
В соответствии с новой методикой разработки генеральных планов в первую очередь оцениваются ресурсы каждого города, позволяющие ему развиваться на основе принципа “саморазвития”. Одновременно с этим выявляются ключевые территориальные проблемы города, требующие безотлагательного решения.
Вот основные аспекты, которые затрагивает генеральный план города:
- социально-экономическое развитие;
- территориальное развитие;
- развитие транспортной инфраструктуры;
- развитие инженерной инфраструктуры;
- охрана окружающей среды;
- сохранение историко-культурного наследия;
- предотвращение чрезвычайных ситуаций градостроительными мерами.
При прогнозировании территориального развития обосновывается потребность в дополнительных территориальных ресурсах. Однако акцент сегодня смещается в сторону реконструкции застроенных территорий. Она станет основным приоритетом в совершенствовании городской среды.
Реконструкция предполагает преобразование всех зон города — жилой, производственной, общественного центра и ландшафтно-рекреационной в целях получения максимального экономического эффекта от использования территорий, обладающих высокой градостроительной ценностью, и при этом — совершенствование городской среды и создание своеобразного облика каждого города.
В ХХ в. деятельность градостроителей осуществлялась на принципах Афинской хартии, провозгласившей функциональное разделение города на зоны: жилую, промышленную, рекреационную. В городах появились 9-этажные микрорайоны, промрайоны (промузлы), зоны общественных центров. Город обрел четкость, ясность функционального зонирования, компактность. Но что-то было утрачено. И это “что-то” — сложность городской среды, которая рождается при ее многофункциональном использовании и многообразии форм и средств, эту среду формирующих. Единство, целостность разнообразного, сплетение форм и видов в единое гармонично освоенное пространство — принцип градо-строительного развития, изложенный в Пекинской хартии (1999 г.), как прогноз на деятельность урбанистов в ХХI в.
Этот принцип заложен и в генеральных планах областных центров нашей республики.
Жилые зоны будут представлять собой кварталы, комплексы разной этажности с преобладанием средне- (3-5) и малоэтажных жилых домов.
В периферийных зонах городов продолжится строительство коттеджных районов, но уже без тех стихийных процессов, которые происходили повсеместно в начале 1990-х годов.
В крупных городах около трети территорий занимают промрайоны. Генпланами предусматривается изменение их структуры, ее “измельчение”, повышение уровня застроенности, размещение здесь объектов “малого бизнеса”, обслуживания, а в ряде случаев (например, в центрах городов) — и жилья. Но здесь мы столкнулись с проблемами негативных экологических характеристик среды, что вызвало необходимость говорить о проблемах технологий ряда производств. Те из них, которые вошли в ХХI век с негативным воздействием на окружающую среду, обречены “уйти” из центральных зон городов.
Особое внимание в генпланах уделено развитию общегородских центров и всей системы общественных функций. Ведь преобразования общегородского центра с сохранением историко-культурного наследия и насыщением его уникальными функциями, использованием особенностей природного комплекса позволят сформировать уникальный образ каждого из городов — областных центров.
А уникальность города начинается от его географического размещения, положения в единой системе расселения республики, своеобразия природного комплекса и должно выявляться в каждом конкретном планировочном решении его отдельных районов, кварталов, зданий, элементах благоустройства и декора.
Возвращение белорусским городам исконного своеобразия рассматривается градостроителями не только как профессиональная задача, но и как важнейшая национальная идея. И тогда вряд ли кто-то сможет сказать, что города — областные центры нашей республики похожи между собой. Разве что общей высокой культурой и радушием горожан.