Вы здесь

Творческие мастерские — это мастерские для творчества!

В 2004 году Белорусским союзом архитекторов была скромно отмечена не “круглая”, но юбилейная дата — 15 лет со дня создания первых творческих мастерских.

У истоков этого события — фигуры известные: Евгений Михайлович Ковалевский и Евгений Константинович Дятлов, которые возглавляли наш творческий союз и прежде всего думали о новых возможностях архитекторов. События нарастали вместе с перестройкой. Новый импульс к практическому развитию творческих мастерских был получен от Анатолия Валентиновича Степанова, Александра Ивановича Чадовича, Александра Иосифовича Корбута. Эти люди понимали, что означает отказ от профессиональных диктовок главных архитекторов и техсоветов, зачастую стремящихся к усредненному выверенному, а не лучшему архитектурному решению. Кроме того, разные творческие и деловые способности, опыт и трудолюбие вызывали у архитекторов, работающих в проектных институтах, чувство неудовлетворенности оценкой их труда, нереализованности в творчестве, социальном положении. Этому способствовало огромное количество начальства, вспомогательных и подсобных подразделений, попросту “блатных” бездельников, имеющих условное отношение к профессии и заполнивших проектные институты.

 

Необходимость создания творческих мастерских опиралась на базовую генетическую черту нашей профессии — Творчество, естественную для архитектора профессиональную ответственность за результат труда, стремление к реализации своих воззрений на архитектуру и, конечно, любовь к профессии, желание проектировать и строить вне зависимости от возраста или занимаемого поста.

Однако следует признать, что романтизм этого времени вызвал к жизни не только свободу творчества, но и “мутную волну” предпринимателей, склонных подчинить профессию коммерческим целям, использовать свое служебное положение и материальную базу проектных институтов. Кроме того, не секрет, что на начальном этапе становления независимого государства в чиновничьей среде расцвела коррупция, использующая частные проектные организации для получения взяток. Все это усугублялось практически безотказной выдачей лицензий архитекторам с недостаточным опытом работы и профессиональным авторитетом.

Реакция государства в лице Министерства архитектуры и строительства и исполнительной власти с подачи директорского корпуса проектных институтов была жесткой — прекратить беспредел частных проектировщиков.

Именно тогда вошли в жизнь бесконечные перелицензирования, “наезды” экспертизы, изменения правил ведения хозяйственной деятельности, неконституционные указы местных руководителей об исключении из бюджетов проектирования частными предприятиями.

Естественный отбор — это жестоко, но необходимо. Организационные нагрузки, отсутствие юридических и бухгалтерских знаний, опыта в распределении финансов, работы с частным заказчиком, конкуренция и недоверие некоторых государственных органов к предпринимательской деятельности архитекторов стали испытанием для творческих мастерских.

Очень многие из них прекратили свою работу и закрылись. Другие коллективы со штатом в 3–5 сотрудников не могли обеспечить комплексное проектирование и качественное сопровождение строительства. Им пришлось специализироваться на разработке документации на капитальные ремонты, проектирование коттеджей и интерьеров. В то же время отдельные мастерские вели поиск объединения своей деятельности с проектными институтами или крупными подрядными строительными организациями.

Для многих из них это время стало поворотом судьбы, определившим не только характер работы, но и новый образ жизни. Став хозяином собственной профессиональной деятельности, попав в круговорот рыночной экономики, они были вынуждены учиться бизнесу в условиях реальной действительности, по сути дела в бою. Тогда-то, в 1999-м, возникла идея содружества двух творческих мастерских. Если бы не типовой устав и другие бюрократические тонкости, его название могло быть таким: “Творческая мастерская братьев Штейнманов & К°” или “Штейнман Бразерс”. Дело в том, что Геннадий — архитектор, а Леонид — инженер-строитель. Все остальное — взгляды на жизнь, руководство, удачи и огорчения, прибыль и утраты — для братьев 50 на 50. У истоков нашего коллектива — друзья и коллеги: Юрий Каплан, Светлана Тоневицкая и Сергей Осипов. Содружество стало творческим и позволило создать комплексное предприятие с полным штатом главных специалистов. Наши стройки обрели квалифицированный авторский надзор, мы — возможность обсуждения архитектурных проблем и избавление от профессиональной замкнутости. Общность мировоззрения основана на отношении к нашей профессии как к творчеству.

Конечно, была и притирка двух руководителей, и расхождение взглядов, но это стоило той огромной радости общих побед в тендерах, совместной выработки интересных архитектурных решений. Опыт работы показал, что, объединившись, мы в состоянии решать задачи сегодняшнего дня: работать быстро, предлагая заказчику современные высокотехнологичные решения при невысокой стоимости проектных работ. Нам удалось создать единый развивающийся и растущий в творческом отношении коллектив с общим интеллектуальным и духовным потенциалом.

Появилась возможность оперативной выработки коллективных решений, замены специалистов в экстренных случаях, объединения усилий для скорейшей разработки проектов или участия в тендерах, формирования штата главных специалистов, способных внедрять современные технические решения. Я получил замечательную школу общения, принятия мудрых решений и просто доброжелательного позитивного отношения к жизни.
Еще вчера мы проходили “костоломный слалом”, маневрируя между сверхсложным порядком правил “Разработки и утверждения…”, экспертизой, не всегда квалифицированным заказчиком, низкими ценами и безбожными требованиями к срокам и качеству проектов. Начинали с маленьких объектов: интерьеры, коттеджи, реконструкции, капитальные ремонты. Главный алгоритм работы коллектива всегда был один: никакой халтуры, даже в небольшой и невыгодной работе. Это стало возможным, когда был взят курс на отказ от “варягов”, приходящих с основной работы для дополнительного заработка.

Сегодня в мастерских работают около двух десятков первоклассных специалистов и хороших друзей, именно они создают и “фасад”, и “внутреннюю планировку” предприятия под нашими фамилиями. Штат стабилизировался, “слалом” стал привычным, преграды предсказуемыми, скорость увеличилась за счет приобретенного опыта, взаимопонимания специалистов и неплохого оснащения мастерских современной техникой. За 6 лет мы выполнили более 80 проектов, большинство из которых реализуется. Авторам не стыдно за построенные в Минске детские дома, детские сады нового типа, вечерние школы, административные здания и офисы, торговые центры и автозаправочные станции, реконструкцию зданий с интерьерами, рестораны, квартиры, а также запроектированные, но, к сожалению, не построенные культовые здания.
Порадовала и оценка совместных проектов и построек на республиканских смотрах-конкурсах, где мы неоднократно завоевывали призовые места в отдельных номинациях. Но главным достижением коллектива является репутация высокопрофессиональной и ответственной за взятые обязательства команды. Как и у всех творческих мастерских, у нас есть проблемы. Главная — это ставший тесным офис, наша прибыль не позволяет развивать материальную базу. Есть необходимость в новых специалистах.

2005 год встретили в боевом настроении. Впереди — 70-летие Белорусского союза архитекторов, фестиваль архитектуры и смотр-конкурс лучших проектов и построек, на который есть что выставить. Мы планируем совместную экспозицию, в которую войдут: здание медицинского центра “Экомедсервис”, бизнес-центр в Гродно, административно-торговое здание на улице Некрасова в Минске, проекты рынков, автозаправочных станций, жилых многоэтажных зданий. Мы можем подвести итог многолетней работы типологов, воспитанных в БелНИИгипросельстрое, представив серию проектов и построек коттеджей под названием “Конфиденциально. И в разных стилях”. Наталья Уполовнева покажет свои работы по дизайну интерьеров, которые являются важной составляющей творческого лица мастерских.

Постепенно в конкурентной борьбе определяется ниша творческих мастерских среди проектных предприятий Беларуси. Ясно, что мы — неотъемлемая часть архитектурной жизни республики. Лучшие из нас достойно представляют Беларусь своими постройками и проектами на высоком международном уровне, побеждая в самых престижных конкурсах.
Однако до благодушия далеко, и нам нужно решать неотложные задачи, без которых, мы думаем, развитие творческих мастерских затормозится.

Во-первых, необходимо более тесно сплотиться вокруг Белорусского союза архитекторов — основного защитника наших творческих прав.

Во-вторых, раскрыть возможности “Архпроекта” как инженерного и консультативного центра творческих мастерских.

В-третьих, использовать накопленный опыт работы и материальную базу своих коллег из других творческих мастерских и проектных институтов и выработать совместную стратегию развития.

Многие руководители творческих мастерских давно пришли к этим выводам. Наша сила в творчестве, качестве архитектуры и личной ответственности. Наша сила в неформальном отношении к работе и коллегам. Это и есть образ творческого содружества, которому мы хотим соответствовать.

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Один из древнейших городов Беларуси – Заславль – уже давно приковывает внимание специалистов из разных областей науки – археологии...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Одесса… Удивительный город! Даже не знаю, с чего начать рассказ о нем… С того, что почти вся его старая часть построена 160—200...