Вы здесь

"Золотая точка" города

В ближайшее время начнутся работы по реконструкции скверов на площади Победы. Проект вызывает серьезные опасения за сохранность композиционных основ скверов и ансамбля площади в целом. В связи с этим возникла профессиональная потребность "вслух" проанализировать структуру уникального для Минска объекта садово-паркового искусства, дорогого сердцу коренного минчанина и восторженно воспринимаемого гостями города.

Площадь Победы  является одним из наиболее  активных и значимых архитектурных акцентов послевоенного Минска – как в системе так называемых  "золотых точек" города, так и среди архитектурных ансамблей проспекта Ф. Скорины, где она занимает едва ли не центральное место.


План площади представляет собой прямоугольник (примерно 175х230 м), завершающийся частично вписанным в него овалом с обелиском в одном из центров. Продольная ось прямоугольника совпадает с осью проспекта и ориентирована по линии cеверо-восток – юго-запад. Композиция ансамбля имеет широкое видовое раскрытие в сторону центра города (правый берег Свислочи), а благодаря тому что находится в одной из точек излома центральной магистрали города, интересно раскрывается и при движении от площади Я. Коласа.
Определяющими в композиции площади Победы являются следующие факторы:
– границы площади четко выявлены ансамблевой застройкой с подчеркнуто строгим соблюдением красных линий;
– объединяющим элементом в системе "архитектурный ансамбль – площадь" являются два партерных сквера, расположенные по обе стороны проспекта, причем как проспект, так и оба сквера воспринимаются как экспланадная часть площади;
– основной композиционный акцент – мемориальная зона с монументом Победы в центре организована как завершение архитектурного ансамбля застройки и экспланадной части площади.
Каждая из трех структурных групп (ансамблевая застройка – партерные скверы – мемориальная зона), решая свои конкретные задачи, находится в сомасштабном "стилистически равновесном" и "композиционно заинтересованном" соотношении друг с другом, подчинена общему замыслу, что и создает профессионально качественную, целостно воспринимаемую ансамблевую среду. А ведь  создавались эти группы разными авторскими коллективами!
Формирование площади Победы (точнее, прототипа современной площади) началось в 1940 г. и связано с реализацией основных градостроительных принципов, заложенных в генеральном плане 1938 г., а именно с радиально-кольцевой системой, так как первоначально второе городское кольцо должно было пройти как раз в районе современной площади Победы (ул. Киселева – Захарова).
Автором проекта двух многоэтажных домов, центральные части которых, дугообразные в плане, повторяют конфигурацию северо-восточных сегментов площади, был архитектор Р. Столлер (1940 г.). Профессор архитектуры        Ю. Егоров называет "этот комплекс… первым ансамблем советской белоруской архитектуры" и высоко оценивает его стилистические особенности.
Дальнейшее развитие площади основано на генплане 1946 г. Площадь Победы вошла во вторую очередь строительства проспекта (от ул. Красноармейской до пл. Победы), которая проектировалась в 1947–1950 гг. Автором проекта планировки, как и автором основных ансамблей этой части проспекта, был московский архитектор М. Барщ.
Партерные скверы (участок между ул. Киселева – Захарова и  Фрунзе – Коммунистической) и симметрично расположенные объемы архитектурного ансамбля из шести жилых домов, формирующих линию застройки на этом отрезке проспекта, были построены в 1952–1957 гг. по проекту архитекторов М. Барща и Л. и Г. Арнаускасов (дома) и архитектора М. Барща и садовода-декоратора М. Охременко (скверы).
Главный композиционный элемент площади – монумент Победы (авторы: архит. Г. Заборский, В. Король, скульпт. З. Азгур, А. Бембель, А. Глебов, С. Селиханов) был возведен в 1957 г.  на пересечении проспекта и ул. Захарова – Киселева).
Во второй половине 1980-х годов в связи с прокладкой первой линии Минского метрополитена площадь была частично реконструирована: ее центральная часть с монументом приобрела форму овала, вытянутого по линии проспекта (авторы проекта:    архит. Б. Ларченко, Б. Школьников,   К. Вязгин), соответственно укоротились прилегающие участки скверов.
Исследователи, оценивавшие архитектурно-планировочный ансамбль площади еще на уровне проектных предложений, в начале 1950-х годов, отмечали "камерный" (фоновый) характер фланкирующей застройки     (О. Швидковский).
В начале 1960-х годов Ю. Егоров высоко оценивал этот архитектурный ансамбль: "Площадь Победы – завершающая часть главной улицы города.   Это площадь-сквер, не имеющая определенного функционального назначения… Архитектурно площадь задумана как постепенный переход от свободных парковых пространств к обычной улице. Для этого по обе стороны от трассы магистрали разбиты скверы…
Пятиэтажные жилые дома запроектированы небольшой протяженностью и связаны между собой колоннадами, которые, по мысли автора, должны придать застройке предпарковый характер… Архитектура жилых домов решена с профессиональным мастерством, но грешит излишней декоративностью и измельченностью форм, теряющихся на больших открытых пространствах площади. Центром композиции... является обелиск… Площадь Победы оригинальна по своей архитектурно-пространственной организации… представляет собой интересный и своеобразный жилой ансамбль, достойно завершающий центральную часть проспекта". Исследователи 1970-х – начала 1990-х годов также отмечали "целостность композиции площади Победы".
Но нужно иметь в виду, что в отличие от зданий и сооружений объекты ландшафтной архитектуры формируются не сразу, а с течением времени, так как это "живой", растущий строительный материал (деревья, кустарники). И лишь когда сформировались скверы на площади Победы, авторский замысел реализовался полностью.
В основе объемно-пространственной композиции скверов заложены следующие принципы:
– простота и лаконичность планировки, подчеркивающие строгость горизонтальных и вертикальных (откос вдоль проспекта) членений, подчиненных общему замыслу ансамбля и не отвлекающих от восприятия живописных "зеленых" композиций;
– создание живописных солитерных и групповых посадок из деревьев и кустарников на больших плоскостях партерного газона (полянах);
– посадка насаждений согласно продуманной системе перспектив, включающей проспект, проезды вдоль фланкирующей жилой застройки и саму застройку;
– оформление периметральных участков и мест отдыха (карманы со скамьями) с помощью посадок декоративных кустарников;
– создание  выразительного периметрального ограничителя-бордюра (из кизильника блестящего);
– построение групп деревьев и кустарников с учетом наиболее эффектных, нередко контрастных сочетаний (ель колючая – лох серебристый, ель колючая – боярышник и т.д.);
– преимущественное использование низкой растительности (разновысокого кустарника), что обеспечивает хорошую просматриваемость застройки и целостное восприятие ансамбля площади.
В подборе ассортимента зеленых насаждений был заложен принцип максимальной декоративности в течение всего вегетационного периода, широко использованы интродуценты.
Весна – это облака цветущего боярышника и алычи, ароматные шатры сирени обыкновенной и венгерской, яркое цветение клена остролистного   шаровидной формы.
Лето – это пронзительные запахи и серебро лохов, раскаленная голубизна хвои елей, прохлада сиреней и утонченный шелест семян птелеи.
Осень – это оранжевый крик клена гиннала и восторженные сочетания красок и плодов в розово-красной рамке бордюра из кизильника блестящего.
Зима же – это не просто сон, но сказочно-живописное видение благодаря ажурной "прозрачности" формованных кустарников и плотной "надежности" елей.
Мастерски разработанные композиции (автор – садовод-декоратор М. Охременко), выполненные в очень качественном посадочном материале, с соблюдением технологии посадок, обеспеченные светом и здоровьем, частично формованные с целью достижения живописной кроны и формы стволов, – это и есть главное достояние партерных скверов.
Сегодня, когда насаждения выросли и сформированы, скверы наглядно демонстрируют, почему автор ансамбля архитектор М. Барщ избрал для своих шести фланкирующих домов "скромную" "фоновую" архитектуру с "парковыми деталями".
В завершение необходимо отметить, что целостность ансамбля площади Победы достигается еще и "сбалансированными", точно найденными пропорциями планировочных и объемных членений (соотношение ширины проездов с тротуарами вдоль застройки, зеленых участков скверов, ширины проспекта, высоты зданий и пр.).
Площадь Победы сегодня – это качественно сформированная среда, имеющая выразительный образ. Ансамбль площади имеет статус историко-культурной ценности (с условным выделением его составляющих: мемориальная зона с монументом, фланкирующая площадь застройка и скверы по обе стороны проспекта).
И с художественной, и с правовой точек зрения любое нарушение планировочных пропорций экспланадной части площади, не говоря уже о неизбежном уничтожении элементов парковых насаждений, является преступлением.
Возражения, основанные на прецеденте – реконструкции мемориальной части площади в начале 1980-х гг. – полностью несостоятельны, по меньшей мере, по двум причинам.
Во-первых, несопоставимы цели – решение транспортных проблем целого города (двадцать лет назад) и обеспечение местом парковки нескольких десятков автомашин (в начале XXI в.).
Во-вторых,  композиционно допустимое превращение круга в овал не может служить основанием для варварского выкраивания "ленточек" из памятника градостроительства, сопровождающегося уничтожением комплекса уникальных зеленых насаждений.


В историческом обзоре использованы материалы БГАНТД, работы
В.И. Аникина и Е.Л. Заславского,
Р.В. Борового, А.А. Воинова,
Ю. Егорова, А.В. Лысенко и др.


 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Геннадий Штейнман XVIII съезд Белорусского союза архитекторов завершил свою работу. Еще долго мы будем обсуждать его решения, осмысляя свои и чужие...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Центр Хабитат является органом, осуществляющим информационно-аналитическое обеспечение работ Минстройархитектуры по устойчивому развитию населенных...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Беларусь всегда была на передовых позициях в вопросах ценообразования в строительстве в бывшем СССР. Однако еще в конце 1980-х годов, когда страна...