Практика организации жилищного строительства в городах свидетельствует, что в строительной деятельности наиболее трудоемкий и длительный период предшествует началу строительства, о чем говорится также в [1,2]. Большая продолжительность времени согласовательных процедур, проводимых до начала возведения жилого дома, приводит к удорожанию его стоимости, оттоку потенциальных организаций-инвесторов.
Анализ опыта правового регулирования согласовательных процедур в Москве [3,4] и столице Киргизской Республики Бишкеке [5] позволяет сделать вывод о целесообразности внедрения в городах нашей страны на стадии согласования строительства принципа “одного окна”. Принцип “одного окна” исключает возможности необоснованного привлечения предприятий и организаций, выступающих участниками строительства жилого дома, к согласованию документов, выдаваемых органами исполнительной власти города и иными организациями. Взаимодействие между подразделениями и службами по согласованию предпроектной документации обеспечивается органами исполнительной власти города.
Организация жилищного строительства на основе внедрения принципа “одного окна” потребует совершенствования организационных связей его участников. Обязательным условием является формирование местным органом власти городской комиссии и утверждение ее состава из представителей структурных подразделений согласующих организаций. Для подготовки согласующих решений из специалистов этих организаций формируется рабочая группа. Подобным образом организована работа по принципу “одного окна” в городе Челябинске [6].
Городская комиссия имеет право:
– запрашивать в установленном порядке от органов исполнительной власти города и районов города, органов местного самоуправления, иных организаций необходимые для работы городской комиссии материалы по вопросам, входящим в ее компетенцию;
– рассматривать спорные вопросы между структурными подразделениями согласующих организаций, иными организациями по совершенствованию городской системы управления, введению режима “одного окна”.
Порядок проведения согласовательных процедур в Республике Беларусь на основе принципа “одного окна” (с указанием срока выполнения процедуры) представляет собой такую последовательность:
1) юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении ему земельного участка, обращается в соответствующий исполнительный и распорядительный орган по месту нахождения испрашиваемого земельного участка с ходатайством (срок выполнения — 1 день);
2) городской исполнительный комитет рассматривает ходатайство (заявление) юридического лица (срок выполнения — 5 дней);
3) направление ходатайства в “Белгипрозем” (срок выполнения — 1 день);
4) заключение договора между юридическим или физическим лицом и УП “Проектный институт “Белгипрозем” на подготовку материалов предварительного согласования места размещения объекта (срок выполнения — 1 день);
5) разработка материалов предварительного согласования места размещения объекта всеми городскими службами. Принятие решения Мингорисполкомом по утверждению Акта выбора земельного участка и разрешению проведения проектно-изыскательских работ (срок выполнения — 30 дней);
6) проведение проектно-изыскательских работ (срок выполнения — до 90 дней);
7) выдача архитектурно-планировочного задания (срок выполнения — 15 дней);
8) согласование разработанной проектно-сметной градостроительной документации с организациями, выдавшими технические условия (срок выполнения — 30 дней);
9) выдача заключения Комитета архитектуры и градостроительства по разработанному архитектурному (строительному) проекту на соответствие его техническим условиям, архитектурно-планировочному заданию и согласованиям надзорных служб (срок выполнения — до 15 дней);
10) государственная экспертиза архитектурного (строительного) проекта объекта (срок выполнения — до 30 дней);
11) утверждение проектно-сметной документации (срок выполнения — 14 дней);
12) разработка проекта отвода земельного участка и проекта решения Мингорисполкома на разрешение его использования в запрошенных целях (срок выполнения — 30 дней);
13) обращение заказчика в Мингорисполком по вопросу отвода земельного участка. Принятие решения Мингорисполкомом по вопросу отвода земельного участка (срок выполнения — до 30 дней);
14) установление границ земельного участка на местности (срок выполнения — 14 дней).
Из приведенной последовательности видно, что продолжительность согласовательных процедур на основе введения в городах Беларуси принципа “одного окна” не превысит 306 дней (в настоящее время продолжительность такой процедуры составляет более 400 дней).
Таким образом, внедрение принципа “одного окна” при строительстве жилых домов в городах республики позволит сократить расчетные сроки согласования разрешительной документации и подготовки строительства жилого дома на 23,8%. Это повысит эффективность использования инвестиций на жилищное строительство, будет способствовать снижению стоимости 1 м2 общей площади жилых домов за счет сокращения переменных затрат.
Литература
1. Исследование программно-целевых методов управления жилищной политикой в отдельных странах СНГ: Отчет о НИР (промежуточный) / УП “Институт НИПТИС”; руководитель А.Д. Иванов. № ГР 20003199. Мн., 2004. 142 с.
2. Бузырев В.В. Моделирование оптимальной структуры жилищного строительства в крупном городе / В.В. Бузырев, Л.Г. Селютина, А.О. Березин // Экономика строительства. 2002. N 9. С. 29–39.
3. О сокращении сроков согласования и утверждения предпроектной и проектной документации. Распоряжение мэра Москвы, 1 сентября 1998 г. // Консультант-плюс: Версия проф. [Электрон. ресурс] / АО “Консультант-Плюс”. М., 2005.
4. О первоочередных мерах, направленных на разработку и введение в отраслях городского хозяйства Москвы режима “одного окна”. Постановление правительства Москвы, 10 июня 2003 г., N 438-ПП // Консультант-плюс: Версия проф. [Электрон. ресурс] / АО “Консультант-Плюс”. М., 2005.
5. Порядок оформления разрешительных документов по градостроительным и земельным вопросам в режиме “одного окна”. Постановление мэрии г. Бишкек и Бишкекского городского Кенеша депутатов, 11 мая 2004 г., № 27/27 // Консультант-плюс: Версия проф. [Электрон. ресурс] / АО “Консультант-Плюс”. М., 2005.
6. Об оптимизации работы по подготовке документов для строительства по принципу “одно окно”. Постановление главы города Челябинска, 25 июня 2004 г., № 1119-п // Консультант-плюс: Версия проф. [Электрон. ресурс] / АО “Консультант-Плюс”. М., 2005.