Коллектив, возглавляющий проектирование объекта:
Главный архитектор комплекса А.А. Шабалин
Главный архитектор проекта Р.Г. Рымашевская
Главный конструктор комплекса К.Г. Пирожков
Главный инженер проекта Б.Л. Кадушин
Научный руководитель проекта реставрации Л.В. Иванова
4 июня 2005 г. постановлением Совмина № 595 утвержден архитектурный проект “Реставрация и реконструкция памятника архитектуры — здания творческого объединения “Национальный академический Большой театр оперы и балета РБ”.
Согласно ему, объект советского конструктивизма, запроектированный архитектором И.Г. Лангбардом и введенный в эксплуатацию в 1939 г., претерпит качественные изменения: с одной стороны, ему будет возвращен первозданный, довоенный облик, с другой – здание подвергнется комплексной технической модернизации.
Генеральной проектной организацией является АП “Институт “Белпроект”. В разработке проекта принимает участие свыше 30 субподрядчиков. Вопросы реставрации решает ПРУП “Проект- реставрация”.
Заказчиком проектирования выступает творческое объединение “Национальный академический Большой театр оперы и балета РБ”. Исходя из функциональных потребностей, объект разбит на 3 пусковых комплекса. Первый включает в себя малый репетиционный зал, гримерные, хозяйственные и помещения инженерной инфраструктуры. Во второй пусковой комплекс войдут помещения обслуживания, подготовки спектаклей и декораций. С технологической точки зрения самым трудоемким и дорогостоящим является 3-й пусковой комплекс. В нем предполагается обустройство сценического (сцена и ее карманы, механическое оборудование, установочное освещение, акустические устройства) и зрительского (зрительный зал, фойе, вестибюль, гардеробная, буфет, санузлы) блоков.
Реконструкция сценического комплекса предусматривает комплексную модернизацию технологий сценографии: оснащение сцены современными механическим оборудованием, постановочным освещением, акустическими устройствами. На высоком уровне решена и нижняя, и верхняя механизация сценической площадки. Так, переднюю часть театральной сцены оборудуют подъемно-опускной платформой, которая увеличит авансцену. На уровне оркестровой ямы предусмотрена передвижная фура, где будет размещаться оркестр.
Высокотехнологично решена площадка основной сцены. Установленные здесь пять 2-уровневых платформ 2,5ґ18 м будут подниматься относительно друг друга под разными углами наклона. Применение в технической комплектации современных гидравлических приводов сделает их перемещение бесшумным, плавным, точным и самое главное — высокоскоростным (до 1,5 м в секунду). Дополнительные спецэффекты будут достигаться благодаря люкам провала, предусмотренным на передвижных площадках. Здесь же, на главной сцене, запроектированы сейфы для складирования театральных декораций с автоматическим режимом управления.
Собственной подъемно-опускной платформой с механическими фурой поворотного круга (диаметром 15 м) и фурой балетной сцены со специальным покрытием для танцоров будет оборудована задняя часть театральной сцены — арьерсцена.
Верхняя механизация сценического комплекса предусматривает 120 декоративных подъемов, обеспечивающих перемещение декораций. Для приборов постановочного освещения запланировано 10 софитных мостов и 8 световых башен.
В комплексе эти инженерные инновации станут “работать” на создание общего сценографического и голографического эффекта.
Реконструкция зрительского комплекса (на 1000 посадочных мест) в качестве превалирующей ставит задачу создания в нем идеальной акустики. В свое время по показателям акустики амфитеатр, запроектированный Лангбардом в пропорциях 1:1 по отношению к сценическому комплексу, был вторым в СССР. Сегодня специалистам предстоит решить, будет залу возвращена прежняя геометрия (видоизмененная в процессе многочисленных переустройств) либо, как предлагает БелНИИС, следует уменьшить его объем, заменить потолок и надстроить ложу.
В здании театра архитекторы попытались ввести максимальное количество дополнительных площадей, зарезервированных еще в проекте 1936 г. По всему периметру здания будет осуществлена перепланировка внутренних помещений.
На современном уровне решено инженерное оснащение театра: системами наружного и внутреннего освещения, приточно-вытяжной вентиляции, централизованной пылеуборки, охранной и пожарной сигнализации, камерами видеонаблюдения, устройством телевидения и локальной компьютерной сети, специальными помещениями для пожарной охраны, автоматическими системами управления и оперативно-дистанционного контроля за состоянием технического блока. Впервые в СНГ будет применена адресная раздача воздуха: кондиционерное устройство, реагирующее на малейшие колебания температуры, установят под каждым креслом зрительного зала. Театр оперы и балета оборудуют новейшими лифтами, как пассажирским, так и грузовыми. Усовершенствуются и сети городских коммуникаций: водо-, тепло-, энергоснабжения, канализации, предусмотрены отдельный водопровод для пожаротушения и автономная насосная станция для него.
Из конструктивных решений запланирована замена устаревших и потерявших прочностные характеристики металлических конструкций перекрытия зрительного зала на современные металлоконструкции, а вместо недопустимых нынешними нормативными требованиями деревянных элементов будут использованы железобетонные.
Полное воссоздание памятника архитектуры предполагает замену скатной кровли на плоскую, заложенную Лангбардом. Одним из прорабатываемых вариантов кровельного покрытия остается применение инверсионной кровли. При этом для предохранения внутреннего убранства (лепнины с позолотой, имеющих историческую ценность архитектурных деталей) на период переустройства покрытия над зрительским комплексом будет установлена временная кровля с организованным водостоком.
Комплексный подход предусмотрен и к благоустройству 11 га территории вокруг театра. Уже готов дизайн-проект по озеленению участка с заменой части грунта. Будет произведена реконструкция ограждения с выделением входной группы из гранита, реализовано художественное освещение.
Общий строительный объем составляет 207 000 м3. Общая площадь объекта — 36 742 м2, полезная — 30 078 м2. Площадь застройки достигает 9076 м2.
Начало работ намечено на IV квартал 2005 г., окончание — на конец 2008 г.