Вы здесь

Мемориальный комплекс “Тростенец”

28.12.2005 07:36
Просмотров: 8 436
Версия для печати

Гран-при международного конкурса “Леонардо-2005” достался молодым архитекторам УП “Управление военного проектирования” за проект “Мемориальный комплекс “Тростенец”. О концептуальном решении архитектурного замысла рассказывают авторы.

Авторы проекта:
архитекторы
— А. Зайцев, Г. Наседкин, Д. Соколов,
скульптор — А. Прохоров

Тростенец — место под Минском, где во время Великой Отечественной войны находился один из крупнейших в Европе лагерей смерти. Здесь покоится прах более 200 тысяч людей, в том числе граждан стран Европы, загубленных нацистами в 1941–1944 годах. Создание мемориала — это исполнение морального долга перед павшими, напоминание людям, живущим в мирной Европе, какой ценой пришлось оплатить сегодняшний мир, наказ грядущим поколениям о мере ответственности за любое слово вражды и ненависти, посеянное в душах людей.

Проект выполнен для конкурса, проведенного Мингорисполкомом в 2004 году, и вошел в число четырех победителей. Задача заключалась в создании места, после посещения которого человек бы преображался, отыскивая в глубине своей души сокровенный источник жизни, надежды и веры.

Организаторами конкурса для проектного предложения было выбрано место, где проходил путь узников из концентрационного лагеря к месту гибели.

Основной идеей проекта является формирование документального пространства с минимализацией авторского самовыражения. Масштаб объекта находится в соподчинении масштабу трагедии. В нашей работе акцент сделан не на архитектуру, а на пространственное решение, и архитектурная лаконичность – одна из идей проекта. В таком месте человек должен не восхищаться рукотворными образами, а задуматься над тем, что произошло здесь десятки лет назад. Попадая на территорию комплекса, он будто следует путем тех, кто в трагическое время прошел здесь все круги ада.

Пространство комплекса состоит из сочетания определенных знаковых пластических элементов, призванных создавать целостное восприятие мемориала.

Входная группа

Человек проходит через пропилеи, вовлекающие его в первое визуальное пространство. Это место символизирует прощание с миром вещей, тех мирских ценностей, которые окружали человека, которыми он жил. Мирные граждане доставлялись сюда на автобусах или в эшелонах. Здесь же переписывались ценные вещи, выдавались квитанции. До последнего момента поддерживалась видимость переселения людей на новое место жительства и работы.

Мост

Движемся к центру мемориала по мосту, откуда происходит визуальное соприкосновение с этим знаковым местом. Под ним остается недосягаемое пространство оставленного человеком мира вещей. Это пространство находится на отметке исторического уровня земли времен войны.

Музей

Вместе с ниспадающей водой человек спускается на отметку предыдущего пространства и погружается в документальную хронику трагических событий войны. Здесь концентрируется содержательная составляющая всего комплекса.

Центральная композиция

Это символ трагедии и одновременно — высвобождения, очищения, устремленный в небо. Орган — прообраз структуры центральной композиции. Его дополняет движение образов человеческих душ. Ветер, сталкивающийся с наискось срезанными трубами, издает характерный звук поющего тростника. Это — Реквием.

Завершающее пространство

Из центральной части комплекса колоннада “направляет” человека в замкнутое пространство, которое воспринимается особенно остро после контрастирующего ему свободного пространства на мосту. Вдоль одной из стен, ограничивающих его, медленно течет вода по следу дороги, где проходили узники концентрационного лагеря к месту гибели. Линию ручья продолжает тополиная аллея, уходящая вдаль. Ручей отсекает человека от стены Покаяния и Скорби, на которой начертаны имена тех, кто остался здесь навсегда. В стене по оси колоннады — ритуальное место, обозначенное крестом.
Три второстепенные функции объекта (обслуживающая, административная и хозяйственная) размещаются на периферийных вершинах треугольной площадки комплекса. Зона обслуживания посетителей находится со стороны г. Минска, откуда предполагается главный вход.

Ночная подсветка комплекса направлена на сохранение дневного восприятия пластики форм, меняя местами свет и тень.

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: 21 747
Давайте попутешествуем во времени, «пробежимся» по разным уголкам Земли и пристально вглядимся в свои родные места, полюбуемся и восхитимся...
23.07.2003 / просмотров: 15 824
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на...
23.07.2003 / просмотров: 10 013
В ряде стран Западной и Центральной Европы формируются природные парки регионального и местного значения, аналогов которым в Беларуси пока нет. Так...