Вы здесь

Надлежащее составление задания – залог соблюдения сроков выполнения работ

Версия для печати

От того, насколько точно будет составлено задание на выполнение проектных, ремонтных работ, проектно-сметная документация на строительство зависит в первую очередь срок выполнения работ. Связано это с необходимостью в авральном режиме уже в ходе выполнения работ вносить изменения в задание и ПСД, что влечет изменение сроков фактического выполнения работ.

В соответствии со статьей 670 Гражданского кодекса Республики Беларусь подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: возможных неблагоприятных для заказчика и (или) подрядчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.

Подрядчик, не предупредивший заказчика о вышеперечисленных обстоятельствах, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения установленного в договоре срока, а при его отсутствии – разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работ, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.

Если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика о вышеуказанных обстоятельствах, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.

Практика хозяйствования свидетельствует о том, что субъекты хозяйствования не обращают должного внимания на указанные предписания закона. Предупреждения делаются устно, заказчик устно указывает на необходимость продолжения работ, мол «потом все в процессе исполнения поправим», сроки выполнения работ не продляются и т.п. В результате к моменту завершения работ имеет место нарушение сроков, качества, увеличение стоимости и т.п. И заказчик уже начинает разговаривать с подрядчиком по-другому - «не согласовывал, не продлевал сроки, Вы сами виноваты» и т.п.

В такой ситуации подрядчик остается самым незащищенным звеном. А если работы выполнялись за счет бюджетных средств ситуация ухудшится вследствие проверки контролирующим органами выполненных работ на предмет наличия завышений стоимости работ, а органы казначейства вдобавок еще и взыщут пеню, если имело место авансирование работ за счет бюджетных средств.

Приведем пример.

Хозяйственным судом было рассмотрено заявление ОДО «Т» к Главному управлению Министерства финансов Республики Беларусь по области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика - Войсковая часть, о признании не подлежащим исполнению исполнительного документа [1].

Решением суда в удовлетворении требований было отказано.

Как следует из материалов дела, между ОДО «Т» и Войсковой частью по результатам подрядных торгов был заключен договор подряда. К указанному договору сторонами было заключено три дополнительных соглашения.

Как было установлено в ходе рассмотрения материалов дела, первоначально заказчиком предмет подрядных торгов был сформулирован в Техническом задании на выполнение текущего ремонта паровых котлов ДКВР - 2,5/13 в количестве 2 штук. Среди прочего предполагалась замена установленных горелок на паровых котлах на горелки ГБЖ-1,2.

Как было установлено в ходе судебного заседания, техническое задание было разработано должностными лицами войсковой части и утверждено ее командиром.

В ходе выполнения работ по заключенному с победителем торгов ОДО «Т» договору подряда было установлено, что указанные горелки ГБЖ-1,2 используют виды топлива: дизельное топливо по ГОСТ 305-82 и печное топливо по ТУ 38.10.1656-99, и не могут эксплуатироваться на использующемся в войсковой части мазутном топливе.

Указанные обстоятельства были обнаружены сторонами по договору только после приобретения и монтажа подрядчиком горелок на котлы.

Вследствие выявленных недостатков технического задания в него были внесены изменения и пункт 4 Технического задания был изложен полностью в новой редакции, предусматривающей установку уже других горелок БСТ-ГМА-2,5 М-Б-С-40-ф100 и сопутствующего им оборудования. Ранее установленные горелки были демонтированы подрядчиком и возвращены предприятию изготовителю. Также дополнительным соглашением были внесены изменения в договор подряда. Решение о внесении изменений в техническое задание  на выполнение текущего ремонта паровых котлов в количестве 2 штук было принято должностными лицами войсковой части и утверждено ее командиром.

Стоимость горелок ГБЖ -1,2 в соответствии с условиями договора, заключенного подрядчиком с предприятием-изготовителем составила 11408528 рублей. Работы по монтажу и демонтажу указанных горелок выполняла на возмездной основе субподрядная организация.

Как пояснил в ходе рассмотрения дела представитель войсковой части, при разработке технического задания при проведении подрядных торгов у него отсутствовали технические паспорта на горелки ГБЖ-1,2, БСТ-ГМА-2,5 М-Б-С-40-ф100, детальное изучение рынка отопительного и оборудования им не проводилось, задание было составлено методом опроса организаций - потенциальных подрядчиков, поскольку он не обладал достаточной компетенцией в этой сфере. О невозможности эксплуатации горелок ГБЖ-1,2 на мазутном топливе ему не было известно.

В дальнейшем в ходе выполнения работ в договор подряда вновь были внесены изменения дополнительным соглашением. Основанием для внесения изменений, как следует из материалов дела и объяснений сторон явилось то, что согласно Программе по энергосбережению в органах пограничной службы Республики Беларусь на 2010 год в рассматриваемой войсковой части было запланировано мероприятие по модернизации котельной с переводом на сжигание местных видов топлива с замещением мазута.

Вместе с тем, как следует из содержания Программы по энергосбережению в органах пограничной службы Республики Беларусь на 2010 год, она была утверждена задолго до проведения подрядных торгов по спорному объекту и ее содержание должно было быть известным должностным лицам Войсковой части.

Таким образом, при рассмотрении дела хозяйственным судом было установлено ненадлежащее исполнение должностными лицами ответственными за организацию и проведение подрядных торгов требований Указа Президента Республики Беларусь от 07.02.2005 № 58 "О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения Указа Президента Республики Беларусь", а также Положения о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов, утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.03.2005 № 235 в части надлежащей подготовки конкурсной документации, что повлекло нарушение фактических сроков выполнения работ и причинение убытков подрядной организации.

Как было установлено в ходе рассмотрения дела, одной из основных причин, обусловивших нарушение подрядчиком сроков выполнения работ явилось неоднократное внесение изменений в предмет договора по причине ненадлежащей подготовительной работы лиц, ответственных за разработку конкурсной документации.

Следует отметить, что подрядчик по данному делу не уведомлял заказчика письменно о необходимости продления сроков выполнения работ, даже наоборот, последним дополнительным соглашением сроки выполнения работ были сокращены сторонами в добровольном порядке.

Согласно п. 9 Порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 года № 359 юридические лица, их обособленные подразделения, индивидуальные предприниматели, получившие за счет средств бюджетов предварительную оплату и не исполнившие или ненадлежаще исполнившие обязательство по поставке товара (продукции), выполнению работ, оказанию услуг в сроки, предусмотренные договорами, уплачивают покупателю (заказчику) за каждый просроченный день пеню с зачислением ее в доход соответствующего бюджета. Размер пени рассчитывается исходя из процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день исполнения обязательства, за исключением поставок товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг военного назначения по государственному оборонному заказу, увеличенной в 10 раз, от суммы неисполненной части обязательства по выполнению работ, оказанию услуг.

Вследствие просрочки выполнения работ с подрядчика в бесспорном порядке Главным управлением Министерства финансов Республики Беларусь по области с подрядчика была взыскана пеня в размере 10*кратной ставки рефинансирования.

Завершая, следует отметить, что размер взысканных санкций по указанному делу превысил саму стоимость горелок. Если бы сроки выполнения работ не были нарушены либо были продлены по соглашению сторон - такого бы не произошло.


[1]Архив хозяйственного суда Гродненской области. Решение от 21.03.2011 по делу №111-12/2011


comments powered by HyperComments
Читайте также
21.04.2004 / просмотров: 12 209
Неповторимый облик города, в котором мы живем, на подсознательном уровне является для нас единственно возможной реальностью. Между тем это лишь одна...
24.07.2005 / просмотров: 6 563
Геннадий Таламанов Творческий потенциал архитекторов Гродненщины Одним из драгоценных камней в ожерелье Беларуси можно считать Гродненский край,...
22.02.2006 / просмотров: 9 369
На современном этапе проблема города как результат развития истории и культуры выдвинула на первый план вопросы аутентичности памятников архитектуры...